Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеАлексей Рыбников - «Северный сфинкс»
CONCERTO GROSSO «СЕВЕРНЫЙ СФИНКС» для скрипки, виолончели, гитары, фортепиано и камерного оркестра
[209x288]
1. Рождество в Царском Селе
2. Михайловский замок
3. Воспоминания
4. Наводнение
5. Смерть Софи
6. Пастораль
7. Заговор
8. Таганрог
[415x500]
"23.05.2007 Алексей Рыбников представил публике два кончерто-гроссо «Северный сфинкс» и «Синяя птица».
Concerto Grosso для солистов и камерного оркестра «Северный сфинкс» посвящен российскому императору Александру I.
Исторический контекст начала XIX века определил музыкальную стилистику произведения. Дворцовые интриги и быт дворянских усадеб, тайны Михайловского замка и наводнение в Петербурге, крестьянские бунты и загадочная смерть императора - всё это легло в основу произведения. Алексей Рыбников уже не в первый раз обращается к этому периоду российской истории; именно во время царствования Александра I состоялось легендарное плавание графа Николая Резанова (реального персонажа русской истории и главного героя оперы Рыбникова) к берегам Америки на шхунах «Юнона» и «Авось», и именно в начале XIX века в России еще практически не было серьезной профессиональной симфонической музыки. Своим произведением «Северный сфинкс» композитор попытался угадать, какой бы она могла быть.
«Смесь всего невозможного» – так определил Алексей Рыбников последний период своего творчества. Он пишет два кончерто-гроссо, и оба программные. «Синяя птица» – сказка Метерлинка, а «Северный сфинкс» – сцены из жизни императора Александра Первого. «В конце концов, я уже все написал. Теперь могу делать то, что мне хочется. Вот этот посыл сейчас самый важный, что я могу посоветовать композиторам: делайте то, что хочется, что душа просит, а не то, что коллеги как-то на это будут реагировать или музыковеды», – говорит Рыбников.
Оба концерта звучат без номеров и без четких обязательств перед классической формой кончерто-гроссо. Солирующие инструменты, в отличие от баховских, ни с кем особенно не соперничают. У них совсем другая функция – театральная. Единственное, что объединяет эти разнохарактерные части произведения – это стиль Алексея Рыбникова, который предполагает не только динамически сильную, как в рок-музыке, подачу, но и постоянное следование слову. Создается впечатление, что все это должно петься. Каждый инструмент играет свою роль, как актер в пьесе. Рыбников формирует довольно сложную ткань. От слушателя требуется большая работа: отследить драматургические линии, прочитать авторскую строку. Все это очень интересно. (2007)
Гия Канчели - "Оплаканный ветром"
Литургия памяти Г. Орджоникидзе для альта с оркестром (1988)
III часть
Larghetto