мировоззрение, христианская журналистика
19-09-2010 00:20
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Павлюк Петр Аркадьевич, доктор прикладного богословия, магистр теологии, магистр психологии, профессор, ректор Гуманитарно-теологического института при Христианском гуманитарно-экономическом университете.
КАК И ПОЧЕМУ ПРОИСХОДИТ ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ?
Несмотря на то, что двадцать лет назад на постсоветском пространстве была провозглашена религиозная свобода, до сих научная общественность исследовала тему христианских мировоззренческих основ лишь поверхностно. В освещении этой проблематики исследователи ограничиваются вопросами общечеловеческих, очень размытых морально-этических норм, правил, принципов, которые не расходятся с идеями светского гуманизма. Отсутствие в этих исследованиях конкретики и непонимание того, чем христианские моральные нормы отличаются от светско-гуманистических, отбрасывает христианские, библейские основы мировоззрения на обочину современной науки. Рассмотрение христианских мировоззренческих основ как церковного атрибута, не позволяет христианским знаниям занять достойное место в сфере образования и науки.
Исследование вопроса формирования западноевропейского гуманизма в античной мифологии и философии приводит нас к выводу, что гуманизм – это отрицание трансцендентной божественной творческой силы или библейских моральных ценностей, отвержение христианства в целом и вера в развитие человечества собственными силами. Гуманизм не является духовно нейтральным, это осознанное отрицание именно Божьей в библейском понимании творческой силы и власти. Это воинственный, оккультный атеизм. Практически все известные гуманисты были деистами*, тайными или явными практикующими оккультистами. Сегодня это видно невооруженным глазом в стремительно набирающем обороты и претендующем на основополагающую мировую роль гуманистическом религиозном движении Нью Эйдж.
Схематически вообразить историческое развитие гуманизма можно так: на ранних этапах истории Европы на вершине святости и могущества находился Вседержитель Бог, внизу – грешный человек. Происхождение абсолютной истины было одно – от Бога. Научные изыски проводились в монастырях, и познание мира происходило двумя путями – как через Библию и теологию, так и через гуманитарные и другие естественные науки, в том числе и эмпирическим, опытным путем. С наступлением эпохи Возрождения, погрузившаяся в восточную эзотерику, наиболее «ученая» часть человечества заявила: «Посмотрите, каким умным, замечательным и могущественным является человек. Нужна ли нам религия и христианский Бог?» С их подачи человечество опустилось на одну ступень вертикали веры. С приходом эпохи Просвещения «прогрессивный человек» заявил еще смелее: «Нам не нужен Бог». Оккультно ориентированные просветители масоны Вольтер, Дидро, Руссо и прочие воспевали гений человеческого разума. Они обладали эфемерными знаниями и своей главной целью ставили борьбу именно с христианским пониманием Бога. По их мнению, во всех бедах была виновна церковь и ее служители.
С развитием Просвещения мышление, основанное на вере в Бога, было отвергнуто как суеверное. Разум начал заменять Божье откровение, познание мира с примесью оккультности, то есть простирающийся в сферу не божественного трансцендентного, а бесовского мира, материализм стал служить средством спасения, предлагая ответы на все вопросы. Философская мысль отдалилась еще на одну ступень от раннехристианской концепции теоцентризма.
Однако в гегемонии укрепления антропоцентризма и девальвации веры во Всемогущего Бога продолжительное время существовал важный пробел: мыслители Возрождения и Просвещения не могли кардинально объяснить как возникла Вселенная и появился человек. На рубеже IXX столетия произошла резкая замена научной парадигмы Разумного Замысла трансформирующим прежние оккультные изыски учением потомственного масона Дарвина. Дарвинизм фактически заявил: «Бог не нужен, чтобы понять, откуда мы произошли. Это сможет сделать теория эволюции». Теория Дарвина низвела человека, созданного по образу и подобию Бога, к образу животного, прямого потомка обезьяны. Таким образом было достигнуто обесценивание человеческой жизни, что развязало руки для безбоязненного регулирования человеческой популяции различными, постоянно усовершенствующимися методами. Работу Дарвина продолжил другой оккультист – Зигмунд Фрейд. Он свел сущность человека к его неудовлетворенному либидо, применяя свое учение к политической, художественной и даже религиозной сфере. Таким образом, был заложен научный фундамент для последующего распространения унисекса и оправдания гейкультуры. Психоанализ быстро вытеснил откровение Бога и Его руководство изо всех сфер жизнедеятельности общества. Происходило окончательное снижение вертикали веры. Это ярко проиллюстрировал лозунг другого известного оккультиста Ницше: «Бог умер». Этим он провозгласил тот факт, что для человечества умерла концепция личностного Бога-Творца, которая является единственным источником истины.
Массовый идеологический культпросвет сперва с помощью отцов просветителей, затем французских энциклопедистов породил многих идеологических монстров: атеизм, материализм, релятивизм, либерализм, позднее дарвинизм со всеми его разновидностями и античеловеческой евгеникой и прочие деструктивные идеологии и учения. Отрицая существование Абсолюта, они утверждают существование релятивной морали и этики, нормы которых изменяются в зависимости от политических, социальных и культурных условий. Выразительный факт: сто лет назад известного писателя Оскара Уайльда за гомосексуализм приговорили к тюремному заключению. Сегодня любой западный журналист рискует попасть на скамью подсудимых за «некорректное высказывание против сексуальных меньшинств». Парламент Швеции даже принял закон, который запрещает священникам проповедовать на тему первой главы Послания к римлянам, где осуждается гомосексуализм. Вполне вероятно, что скоро мы увидим еще не такие парадоксы западного гуманизма уже на постсоветском пространстве. Ведь стремясь в ЕС, зачастую мы поступаем по известной пословице: «Заставь дурака Богу молиться…».
Права и обязанности человека
Следующим признаком гуманизма является преобладание прав человека над обязанностями. В современных масс-медиа обыватель часто слышит о своих правах и лишь изредка ему говорят об обязанностях. Таким образом концепция прав человека рассматривается автономно, оставляя вне контекста самого человека. Смещение акцентов на права в конечном итоге приводит к возникновению в человеческом сознании «идеи неограниченных прав». Это воплощается в крылатых выражениях молодого поколения, исповедующую идеологию основоположника современного сатанизма Кроули: «твори все, что только желаешь», «в жизни надо попробовать все», «употреблять или не употреблять наркотики – это мое личное право» и т.п. «Если Бога нет – все дозволено!» – свыше ста лет назад сделал вывод великий русский писатель Федор Достоевский.
Последствия активной тотальной медиапропаганды неограниченных прав человека – расшатывание традиционных моральных основ, видны невооруженным глазом в странах Европейского Союза. С подачи своих закулисных хозяев, дельцы шоу-бизнеса, гуманистически воспитанные писатели и журналисты добились создания всех условий для растления и морального разрушения общества. Озабоченная перенаселением Земли и проблемой депопуляции обезьяноподобных животных, мировая бизнес-элита инициирует власти развитых и развивающихся стран проводить показательные парады неспособных к продлению рода геев и лесбиянок на улицах европейских столиц, таким образом пропагандируя свой образ жизни. Происходит массовая легализация наркотиков, эвтаназии, проституции, клубов разнообразнейших сексуальных извращений, однополых браков, прав гомосексуалистов на усыновление детей, легального отъема детей у родителей и передачи их в гомосексуальные семьи или различные социальные учреждения, где детей принудительно делают гомосексуалистами, зависимыми от сексуальных отношений в прямую кишку. С библейской позиции это одержимые нечистыми духами люди с превратным умом. В Ветхом Завете описана история, когда любящий Бог излил огонь с серою на содомитов, не поддающихся увещеваниям праведного Лота. Под различными благообразными названиями типа «планирование семьи», «устойчивое развитие» и пр. скрываются скомпрометировавшая себя в нацистской Германии псевдонаука евгеника, генная инженерия, другие способы регулирования рождаемости и развития человечества.
«Ценности», которые сегодня существуют в США и странах ЕС - Бельгии, Франции, Швеции, Нидерландах и др., постепенно приближаются к границам Украины. Пока к ним «адаптируются» наши ближайшие соседи Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Россия. Интеграция стран Восточной Европы к масонскому Евросоюзу предусматривает не только адаптацию законодательств и экономики стран-кандидатов в ЕС, но и переоценку культурно-образовательных направлений. Фактически это означает сближение общественной морали славянских стран с релятивистскими моральными нормами западных стран.
В соответствии с христианской концепцией прав и обязанностей созданный по образу и подобию Творца человек ограничен в своих правах: он не имеет права убивать себя и себе подобных: с помощью табакокурения, употребления наркотиков, не имеет права злоупотреблять алкоголем, лгать, прелюбодействовать и т.п. Почему? Потому что Священное Писание четко и безапелляционно заявляет: «Или не знаете, что неправедные Царства Божьего не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божьего не наследуют!» (1Кор. 6:9,10). Творец имеет виды на Свое творение, Он желает, чтобы люди исполняли Его волю, отраженную в Библии и поступали в соответствии с открывающейся им истиной. Поэтому христианская система ценностей не вписывается в основу современной бесовской доктрины обожения или скорее скотинизации человека.
Свобода слова личности
Христианское понимание свободы слова подразумевает ответственность и противоречит гуманистическому пониманию полной свободы слова на любое зло якобы являющееся частью добра. В христианском понимании мировоззренческих ценностей свобода слова является ограниченной. Ведь, если неограниченная моральными ценностями свобода слова оказывает содействие распространению социальных неурядиц, не следует ли ее ограничить? Можно делать это не только с помощью государственных органов, но и путем изменения моральных основ и развития общественно-социальных институтов, базирующихся на традиционных христианских ценностях.
«Свобода печати не должна стать средством уничтожения свободы как таковой, без истины она ведет на путь эгоизма, вульгарного релятивизма, который «наиболее эффективно» и уничтожает культуру свободы, – утверждает Иосиф Лось, профессор факультета журналистики Львовского национального университета им. Ивана Франка. В частности, в Украине, где несколько поколений воспитывались без координирующего влияния аутентичных европейских, то есть национальных, и христианских культурных традиций, абсолютное большинство СМИ подчинено контролю властей, олигархов, космополитических групп. Потому газеты, радио, телевидение, несмотря на относительную свободу печати (она является абсолютной для растлителей сознания!), остаются основным средством пропаганды, которая экспонирует в массы положительный образ девиантных правящих элит, фальсифицируя истинное положение вещей».
Следует добавить, что такие же трансформационные процессы, связанные с коммерциализацией СМИ, происходят на всем постсоветском пространстве.
Острая, сокрушительная критика неугодных политиков, государственных служащих, деятелей культуры и искусства, выпячивание отдельных негативных человеческих качеств, оскорбление человеческого достоинства – все это наблюдается сегодня во многих изданиях Украины, России и других стран. Множество журналистов, пользуясь своей властью, считают, что могут говорить обо всем, что вздумается, исключая правдивое освещение положительных сторон религии и веры. Как писал Ортега Гассет, они могут беспрепятственно «предоставлять законную силу своим кофейным разговорам». Они хорошо понимают, чего от них хотят услышать «хозяева заводов, газет, пароходов». Таким образом, закон о свободе совести становится «свободой для бессовестных людей».
Прикрываясь ширмой «объективного отображения действительности», поэтизация зла и изображение его в реальности как всемирной оргии сатаны становится доминирующим элементом теле пространства и массовых изданий. Хотя многие критики отмечают поверхностность и плохой вкус секулярных медиа, утверждая, что они отражают уровень восприятия общества. Это не является правдой, поскольку именно медиа формируют общественное мнение, поэтому они должны поднимать, а не опускать этическую планку. Эта проблема приобретает разные формы. Вместо того чтобы тщательно и правдиво объяснять сложные вопросы, медиа упрощают их или же избегают вообще. Ведь стадом безмозглых животных управлять не в меру легче, чем людьми образованными, имеющими собственное мнение по любому вопросу. Развлекательные медиа выпускают аморальные программы, злоупотребляют темами сексуальности и насилия, открыто пропагандируют различные моральные девиации. Безответственно и аморально игнорировать или недооценивать факт, что порнография и насилие разрушают человеческие отношения, супружескую и семейную жизнь и моральную целостность общества.
Вопреки этому христианская журналистика призывает не ранить словом ни одного человека и благословлять все человечество. Она считает, что самое лучшее библейское просвещение на мировоззренческом уровне – это обучение в процессе. Если мы говорим о медиа – нужно создать условия и поставить задачи, чтобы, получив теоретические библейские знания, новообращенный человек смог применить их на практике. Ведь чем лучше знаешь предмет, тем проще о нем рассказываешь другим. Говоря людям о вере в Бога, не нужно примешивать к этому внешние спецэффекты, а сводить все в категорию обыденных понятий. Если говорить о манере изложения, то это должно быть просто и понятно. У телевизионщиков есть сюжеты как форма передачи информации. Вопрос в том, какой информацией они наполнят свои сюжеты. Главное, чтоб сюжет был сделан по всем законам этого жанра. Это могут быть и другие способы передачи информации - новости, ток-шоу, лайф-стори. В этих жанрах можно освещать христианские ценности, ведь у нас достаточно различных информационных поводов, но не хватает мастерства их изложения и передачи другим людям на интересном и понятном для них языке.
Право на познание истины
Всему этому можно научиться и получить государственный диплом в Христианском гуманитарно-экономическом университете в г. Одессе. Кстати, кроме стационара, здесь есть программы для получения заочного и дистанционного духовно-светское образования базирующегося на основах христианского мировоззрения. Психологи и теологи, журналисты, юристы, экономисты и др. как обязательные предметы изучают основы христианской веры, историю христианства, концепцию современного естествознания, библиологию, христианскую этику, христианское мировоззрение и другие предметы христианского цикла. Университет пронизан Божьим, а не секулярным духом и этим выгодно отличается от других вузов, в которых студенты не могут получить такие знания. Кроме этого в университете есть евангельская церковь «Свет Истины», членами которой являются студенты и преподаватели вуза. Мы считаем, что каждый человек имеет право на правдивую, истинную информацию. Пословица гласит, что можно привести коня к воде, но нельзя заставить его пить. Мы также считаем своей привилегией и обязанностью дать студентам правдивую информацию и, насколько можем, прививаем навыки ее прикладного использования.
Христианство как религия является естественной потребностью человека познавать своего Творца и находить смысл жизни. Активное сотрудничество Церкви и СМИ может стать могущественной силой, способной изменить мир. Однако, видим настоящую информационную блокаду, развернутую светскими масс-медиа против Церкви, подавая лишь худшие, грязные формы изображения христианства, поиски падших представителей священства, на примере которых журналисты дискредитируют Церковь. Попытки подорвать репутацию Церкви ярко демонстрируют скандалы вокруг священников-педофилов, епископов-геев и прочие безобразные исключения, из которых как светские, так и церковные газеты делают зрелище, смакуют подробности. При этом выдающаяся роль Церкви в жизни общества замалчивается, писать об этом неинтересно и немодно. Светские медиа игнорируют религиозные идеи или вытесняют их на обочину общественной жизни; они трактуют религию без надлежащего понимания, а то и с пренебрежением, как объект любопытства, не заслуживающий серьезного внимания. Они измеряют соотношения религии и религиозного опыта категориями светскими, поддерживают религиозные взгляды, которые имеют светский привкус, стремясь втиснуть суть сверхъестественного (трансцендентностного) в рамки рационализма и скептицизма. Нынешние медиа часто отображают постмодернистское состояние человеческого духа, находящегося в границах собственной имманентности, не имеющих никакого отношения к трансцендентности. Таким образом, из-за недостатка информированности, лишаются возможности осознанного выбора миллионы простодушных людей.
Поэтому как и две тысячи лет назад сегодня особенно актуальны слова Иисуса Христа: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31,32).
Как использовать науку
Наука выражает потребность человека в исследовании, изучении, составлении схем и концепций, объясняющих мироустройство, для облегчения и усовершенствования человеческой жизни. Поскольку некоторые научные течения противоречат религии, многие христиане считают, что не нужно вообще связываться с наукой. Однако объективная наука исследует мир, сотворенный Богом, и по своему назначению описывает открытия подвластные осмыслению на данном этапе развития человечества.
Христианам-ученым следует активно заявлять о необходимости и целесообразности реформирования академического образования, о секуляризации гуманитарных наук. Научным достижениям следует предоставлять надлежащую оценку при помощи экспертов-христиан, проводя дискуссии, диалог. Наука должна занять надлежащее место и в журналистском творчестве. В силу определенных причин аналитический уровень христианского медиасообщества еще довольно низок, а поэтому нам следует овладевать умением научно аргументировать свои мысли, активно осваивать новинки научного мышления. Христианские медиаработники, ученые должны учиться незаангажированному, творческому мышлению, им нужно избавляться от внутриконфессионального сибаритства, обыкновенной лени, предубежденности, чрезмерной экзальтированности и эмоциональности. Положительным интеллектуальным импульсом в этом процессе может стать участие христиан-ученых в христианской периодике. Роль научного аргумента чрезвычайно велика и ею нельзя пренебрегать. Таким аргументом может выступать цитата из научного произведения, эксклюзивная публикация отрывков из научной работы, выводы практических исследований и т.п.
Выводы
Смоделированное закулисными «архитекторами», псевдоозабоченными перенаселением планеты, падение норм общественной морали в последние десятилетия всячески поддерживается СМИ, которые формировались и функционируют на гуманистической основе. Не нужно глубоко вчитываться в строки многих нынешних так называемых “независимых” изданий, чтобы ощутить исходящий от них могильный дух и духовную пустоту. Постсоветские христианские издания в большинстве своем еще маловлиятельны и непрофессиональны, чтобы повлиять на общую картину.
Сегодня журналистику лишают силы поднимать общественную мораль. С одной стороны, нынешняя философия постмодернизма отрицает воспитательную функцию СМИ, с другой, создает идеологическую основу манипулятивной формы журналистики под названием «постжурнализм» – процесс подчинения жизни общества «логике» масс-медиа. Творцы современной постмодерной журналистики формируют нового журналиста, «лишенного идеологических догм», «мыслящего самостоятельно, без ограничений религиозными рамками». Упрямо игнорируется исторический факт, что именно идеологические догмы христианства, основанные на верховенстве веры в Бога заложили основы настоящей демократии, культуры, искусства, что они ограждают человека от вредных влияний, а не ограничивают творческую мысль. Иногда через невежество, но более всего благодаря сознательной антихристианской позиции теоретики современных массмедиа игнорируют предшествующий двухтысячелетний опыт христианской мысли и ее влияния на все сферы жизни общества. Лишенное религиозного самоконтроля, тщательно смоделированное социальными инженерами общественное мышление, приводит к разрушению вечных моральных основ, к сужению интересов на «своей хате» и удовлетворению эгоистичных, зачастую самых низменных желаний глупой плоти.
Возрождение христианских основ общественной жизни означает возрождение не только ее извечных божественных принципов и заданий. Созданным по Божьему образу и подобию творческим людям следует осознать новую историческую реальность, принципиально новые технологии воздействия на массовое сознание. Им следует менять формы и методы работы соответственно происходящим мировым процессам, не утратив при этом фундаментальных сущностных евангельских основ.
Современное образование требует глубоких и системных реформ с хорошо продуманным философским основанием. Необходима десекуляризация гуманистической образовательной системы, внедрение в нее курса общей деонтологии. Возрождение христианских основ образования не предусматривает снижения интенсивности работы. Наоборот, эта работа будет более сложной как для преподавателей, так и для учащихся. Английский мыслитель Томас Карлейль утверждал: «Любая реформа, кроме моральной, напрасна». И христиане-ученые и церковные деятели должны совместно влиять на министерство образования, на учебные заведения так, чтобы эта реформа была осуществлена.
Утверждение и развитие общественных и социальных христианских институтов поможет в создании и развитии правового гражданского общества, базирующегося на христианских морально-нравственных ценностях, честной политике, поможет расцвету искусства, экономическому процветанию общества. Христианская этика призвана формировать качественные вкусы, учить достойным нормам жизни, призывать к политической, социальной, общественной активности, духовно обогащать человека. Но прежде всего христианам следует определиться с собственной моральной позицией, принять решение жить и работать по наивысшим, библейским стандартам чистой совести. Прежде всего нам необходимо осознание своей личной миссии, которая вытекает из христианского призвания и посвящения себя Иисусу Христу, умершему за нас, с тем, чтобы мы жили уже не для себя, а для Него и с Его помощью исполняли Великое Поручение (Мт. 28:19,20).
Независимая общественно-христианская журналистика нужна социуму не как эстетичное произведение еще одной культуры или опора узкоконфессиональной пропаганды, а как христианское видение этого мира, рецепт лекарства от бездуховности, аморальности и деградации человечества, государства, личности; и самое главное – провозглашение и утверждение вечных истин Евангелия. Журналист должен искать, познавать, провозглашать и утверждать истину, быть мыслителем и миссионером в одном лице. Здесь необходимо подчеркнуть, что стержневой проблемой гуманистической основы журналистики является отсутствие высшего морального авторитета, Абсолюта внутренних ценностей, из-за чего понятия добра и зла трактуются по собственному усмотрению. Эта проблема постигла многих людей, старающихся работать по христианским нормами и правилам, берущими из библейского учения моральные принципы и отвергающими их Автора. Классическое христианство не рассматривает евангельские добродетели независимо от их Творца. «Я есмь путь и истина и жизнь», – говорит Иисус, подчеркивая, что именно Он, а не Его учение является высшей истиной. Евангелие также провозглашает, что только лично подражая Христу, а не прибегая к философским спекуляциям можно исполнить Его заповеди.
Выводы: «Люби Боги и ближнего» – вот основной принцип Слова Божьего, в котором заложено все содержание моральных ценностей. Только вера в Иисуса Христа как Сына Божьего, покаяние и принятие Его как личного Спасителя и Господина последующей жизни делает возможной реальную перестройку мятущейся греховной человеческой жизни в жизнь по высшему божественному концепту.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote