• Авторизация


О художнике Маурици Готтлибе 14-08-2012 10:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (МАУРИЦИ ГОТЛИБ. О ЛЮБВИ И СМЕРТИ)

О художнике Маурици Готтлибе я уже делал материал , собирая информацию по всему инету. Казалось бы, мог поставить точку на теме.
Но на днях художница Екатерина Гурвич, большая поклонница творчества Готлиба, сподвигшая меня и на первый пост о художнике, прислала мне ссылку на суперинтересную, практически раритетную статью искусствоведа Шуламит Шалит из Тель-Авива «Маурици Готлиб и его Лáура».
Поэтому я решил вновь вернуться к творчеству этого польско-еврейского художника, благодарю Екатерину Аркадьевну за замечательный подарок, Шуламит Шалит за интересный материа, и предлагаю вам своеобразный конспект этой статьи, раскрывающей некоторые тайны личности любимой Маурици и причины смерти художника.

Своеобразным эпиграфом к материалу могут быть слова автора статьи:
«Ей хотелось поделиться с внуками воспоминаниями юности,
но они ее не слушали...»


[показать]

Маурици Готлиб фото M. Waldman

Творчество Готтлиба никто не знал в России, да и в Израиле, кроме специалистов, слышали о нем немногие. Две его картины были представлены в Москве в 1952 году на выставке "Польская живопись Х1Х века" (автопортрет в образе Агасфера и портрет Игнаца Коранды) и два портрета (тот же Игнац Коранда и портрет еврейской женщины) на выставке в 1974 году к 30-летию народной Польши, тоже в Москве.
Того, что первая прижизненная выставка художника состоялась во Львове, никто помнить не мог, ибо было это в 1877-78 годах. Нет уже свидетелей и второй львовской выставки 1908 года, с одиннадцатью картинами. Про выставку 1927 года известно только то, что таковая имела место в том же Львове.

Жизнь художника Маурици (Моше) Готлиба оборвалась в 23 года.
Никакой тайны в его смерти не подозревалось. Вернувшись в Краков из Вены, куда он поехал, чтобы встретиться со своей новой возлюбленной Лолой Розенгартен, Маурици бродил, взволнованный, целую ночь по городу, простудился, начался абсцесс, его положили в госпиталь, оперировали, но в ночь с 16 на 17 июля 1879 года художника нашли в постели бездыханным.
Было заключение врача и, хотя его биографы писали по-разному: один – что причиной смерти была простуда, другой – воспаление лёгких, третий - заражение крови, никто не высказывал мысли о возможном самоубийстве.
(Прим. Только намного позже искусствоведы стали культивировать и эту версию.)

Обычно, если смерть окутана тайной, её пытаются разгадать, а тут всё было ясно, с официальными документами Краковской больницы.
И понадобилось 75 лет, чтобы появилась "загадка" смерти Маурици Готлиба.




В начале 50-х годов прошлого века в кабинет директора тель-авивского Музея искусств Ойгена Кольба без всякого звонка ворвалась незнакомая женщина. Она была очень возбуждена и сказала, что живёт в киббуце возле Бейт-Шеана, зовут её Бат-Шева Шефлан и она - внучка Лауры Хеншель-Розенфельд, от которой слышала в детстве о художнике Готлибе.
Только что в нижнем зале музея на одной из картин она прочла имя художника "М. Готлиб". Она-то думала всю жизнь, что Готлиб – выдумка бабушки.
Директор музея вспоминал: "Я не верил своим ушам. Я никогда не знал, что кто-то из людей, близких к художнику Маурици Готлибу, живёт в Израиле. Лаура действительно была невестой Готлиба…"

[показать] [показать]

Бат-Шева Шефлан фото 1930 г. и 1996 г.

(Прим. С той встречи Ойгена и Бат-Шевы прошло полвека, и автор статьи абсолютно случайно разыскала Бат-Шеву, которая была уже в преклонном возрасте. Подробности поисков и встречи опускаю.)

Бат-Шева призналась, что музеи – её жизнь. Она составила список израильских музеев, с адресами и телефонами, следит за новыми выставками по газетам и журналам, и десятилетиями ходит и ездит по музеям, благо их много. Так в тот день она оказалась в тель-авивском музее.

"Директор, - говорит Бат-Шева, - был взволнован не меньше меня, мы спустились с ним вниз, подошли к картине, и он стал мне показывать: вот этот юноша с медальоном на груди – это сам Маурици Готлиб, и этот ребёнок слева – с тем же медальоном - тоже он, в детстве, вот он постарше, справа, а вот Лáура, и вот она же – со своей мамой. Значит, это мои бабушка и прабабушка…

[показать]

Маурици Готтлиб Молитва в Судный день 1878 г. Музей искусств, Тель-Авив

Получается, что бабушкины рассказы – не выдумка? Она ещё, помню, говорила, что оба её жениха были страстно в нее влюблены и оба грозились покончить с собой.
А мы, дети, у меня были два брата и сестра, смеялись и не верили. Она была такая старая, ей было уже за пятьдесят, кто же мог поверить. А тут вдруг кое-что из ее рассказов вспомнилось.
Например, что её братья не хотели брака сестры-красавицы с неизвестным юношей-художником, и один из них – друг молодого банкира Лео Хеншеля, сказал Лáуре: "Подойди к окну, ты видишь, Лео стоит под твоим балконом с пистолетом в руке, и если ты ему откажешь, он застрелится… И тогда она решила, что две смерти – это уже слишком. И согласилась на брак. О, дедушка Лео носил её на руках".
- Когда же была свадьба?
- 3 июля 1879 года.
- А Готлиба не стало 17 июля, ровно через две недели. Как это никто не обратил внимания? – спрашиваю.
- Не знаю, - говорит она.

Бат-Шева Шефлан тоже художник и скульптор, она с готовностью рассказала:
"У бабушки Лáуры были четыре дочери. Моя мама Гретта вышла замуж за Штайнера. Я была сионисткой и приехала в Израиль в 1932 году. Моя родня, спасаясь от Гитлера, перебралась чуть позже в Голландию. Но он, этот мерзавец, нашёл их и там. А я вышла замуж и стала Бат-Шевой Шефлан".
После истории в музее Бат-Шева едет в Голландию, где погибли почти все её родные. И родители тоже.
"И саму бабушку Лáуру, совсем уже слепую, ей было 87 лет, вот как мне сейчас, не пощадили, отправили в Освенцим, её следы обрываются в апреле 1944 года, возможно, она умерла по дороге в концлагерь…".

[показать]

Фото Лауры Хеншель-Розенфельд до войны

Лауру называли Мама Хеншель, она стала очень уважаемым человеком, голландским Макаренко, со своей методикой воспитания и перевоспитания.
Одна из дочерей Лауры, ее звали Вали Марекс, осталась в живых, и к ней-то, в Голландию, к своей тёте, и поехала Бат-Шева.
Войдя в дом, Бат-Шева сказала: "Ты только не волнуйся, представляешь, в Тель-Авиве, в музее, я видела бабушку Лауру, твою маму?!"
Тётя помолчала, встала, вышла из комнаты и вернулась с портретом молодой красавицы в белой блузке с высоким кружевным воротником и в шляпе из перьев. Как хороша!.. Такою Бат-Шева её не знала, но поняла, что это бабушка Лаура в молодости. Такою ее видел и любил Маурици Готлиб.

[показать]

Маурици Готлиб Portrait of Laura Henschel-Rosenfeld 1877 г.

Гордая, сидит ровно, взгляд строгий. Аристократка Лаура Розенфельд отказала слишком пылкому юноше - ей вообще не хотелось ещё замуж. Сколько же ей тут?
"20 лет, - сказала Вали. - Да, они были обручены. Но братья хотели для Лауры более солидной партии. Отказать Маурици Готлибу - отказала, но с памятью о нём жила ещё 65 лет. И со своим портретом никогда не расставалась. И никогда, никогда! – этого портрета нигде не выставляла и в семье не афишировала. Восемьдесят (80!) лет его никто не видел".
Впервые портрет Лауры был показан в Израиле к 100-летию со дня рождения художника, в 1956 году, вскоре после того, как по обоюдному решению Вали Марекс, дочери Лауры, и ее внучки Бат-Шевы Шефлан, картина была подарена тель-авивскому музею.
Более того, неугомонная Бат-Шева выяснила, что у бабушки был архив и после ее смерти он хранился у подруги – Трудль фон Зассен. В 1963 году она снова поехала в Голландию. И добралась-таки до архива: нашла не только альбом с фамильными фотографиями, но и подробные дневники бабушки… Хроника ее жизни.

[показать]

Письмо М. Готлиба Лауре

И в этих записях дважды упомянуто, что Маурици Готлиб покончил с собой. Из-за неё.
Других явных доказательств о самоубийстве нет. Есть косвенные.
Не один раз он говорил о желании умереть. На мантии Торы на картине "Судный день" есть надпись на иврите: "Это дар в поминовение души покойного Моше Готлиба, да благословенна память его". Моше - это ведь он сам, а написано за год до смерти. Отец рассердился, и он снял надпись. Через некоторое время, как будто по велению высшей силы, восстановил её. Кадиш - заупокойная молитва. Молитва по самому себе…

(Прим. Опуская биографию художника, которая подробно изложена автором, продолжаю тему истории Маурици и Лауры).

Маурици был увлечён судьбой Уриэля д'Акосты, еврейского философа-вольнодумца, дважды отлучённого от синагоги. Поэтому он и пишет вдохновенную, полную лиризма картину "Уриэль д'Акоста и Юдифь".
Именно в образе Юдифи, дочери раввина, он впервые изображает свою возлюбленную Лауру. В письмах к любимой он восхищается Юдифью: она прекрасна, у неё чудесный характер, она так страстно любит Уриэля и его достойна… Лаура реагирует сдержанно. Она не в восторге ни от Юдифи, ни от собственного изображения на полотне: грубое лицо, считает она… А мы видим удивительно красивое лицо, мягкий добродетельный взор…

[показать]

Маурици Готлиб Уриель Акоста и Юдифь

Эта картина, одна из лучших работ Готлиба, впервые была представлена во Львове при жизни художника, затем каким-то образом оказалась в Эрмитаже и была единственной картиной Готлиба в российских музеях вообще. История умалчивает о том, как и когда она оказалась в далёкой Мексике, но факт, что на выставку в Израиль в 1991 году она прибыла из Мехико-Сити от семьи Хольцер.

О, какой это был год - 1877-й! Какие это были дни! Они с Лаурой обручены. Ему оставалось жить всего два года, но тогда жизнь ведь только начиналась.
Он пишет ей каждый день: 21 июня, 22 июня, 23 июня… Переписка интенсивная и страстная: он верит и не верит, ревнует, требует, чтобы она ехала к нему в Дрогобыч… "До свидания, Юдифь, пиши скорее своему Уриэлю".
Наутро он сообщает в письме, что едет в Вену… Никуда он не поедет. Он садится за её портрет. Тот самый, ныне знаменитый? Или тот, что передавался из поколения в поколение в семье Бересов в Кракове? И через Канаду оказался, наконец, в Тель-Авиве?

(Прим. Не знаю, о каком втором портрете идет речь, но читал, что искусствоведы считают, что Лаура изображена на одном из нижепомещенных портретах. Второй вариант маловероятен, поскольку портрет находится не в Тель-Авиве, а в Варшаве.)

[показать]

Маурици Готлиб Девушка с веером (Lady with Fan) 1877 г.

[показать]

Мауриций Готтлиб Portrait of a Woman 1879 г. Национальный музей, Варшава

Он шлёт ей её портрет в качестве подарка для будущей тёщи и добавляет: "Перед тем, как расстаться с картиной, я поцеловал твои глаза и твои губы…". И опять горечь, и страх, и отчаяние. Лаура переменилась к нему. Она возвращает ему письма и сообщает, что сердце влечёт её к другому. Как тривиально!

Глубочайшая рана не зажила и не заживет никогда. Он одинок, несчастен и, как и положено художнику или поэту в его состоянии, работает с нечеловеческим рвением, без сна и отдыха.
По заказу издателя берется за серию работ к философской драме Лессинга "Натан Мудрый". Были три картины, сохранилась одна, было 12 эскизов к ним, сохранилось меньше.
Ещё за оставшиеся два года он написал "Суд Соломона", "Иосиф и жена Потифара", "Моисей и Фараон", "Юдифь и Олоферн", "Саломея и Иоанн Креститель", много портретов – сестры и друзей.
В тот же, последний период жизни, Готлиб пишет и главную свою картину, дорогую и какую-то интимно личную для любого еврейского сердца, национальный шедевр - "Евреи молятся в синагоге в Йом-Кипур".
В ней художник изобразил и себя - в трёх возрастных категориях, и дважды – Лауру: слева с закрытым молитвенником в руках – на возвышении в женской части синагоги, и справа – что-то шепчущей матери, тут в её волосах, под краем серебристого кокетливого чепца – алая роза.

[показать] [показать]

Мауриций Готтлиб Молитва в Судный день (фрагменты) 1878 Музей искусств, Тель-Авив

Маурици Готлиб, пылкий и страстный юноша, был частным, случайным фактом жизни этой прелестной гордячки. Она увлеклась им на время, отвечала взаимностью, писала письма. Он настаивал, и они обручились, но, передумав, она почти тут же нарушила договор. А его безвременная смерть связала их навсегда. Лаура была предана его памяти всю свою долгую жизнь (муж Лео Хеншель умер в 1909 г.), никому не показывая, оберегая от чужого взгляда, но свято храня и его письма к ней и свой портрет его работы.

Готлиб всего за пять лет творческой жизни успел написать 200 картин. На сегодняшний день найдено меньше половины. Скорее всего, большая часть картин исчезла вместе со своими хозяевами – Готлиб стал еврейской гордостью ещё при своей жизни, его охотно покупали…

[показать]

Маурици Готлиб Автопортрет в арабском костюме (Self-Portrait in Arab Dress) 1887 г.

Через 100 лет после смерти художника известный лондонский журнал "Джуиш Квотерли" назвал Готлиба "гением, который не успел состояться". Но талант всегда успевает состояться.
Картины неподвижны и запечатлевают одно лишь мгновение, но если в нём сходятся глубокие течения жизни и талант, они могут затронуть нас до глубины души.

Полностью статья здесь
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О художнике Маурици Готтлибе | Москва-Хайфа - Дневник Москва-Хайфа | Лента друзей Москва-Хайфа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»