Убеждения и наука
В науке нет достаточной ясности в вопросе о психологической сущности убеждений, их психологическом статусе. Они относительно самостоятельные личностные образования особые свойства личности, некие специфические структурные образования. Являясь одним из основных компонентов мировоззрения личности, основой ее мотивационной структуры, убеждения отражают потребности человека, побуждающие его действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, и в этом смысле являются важнейшей характеристикой личности. Они составляют смысл и содержание ее жизни. Убеждения являются субъективной стороной поступка, основным принципом поведения. Тем самым они наиболее полно выражают сознательность человека, его отношения к миру, к другим людям, к своей деятельности, к самому себе. Таким образом, они непосредственно связаны с ценностями. Ценность же рассматривается как объект, отраженный, осмысленный и оцененный субъектом в свете его идеалов, целей, интересов и потребностей. Индивид осознает мир через призму ценностей, которые реализуются в ценностных ориентациях
Светило российской науки академик Бехтерев уже в начале прошлого века создал Институт изучения мозга, в котором скрупулезно изучались физические воздействия мысли человека на живые организмы. В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что человек способен мысленно управлять животными. Ученым была обнаружена и экспериментально доказана способность некоторых людей осуществлять «сверхчувственный контакт», транслировать в мозг другого живого организма образы, передавать ему эмоции и создавать в нем те или иные мышечные импульсы. Налицо было умение некоторых людей «говорить» с подопытным животным, то есть общаться на языке зверей и птиц. И хотя попытки напрямую зарегистрировать излучение мозга, уловить мысль во внешнем пространстве в виде электромагнитной волны не увенчались успехом, наука в век двадцатый вошла с представлениями о мозге человека как о генераторе некоей тонкой энергии, своего рода психическом реакторе, пребывающем внутри черепной коробки.
Так, базовые наработки африканских колдунов, якутских шаманов, халдейских волшебников, галльских друидов, дельфийских оракулов, ивановских скоморохов и конотопских ведьм стали сначала достоянием ученых, а затем перешли в руки практиков — врачей, политиков, военных и других технарей. Примерно с начала 30-х годов ХХ века, все исследования в данной области носили уже сугубо прикладной характер.
Дело в том, что спекулятивное, искусственное противостояние науки и религии началось после появления Британского королевского научного общества, идеи которого наследовали так называемые французские «энциклопедисты». Противопоставив религии науку, мифологизируя ее возможности, они использовали последнюю для подтверждения своих богоборческих идей. Таким образом, наука стала инструментом, используемым в идеологических целях. Если до 16 века наука и теология параллельно исследовали мир как данность, то затем его начали моделировать самостоятельно, в том числе и с помощью оккультизма.
Поэтому, некоторые выходцы из постсоветского атеистического научного сообщества, получив прикладные оккультные знания, сформировали ложные убеждения. Став оккультно-зависимыми, они активно внушают другим людям, что различные восточные религиозно-философские воззрения и основанные на них методики оздоровления являются истинно-научными.
В недавнем прошлом остались эксперименты кандидата технических наук Юрия Кривоногова занимавшегося психотропными технологиями по изменению сознания и создавшего деструктивное религиозное движение «Белое братство». Сейчас, например, активно рекламируется метод Бронникова, имеющий лицензию российского Минздрава. Он предлагает слабовидящим людям с помощью специальных методик взаимодействия с нефизическими сущностями развить способность видеть окружающий мир без помощи глаз.
В США уже с начала 50-х годов ведутся плановые и целенаправленные разработки в области психофизических воздействий. В дело идут восточные мистические доктрины, методы комплексного гипноза и нейролингвистическое программирование. Оттачиваются технологии «психомодуляции» и «биорезонансной стимуляции». Изучаются способы воздействия на мозг ультразвука, микроволнового и низкочастотного звука. Шлифуются методики управления мышлением и поведением человека. Исследуются средства контроля над эмоциями и управления мотивами. Испытывается и широко применяется феномен «стирания памяти».
С помощью спектрального преобразования звуковых сигналов можно подавать в мозг человека информацию, которая проскальзывает мимо его сознания, но усваивается подкоркой. Это равноценно внушению в глубоком гипнотическом состоянии, и человек не может сопротивляться такому воздействию. Орудием здесь может служить обычный телевизор или компьютер. С помощью особым образом промодулированного сигнала, кадровой и строчной разверток, комбинации цветовых пятен достигается эффект гиперстимуляции. Приемы диспарантного ввода информации с использованием телевидения или компьютеров засвечены еще в 90-х годах. Так, в 1997 году в Японии в результате просмотра мультфильма «Карманные монстры» более восьмисот детей попали в больницу с эпилептическими приступами. Выяснилось, что в мультфильм были тайно «вшиты» изображение главы тоталитарного культа «Аум синрике» Асахары и иероглиф Шивы — индуистского бога разрушения.