• Авторизация


ТУДЕЛЬСКИЙ ВЕНИАМИН 07-09-2012 18:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения rinarozen Оригинальное сообщение

ТУДЕЛЬСКИЙ ВЕНИАМИН

 ТУДЕЛЬСКИЙ
ВЕНИАМИН
(? — 1173)
[294x379]
Еврейский путешественник XII века.
За тринадцать лет (1160—1173) объехал
почти весь известный тогда мир.
Написал книгу с описанием этого путешествия.
 

 Еврейский путешественник 12 в. по трем частям света — Европе, Азии и Африке. Сын «Ионы из Наварры», Тудельский был раввином еврейской общины в его родном г. Тудела в Наваррском королевстве, в районе Пиренеев. В 1160—70-е гг. он странствовал по Южной Европе, Малой Азии, Сирии, Палестине, Месопотамии, Эфиопии и Египту, посетил также Германию и Францию. Цепью путешествия Тудельского был не только интерес к другим странам, но, вероятно, торговля и стремление собрать сведения о тамошних еврейских общинах, установить связь между ними. Путешественник шел пешком, иногда плыл на корабле. Он вел путевой дневник с подробным описанием посещенных местностей и городов, а также рассказами о тех странах, о которых ему сообщали достойные доверия собеседники.

 

  [700x426]

                   Схема путешествия раввина Вениамина

Свое путешествие Тудельский начал из Туделы — небольшого городка на севере Испании. По суше он прошел через города средиземноморского побережья Испании и Франции до Марселя. Переправившись на судне в Грецию, Тудельский прошел по части западного побережья Адриатики. Возвратившись в г. Отранто в Южной Италии, путешественник оттуда на корабле отправился в Грецию, а затем по суше и морю добрался до Константинополя. Город поразил его великолепием христианских храмов: «Внутреннее убранство их отличается таким богатством, какого нет ни в одной церкви в мире».  

 

 
 Он сообщает интересные подробности о столице греческого царства,
В то время императором Византии был Мануил Комнин, который жил в роскошном дворце на берегу моря. «Там возвышались, — говорит Вениамиин – колонны из чистого золота и серебра... золотой трон, усыпанный драгоценными камнями, над которым золотая корона, свешивающаяся на золотых цепях, оказывалась как раз на голове императора, когда он садился на престол. Камни, украшавшие эту корону, были столь редки, что никто не мог их оценить, и ночью не было надобности в огне, так как было совершенно светло от блеска этих драгоценностей».
 
Путешественник сообщает, что купцы стекаются в Константинополь изо всех стран, и этот город так густо населен, что может идти в сравнение с одним только Багдадом. Жители Константинополя носят шелковые одежды, украшенные дорогим шитьем и золотой бахромой. Когда встречаешь их в этих дорогих нарядах, верхом на лошадях, можно подумать, что это принцы крови. На случай нападения или обороны они содержат наемников всех наций, которые в любую минуту готовы пролить за них свою кровь.
Из памятников Константинополя Вениамин упоминает о храме святой Софии, в котором «приделов (добавочных алтарей) столько же, сколько дней в году, а колонн и паникадил такое множество, что их невозможно сосчитать». Кроме того, он дает описание ипподрома, в котором для забавы народа показывают борьбу «львов, медведей, тигров, а также диких гусей и многих других птиц».
Из Константинополя Вениамин Тудельский переправился в Малую Азию, где посетил города Триполи, Бейрут, Тир, Силон, Акку, Самарру.
 
 
Отсюда путь его лежал через Иерусалим, Вифлеем и Хеврон в Дамаск, бывший в то время столицей турецкого царства. Дамаск произвел на путешественника сильное впечатление своей роскошью и благоустройством.
«Город, — говорит Вениамин, — окружен фруктовыми садами; на всей земле нет страны более плодоносной. Город расстилается у подошвы горы Гермона, на которой берут начало две реки — Амана и Фарфар; первая протекает через середину города, и из нее проведена вода во все большие дома, на площади и рынки. Дамаск ведет торговлю со всем миром. У измаилитов есть в Дамаске мечеть, называемая Гоман-Дамаск, то есть храм Дамаска. В этом храме есть стеклянная стена, имеющая триста шестьдесят пять отверстий. Солнце, спускаясь по двенадцати делениям, по числу часов в дне, входит каждый час в одно из этих отверстий, благодаря чему эти отверстия позволяют каждому узнать, который час».
 
Покинув Дамаск, Вениамин Тудельский посетил Баальбек-Небек — Гелиополис греков и римлян, построенный Соломоном; затем он приехал в Тудмур или Пальмиру, потом в Газу, сильно разрушенную землетрясением. После этого Вениамин отправился в Месопотамию, посетил Мосул на Тигре, Ниневию и Багдад — столицу и резиденцию арабских калифов, поразившую путешественника своей красотой.
 
Вениамин совершил также поездку к развалинам Вавилона, побывав на том месте, где, по преданию, возвышалась некогда вавилонская башня, «построенная народами до потопа». «С этой башни, — говорит Вениамин, — открывалась даль на двадцать миль в окружности, но огонь, упавший на башню с неба, разрушил ее до основания и сравнял с землей».
 
Посетив потом много других городов, неутомимый путешественник попал, наконец, в город Басру, лежащий на Тигре у оконечности Персидского залива. Об этом значительном торговом городе путешественник не сообщает никаких подробностей. Оттуда он отправился в Персию и задержался некоторое время в большом, полуразрушенном городе Хузестане, который разделяется рекой Тигр на две части: богатую и бедную. Вениамин объехал почти всю Персию и через Хамадан прибыл в Исфахан, столицу страны, имевшую двенадцать миль в окружности.
 
Далее рассказ путешественника не отличается определенностью: мы видим его то в Ширазе, то в Самарканде, то у подошвы Тибетских гор. Отсюда Вениамин возвратился в Низампур и Хузестан на берегах Тигра; затем, после двухдневного плавания, он достиг Эль-Катифа — арабского города у Персидского залива, где добывают жемчуг. Переправившись через Оманское море, Вениамин прибыл в Хулан (Куилон) на малабарском берегу Индостана. По его словам, «в этой стране хорошо произрастают перец, корица, имбирь и другие пряности».
 
Перебравшись на остров Цейлон, жители которого фанатически поклоняются огню, путешественник отправился оттуда в Китай. Но из описания путешествия не ясно, достиг ли он в действительности этой страны.
Далее Тудельский снова объявляется на Цейлоне и вслед за тем на острове, по всей вероятности, Сокотре, при входе в Аденский залив. Переправившись после этого через Красное море, он приехал в Абиссинию, которую называет «Индией на суше». Спустившись вниз по течению Нила, он достигает вслед за тем местечка Холван, а оттуда, через знойную пустыню Сахару, приезжает в Каир.
 
 
 
Каир, по словам путешественника, большой город, украшенный площадями и лавками; там никогда не бывает дождя, но Нил, выходящий ежегодно из берегов, орошает страну на пространстве «пятнадцати дней пути», что и делает ее необыкновенно плодородной.
 
 
Из Каира Вениамин проехал в Александрию, основанную некогда Александром Македонским. «Александрия, — говорит он, — большой торговый город, куда съезжаются купцы со всех частей света; город этот чрезвычайно многолюден, а улицы его так длинны, что кажутся бесконечными. В море, на целую милю от берега, вдается плотина, на которой стоит высокая башня, сооруженная еще Александром Великим; на вершине этой башни установлено стеклянное зеркало, в которое можно видеть находящиеся на расстоянии пятидесяти дней пути корабли, идущие из Греции или с запада». «Эта светящаяся башня, — добавляет Вениамин, — служит еще и теперь маяком для всех плывущих в Александрию, так как она видна за сто миль не только днем, но и ночью, благодаря большому светильнику, горящему на ее вершине».
 
Из Египта Вениамин направился в Италию, а оттуда — в  Германию.  Он отмечал, что еврейские общины живут там вдоль Рейна, а «вся эта земля называется у евреев Ашкеназ». Из Германии он попал в Париж, о еврейской общине которого писал: «Там живут такие ученые, что подобных им не найти по всей земле...».
 
Описанием Парижа Тудельский и заканчивает повествование о своих путешествиях. Несмотря на некоторую сбивчивость изложения, это описание представляет ценный памятник географических знаний середины XII столетия.
 
Во время своих беспримерных для той эпохи скитаний Тудельский собрал сведения и о Руси. Он сообщал, что вся страна «наполнена горами и лесами, в которых водится драгоценный соболь, а  русские зимы отличаются нестерпимыми холодами. «Человек там зимой не выходит из дома из-за ужасной стужи». 
 
Вениамин Тудельский считается первым европейским путешественником, посетившим страны Востока.

 

 

По возвращении путешественника в Кастилию в 1173 г. его дневник под названием «Книга путешествий» с богатыми историческими, географическими, культурными материалами, данными о европейской торговле с Востоком, численности еврейских поселений в городах раатичных стран вызвал огромный интерес. Он широко распространялся путем рукописного копирования, а после появления книгопечатания был впервые издан книгой в 1543 г. в Константинополе.

 

Книга вскоре была переведена на европейские языки под названием «Путешествие Беньямина». В ней также имеются и собранные Тудельским краткие сведения об Индии, Тибете, Хиве, Самарканде, Китае, Руси. На протяжении столетий «Путешествие Беньямина» оставалось ценным историко-географическим и культурным документом своей эпохи. Немецкий географ 19 в. К.Риттер в своем известном труде «Землеведение» использовал сведения Тудельского. В русском переводе «Путешествие рабби Вениамина Тудельского» было опубликовано в книге «Три еврейских путешественника XI и XII ст.» (СПб., 1881).

Прочитать

КНИГУ СТРАНСТВИЙ РАБИ ВЕНИАМИНА 

можно здесь:

http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Veniamin_Tudel/frametext.htm 

 

 

 

 

источник: http://travellersa.ru/glavnaya/10-tudelskij-veniamin.html

http://www.about-openers.ru/v6.html

рисунки: http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tudelski.html

http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Benjamin_of_Tudela_route.jpg

http://www.istmira.com/otkryvateli-mira/860-veniamin-tudelskij-benjamin-de-tudela-g-r-neizv.html 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ТУДЕЛЬСКИЙ ВЕНИАМИН | Москва-Хайфа - Дневник Москва-Хайфа | Лента друзей Москва-Хайфа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»