• Авторизация


известный текстильный фабрикант и коллекционер произведений искусства, швед еврейского происхождения Понтус Фюрстенберг (Pontus Fürstenberg, 4 октября 10-12-2012 22:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

[показать]

Ernst Josephson Poträtt av Pontus Fürstenberg.

 

ЖЗЛ (ПЕДЕР СЕВЕРИН КРЁЙЕР. ЖИЗНЬ В ПОРТРЕТАХ. ПОПЫТКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Часть 2)

1881-1888 (продолжение)

Скаген

В июне художник вернулся в Копенгаген и провел все лето в летней резиденции своего покровителя Гиршпрунга. Вилла находилась в пригороде Копенгагена - Сванемёллен (Svanemøllen, на датском - «Лебединая мельница»), и располагалась в живописной долине Вильгельма (Vilhelmsdal). Там Крёйер написал известный портрет семьи Генриха Гиршпрунга и выполнил скульптурный бюст своего благодетеля.

[показать]

Peder Severin Krøyer Det Hirschsprungske. 1881 г.

В мае 1882 года Педер Северин вновь побывал в Париже, чтобы посетить выставку Салона.
Он заехал также в Вену, чтобы посетить международную художественную выставку, где была представлена его работа с итальянским семейством «шляпников».
В австрийской столице Крёйер познакомился с земляками – художниками Анной и Микаэлем Анкерами, которые очень много рассказывали о Скагене и пригласили приехать в гости.




[показать] [показать]

Peder Severin Krøyer Portrait of Anna Ancher.
Peder Severin Krøyer Portrait of Michael Ancher. 1886 г.

Скаген благодаря красивой природе его окрестностей был излюбленным местом отдыха датской интеллектуальной элиты. Педер Северин и раньше слышал восторженные истории об этой деревушке от поэта и художника-мариниста Хольгера Драхманна, художников Лаурица Туксена и Карла Мадсена, которые побывали в Скагене еще в начале 1870-х годов. Уже тогда там начинала формироваться колония художников. Михаэль Анкер приехал впервые в Скаген и присоединился к колонии в 1874 году. В 1880 году он женился на уроженке Скагена, начинающей художнице Анне Брённум, и в 1882 году они совершали свадебное путешествие.
Крёйер сам уже давно хотел увидеть красоты Ютландии, поэтому сразу же принял предложение Анкеров. В июне художник прибыл в Скаген и был впечатлен суровой природой деревни и мужественностью и молчаливостью крестьян.
Скаген в то время был небольшой деревушкой рыбаков. Находилась она на одноименном мысе, на самом севере полуострова Ютландия, который разделял Балтийское и Северное моря.
Единственными «достопримечательностями» деревни были продуктовый магазин и местная гостиница «Брёндум», которую держал отец художницы Анны Анкер и назвал своим именем.
Норвежский живописец Кристиан Крог (Christian Krohg, 13 августа 1852 — 16 октября 1925), активный член Школы Скаген писал об этом месте: «Этот городок умеренный, улыбчивый, фантастичный, могущественный, дикий и внушающий страх... нет другого такого места на лице земли».
Сам Крёйер уже 2 августа 1882 года в письме к матери писал: «Здесь у меня сложились очень теплые дружественные отношения с Драхманном, Анкером и шведским художником Бьёрком. Каждый день мы часто сидим вместе в вечернее время. Я не занимался много, хотя у меня было достаточно книг, предпочитая общаться с товарищами».

[показать]

Peder Severin Krøyer

С июня по октябрь художник прожил в Скагене, изображая красоты местной жизни и портреты известных людей, живших или оказавшихся проездом в этих местах.
Зиму Крёйер провел в Копенгагене, там он работал над многочисленными заказами, написал, например, портрет архитектора Фердинанда Мелдаля (1882). Кроме этого, принимает активное участие в художественной и литературной жизни города, вместе с Л. Туксеном и Ф. Шварцем начал работу над реформой образования, став одним из инициаторов открытия в 1882 году первых бесплатных школ.
Весну следующего года художник провел за границей, где посетил Парижский Салон и крупные художественные выставки в Лондоне, Амстердаме и Стокгольме, а в начале лета вернулся в Скаген. Еще в 1882 году он взял в аренду дом, который находился в саду отеля Брёндум, здесь он обустроил свою студию и все лето делал наброски на открытом воздухе на скагенских Южных пляжей. Последующие несколько лет Крёйер делил свою жизнь между Скагеном летом и Копенгагеном зимой, иногда выезжая в межсезонье за границу или в другие города Дании.
Скаген сам художник считал своей летней резиденцией. Вдохновленный тяжелой жизнью рыбаков художник написал немало картин, изображающих их и в работе, и на отдыхе, например, «Рыбаки тянут невод на скагенском Северном пляже» (Fiskerne trækker vod på Skagen Nordstrand, 1883) или «На обед» (Ved frokosten, 1883).

Праздники творчества и общения

Историки пишут, что именно Крёйеру пришла в голову мысль организовать в Скагене официальное сообщество художников. Он изучал опыт французских колоний художников, имел свой небольшой опыт в Хорнбеке, поэтому Педер Северин и предложил организовать творческое объединение художников под названием «Вечерняя Академия», которая разместилась в отеле Брёндум.
Как человек обаятельный и экстравертный, Крёйер быстро собрал вокруг себя большой круг друзей и единомысленников и стал неофициальным, но признанным лидером этого международной общины творческих людей. Международной, поскольку в Скаген приезжали художники со всей Скандинавии – не только датчане, но и живописцы Норвегии, Швеции и Финляндии.
На полотне «В обед» (Ved Frokosten, 1883) Крёйер изобразил скагенских художников во время обеда в отеле Брёндум. На заднем плане стоит Микаэль Анкер, на переднем плане справа сидит Кристиан Крог, в центре с опущенной головой изображен молодой шведский художник Йохан Кроутен.

[показать]

Peder Severin Krøyer Ved Frukosten. 1883 г. Skagens museum

[показать]

Peder Severin Krøyer Ved Frukosten (detail - Johan Krouthén i Skagen) 1883 г.

Активом Скагенской колонии, который называли «Северными энтузиастами», стали известные художники - датчане Микаэль и Анна Анкер, Вигго Йохансен, поэт и художник Хольгер Драхманн, писатель Георг Брандес, поэт Софус Шандорф, а также норвежец Кристиан Крог и швед Оскар Бьёрк. Скаген стал специфической школой живописи, поскольку многие мастера были вдохновлены уникальным качеством света в этой деревушке.

[показать] [показать]

Peder Severin Krøyer Viggo Johansen 1887 г.
Peder Severin Krøyer Christian Krogh.

[показать] [показать]

Peder Severin Krøyer Holger Drachman. 1895 г.
Peder Severin Krøyer Georg Brandes 1883 г.

[показать] [показать]

Peder Severin Krøyer Sophus Schandorh. 1895 г.
Peder Severin Krøyer George Brandes.

Сначала вся «работа» Академии состояла в том, что художники, днем разбредаясь по побережью в поисках интересной натуры или работая в отеле за мольбертом, вечером собирались вместе – обсуждали, спорили, строили планы. При этом, непременно, находили повод что-то отметить, развлекались и веселились, местные жители (рыбаки в том числе) часто тоже присоединялись к этим посиделкам. Кроме того, художники с местными жителями ходили как на рыбалку, так и на охоту.

[показать]

Peder Severin Krøyer Skagens Jægere (Охотники Скагена. Крёйер справа на переднем плане). 1898 г.

Шведская художница Анна Пальме де Роса, приезжавшая в Скаген летом 1884 и 1885 года, написала жанровую картину «Вечеринка в отеле Брёндум» (Et l'hombre-parti på Brøndums Hotel, 1885), хотя специализировалась на пейзажах. На картине художница изобразила Крёйера (слева), брата Анны Анкер и сына хозяина отеля – Дайна Брёндума, свою соотечественницу, художницу Юлию Стомберг и себя.

[показать]

Anna Palm de Rosa Et l hombre-parti på Brøndums Hotel. 1885 г.

Интересна деталь появления Педера Северина на картине Микаэля Анкера "Крестины". Сюжетом картины стало крещение дочери Микаэля и Анны Анкер – Хелены в скагенской церкви в 1883 году. Но поскольку у людей, которые присутствовали на церемонии, не нашлось времени, чтобы попозировать художнику, Анкеру пришлось искать «замену» и изобразить тех, кто не присутствовал на этом мероприятии. Одним из «дублеров» стал и Крёйер.

[показать]

Michael Ancher En Barnedåb (Крещение). 1883-88 гг.

Уже к середине 1880-х годов в Скаген на летнюю практику стали приезжать студенты Академии и других учебных заведений Дании. Так Крёйер превратился и в педагога. Среди его учеников называют немало известных имен в датской живописи начала ХХ века – Вильгельм Хаммершой (Vilhelm Hammershøi, 15 мая 1864 - 13 февраля 1916), Карл Вильгельм Холсе (Carl Vilhelm Holsøe, 1863-1935), Лауриц Андерсен Ринг (Laurits Andersen Ring, 15 августа 1854 - 10 сентября 1933), Йохан Роде (Johan Rohde, 1 ноября 1856 - 18 февраля 1935), Йенс Фердинанд Виллумсен (Jens Ferdinand Willumsen, 7 сентября 1863 - 4 апреля 1958) и супруги – Георг Харальд Слотт-Мёллер (Georg Harald Slott-Møller, 17 августа 1864 - 20 октября 1937) и Агнес Рамбуш Слотт Мёллер (Agnes Rambusch Slott-Møller, 10 июня 1862 - 11 июня 1937).

Гип - Гип, Ура!

Своеобразным памятником Скагенской школы стала одна из самых известных картин художника – «Гип-Гип, Ура! (Художники празднуют в Скагене)» (Hip, hip, hurra! (Artists celebrating at Skagen, 1884-88)), которую он писал в течение четырех лет.

[показать]

Peder Severin Krøyer Hip - Hip, Hurrah! 1888 г.

В саду отеля Брёндум собрались для празднования завсегдатаи Скагена и активисты Скагенской школы. Слева направо Сёрен, как называли художника друзья, изобразил: Марту Моллер-Йохансен, ее мужа, художника Вигго Йохансена, норвежского художника Кристиана Крога, самого себя, брата Анны Анкер - Дайна Брёндума, Микаэля Анкера, шведского художника Оскара Бьёрка, датского художника Торвальда Нисса, местную учительницу Хелен Кристенсен и Анну Анкер с дочерью Хельгой.

Могу предположить, что, судя по летней зелени, компания празднует 37-й день рождения Крёйера. Именно об этом дне рождения художник написал в письме к матери 31 июля 1888 года: «Прием в честь моего дня рождения был чудесен. Все население собралось на пляже, были построены триумфальные арки, несколько купальщиков устроили заплыв в одежде, были выстрелы и шампанское. А потом мы отправились веселым поездом в гостиницу, где устроили большой обед». Особенным и памятным для Крёйера стал этот 37-й день рождения еще и потому, что именно в это время он наконец-то (!!!) получил датское гражданство, оставаясь до этого времени по месту рождения норвежцем.

Эскизы к картине:

[показать]

Peder Severin Krøyer Hip - Hip, Hurrah!

[показать]

Peder Severin Krøyer Figurstudie av Oscar Bjorck.

[показать]

Peder Severin Krøyer Figurstudie av Anna Ancher med Helga i knaet.

[показать]

Peter Severin Krøyer Figurstudie av Helene Christensen.

Хелену Кристенсен, которая, судя по упоминаниям в разных источниках, была учительницей музыки и органисткой в местной церкви, Крёйер вместе с друзьями Анкерами изобразил еще на одной картине.

[показать]

Peter Severin Krøyer Anna og Michael Ancher i samtale med organist Helene Christensen i den gamle have.

Историки пишут, что художник ещё не закончил писать картину, а её уже купил известный текстильный фабрикант и коллекционер произведений искусства, швед еврейского происхождения Понтус Фюрстенберг (Pontus Fürstenberg, 4 октября 1827 – 10 апреля 1902).

[показать]

Ernst Josephson Poträtt av Pontus Fürstenberg.

Понтус начал интересоваться искусством в 1860 году, он был также вице-президентом Общества древних памятников в Гетеборге. Интенсивное коллекционирование началось после женитьбы Фюрстенберга в 1880 году на дочери банкира Эдвард Магнуса – Готхильде. Женившись на одной из самых богатых наследниц в Гетеборге, Понтус оставил текстильную коммерцию, и остаток жизни посвятил искусству, вернее его собирательству. В результате коллекция Понтуса и Готхильды к концу 19 века стала крупнейшей и наиболее известной художественной коллекцией Швеции. Уточню, что Фюрстенберг был щедрым меценатом, он помогал художникам не только едой, одеждой, материалами для живописи и жильем, но и оплачивал их учебу за границей. Историки пишут, что без помощи Понтуса Карл Ларссон, Эрнст Джозефсон и Андерс Цорн не смогли бы сосредоточиться исключительно на искусстве.
Не знаю, как просмотрел эту картину Генрих Хиршпрунг, но она обрела свой адрес и постоянное местонахождение в Швеции. Многие историки утверждают, что полотно написано Крёйером под влиянием известной работы Ренуара «Завтрак гребцов» (Le Déjeuner des canotiers, 1881), поскольку он очень любил творчество этого известного импрессиониста.

[показать]

Pierre-Auguste Renoir The Luncheon of the Boating party. 1881 г. Коллекция Филлипса, Вашингтон.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник известный текстильный фабрикант и коллекционер произведений искусства, швед еврейского происхождения Понтус Фюрстенберг (Pontus Fürstenberg, 4 октября | Москва-Хайфа - Дневник Москва-Хайфа | Лента друзей Москва-Хайфа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»