Рубеж зимы и весны – традиционное в кино время раздачи слонов за год минувший. Это приятная стабильность, а также отличный повод скрасить бесконечные тёмные зимние вечера самыми определяющими новинками кинематографа.
2024ый год стал этаким годом на распутье. Слом общественного сознания отразился и на искусстве, комиксы на экранах окончательно отошли на второй план, а настоящий новых героев так и не появилось, на фоне реанимации нескольких старых, идёт их непрерывный поиск.
51 – ровно столько фильмов, вышедших в минувшем году, отсмотрено мной на текущий момент. Среди них были даже замечательные. Вот десять тех, которые претендуют на звание лучшего фильма года по версия Американской академии.
Злая: Сказка о ведьме Запада (Wicked: Part I)
Лучший способ объединить людей — дать им по-настоящему сильного врага. Фильм о становлении одного из самого запоминающихся антагонистов в американском искусстве. На редкость яркая и красивая картина с прекрасным визуальным рядом и хитовыми песнями в лучших традициях мюзиклов. То есть, на первый взгляд налицо все составляющие успеха. Но есть одно «но». Вот эта вся история с, как это называется, ревизионистской книгой Грегори Магвайра, мюзиклом по ней прошли как-то мимо меня, так что весь фильм был некой диковинкой. И меня во время просмотра меня не покидало чувство, будто моего детского плющевого медвежонка изнасиловали. То есть как добрый Волшебник страны Оз – лицемерный и жестокий диктатор? Что это за мода пошла в Голливуде делать истории про прекрасных злодеев, на манер той же Круэллы? Волшебник должен оставаться волшебником, ведьма – ведьмой, а Дороти всех спасает. Я слишком стар, чтобы смотреть на вещи иначе. Как уже упомянуто, у фильма великолепный визуальный ряд, который принесёт им награды за работы художника-постановщика и дизайн костюмов. Но всё прочее просто выше моих сил. 6/10.
Субстанция (The Substance)
Вы когда-нибудь мечтали о лучшей версии себя? Фильм об эгоистичной погоне за ускользающей радостью полноценной жизни. Безусловно, одна из самых громких новинок года, молва, о которой пошла далеко за пределы шорт-листа «Оскара». Фильм, настолько сбивающий с ног своей гремучей смесью нарочитой эротической сексуальности и ещё более гипертрофированной гротескной околомедицинской натуралистичности, что невольно закрываешь глаза на ряд серьёзных сценарных огрехов. Наверное, такое могла снять только женщина. Пара Деми Мур и Маргарет Куолли не только показывают выдающуюся игру, но и просто создают усладу для глаз, по крайней мере, до поры до времени. В общем, этот та самая тонка грань мейнстрима и арт-хауса, которая просто как свежий воздух необходима кинопремии, хотя, как уже было отмечено, многие сюжетные ходы вызывают ряд вопросов. Это, очевидно, статуэтка за грим и причёски. У Мур есть серьёзная и также молодая и сексуальная соперница за главную женскую роль, но, думается, академики достаточно консервативны, чтобы заслуженная актриса вышла в этой борьбе победительницей. 7/10.
Конклав (Conclave)
Наша вера живая именно потому, что она идет рука об руку с сомнением. Если бы была только уверенность и не было сомнений, не было бы никакой тайны. И, следовательно, не было бы нужды в вере. Фильм о подковёрных играх и интригах во время выборов очередного главы Святого Престола. Главное британское кино года, которое стало безусловным триумфаторов на церемонии вручения наград Британской академии. Это по-настоящему цельная и умная картина с продуманным крепко сбитым сценарием, в сюжет который умещены многие философские и общественные вопросы, окружающий не только церковь, но и общество в целом. Фильм помогает заглянуть за кулисы процесса выбора Папы, а также даёт обзор тех течений и настроений, которые существуют сегодня в католическом мире. И главная роль в этой партии отведена мастодонту актёрского цеха Рэйфу Файнсу, которого киноакадемия почему-то традиционно обходит стороной, хотя у него уже было с пяток ролей, заслуживающих награды. Фильм – безусловно главный претендент на победу в номинации «Лучший адаптированный сценарий», а также наиболее вероятный обладатель награды за лучший монтаж. А пока пожелаем здоровья Папе Франциску. 8/10.
Дюна: Часть вторая (Dune: Part Two)
Власть над Пряностью — это власть над всем. Фильм о том, как клан Атрейдис возвращает себе контроль над главным ресурсом Вселенной на волне древнего пророчества. Теперь уже понятно, что трилогия Вильнёва вероятнее всего представляет собой экранизацию двух первых (и лучших) книг цикла «Хроники Дюны»: собственно «Дюна» и «Мессия Дюны». В этой связи вторая часть трилогии оказывается завершением первого романа цикла. После первого фильма, который был снят с большой любовью к оригиналу и близостью к сюжету книгу, режиссёр, заручившись одобрением фанатов и благосклонностью критиков, несколько вольнее интерпретировал первоисточник, отойдя от свойственного ему некого религиозного фатализма, взамен добавив некоторого неуместного мелодраматизма. На мой взгляд, это не пошло истории на пользу. Из плюсов: на этом минусы по большому счёту заканчиваются. Это главный блокбастер года, снятый с невероятными эпичностью и размахом с героическими персонажами, величественными пустынными пейзажами и, конечно, хтоническими, но прекрасными Шаи-Хулудами. Поскольку, большая часть технических и творческих инноваций была реализована ещё во время съёмок первой части, улов второй части будет значительно скромнее: статуэтки за звук и визуальные эффекты. 9/10.
Мальчишки из «Никеля» (Nickel Boys)
Если все смотрят в другую сторону, то все в этом замешаны. Если я смотрю в другую сторону, то я так же замешан, как и остальные. Фильм о беззаконии, царящем во флоридской исправительной школе для подростков. За основу пресловутой академии Никеля взята реально существовавшая школа для мальчиков, известная как Школа для мальчиков имени Артура Г. Дозьера. На протяжении порядка ста лет существования этой школы персонал непрестанно издевался над своим подопечными, дело доходило до пыток и даже убийств. Всё это происходило при постоянном попустительстве местных властей, а правда всплыла только примерно 15 лет назад. Нельзя отрицать, что всё это совершенно ужасная история, которая заслуживает того, чтобы быть рассказанной и услышанной. Но, как это часто бывает, иметь историю не всегда коррелирует с умением рассказать её. Режиссёр РаМелл Росс, кажется, слишком увлёкся изощрённой технической организацией постановки сцен, оттеняющими репортажными вставками и подведением зрителя к финальному твисту, что не потянул, собственно, сам нарратив и работу с актёрами. Так что на выходе получился очередная характерная картина для топ-листов всевозможных премий, практически не находящая себе зрителя. Номинации у фильма две, но в обеих он не тянет на фаворита. 6/10.
Анора (Anora)
А ты отвратительная проститутка. – А твой сын тебя так ненавидит, что женился на мне, чтобы тебя позлить. Фильм о непродолжительном романе русского мажора и стриптизёрши с Брайтон-Бич. Кажется, самый русский фильм в главной номинации за всю историю существовании премии. Несколько удивительно, что на Западе эту картину приняли намного более благосклонно, чем в России. Местные морализаторы увидели здесь стереотипизацию русских, дескать, опять мы плохие: одни деньги, шлюхи и ни грамма той самой духовности, которая спасёт весь развращенный мир. Хотя история ведь совсем не об этом. Это очень живая картина о разных людях, богатых, бедных, очень бедных, которых объединяет только одно: все хотят быть счастливыми. Шон Бейкер вероятнее всего станет обладателем статуэток за лучший оригинальный сценарий и режиссуру. В фильме представлена целая россыпь замечательных актёрских работ из которых академики совершенно заслуженно выделили две. Майки Мэдисон совершенно прекрасна и органична в главной роли, но почти наверняка уступит победу Мур. Вторым бриллиантом фильма стал наш любимый Юра Борисов в роли простого русского парня, ездящего на бабушкиной машине, но Киран Калкин собрал все награды сезона, так что тут предпочтения кинематографического сообщества тоже понятны. И, конечно, все мы верим, что именно этот фильм станет главным фильмом года, все шансы у него на это есть. 9/10.
Эмилия Перес (Emilia Pérez)
Ты не можешь продолжать бежать от своего прошлого, если это единственное, что тебя определяет. Фильм о радикальной попытке мексиканского наркобарона начать жизнь с чистого листа. Честно говоря, первую половину фильма на экране творится такая стопроцентно эталонная дичь, что сложно понять, под какими наркотиками был Одиар, когда придумал это. И последние пятнадцать минут скатывают всё в такую неуместно банальную паршивую мелодраму. В остальном, прекрасная маркиза, это даже похоже на фильм с социальной повесткой, который можно посмотреть. Второй момент, который мне сложно понять: это что за мода пошла снимать такие вот речитативные безвокальные мюзиклы? Ну понятно, что, наверное, Зои Салдана не особо умеет петь, но для чего вы взяли Селену Гомес, если почти не даёте ей партий? В общем, мне кажется, эта лента – иллюстрация того, насколько оторваны кинодеятели в своей повестке от своих зрителей, потому как совершенно не понятно, как можно называть этот фильм одним из главных фильмов года. Просто потому что он очень посредственный. С точки зрения наград, то главный вопрос: насколько обрушил перспективы картины длинный язык и пустая голова Карлы Софии Гаскон? Наверняка, это не затронет на Саладану, которая победит в номинации на женскую роль второго плана. Это скорей всего оставит фильм без победы в номинации на лучший фильм иностранного производства. Самая пограничная ситуация с песенной статуэткой, El Mal, которая шла фаворитом по всему сезону, теперь здорово рискует упустить награду песне из фильма «Батальон 6888». Моя ставка: всё ж не упустит. 6/10.
Бруталист (The Brutalist)
Неважно, что вам пытаются продать другие, главное — пункт назначения, а не путь. Фильм о жизни в Штатах талантливой еврейского архитектора из Европы. Это действительно очень основательное, качественное и даже монументальное кино. Настолько монументальное, что его даже можно назвать кино в бруталистском стиле. В нём есть всё необходимое: хорошая размеренная режиссура, выдающиеся актёрские работы всех основных персонажей, цельная история. Не хватает только одного – понимания, зачем эта история была рассказана, какой смысл в неё вложен, какой конфликт заложен туда, чтобы его стоило рассказать людям. Борьба гения и заурядности? Место евреев в послевоенных США? Может, это что-то про творчество и наркотики? Все эти вопросы как будто бы вскользь затрагиваются, но ни один из них по-настоящему не движет фильмом. Может, иногда история – это просто история. Но ведь нам рассказывали её три с половиной часа. Картина въезжала в наградный сезон главным фаворитом, одна ближе к «Оскару» растеряла запал. Она всё ещё главный претендент на статуэтки за операторскую работу и музыку к фильму. Эдриан Броуди – будто бы всё ещё главный фаворит в борбе за «Оскар» за лучшую мужскую роль, уже второй для него, вновь за образ гонимого еврея из Восточной Европы. По его шансам сильно ударило поражение от Шаламе в борьбе за награду Гильдии киноактёров, но я всё ж склонен думать, что свои позиции в рядах консервативных академиков он удержит. А вот Брэйди Корбе, кажется, пропускает вперёд Шона Бейкера в номинациях «Лучшая режиссура» и «Лучший фильм». 7/10.
Боб Дилан: Никому не известный (A Complete Unknown)
Да пошли они, я хочу тебя услышать. Иди, оставь следы грязи на чьём-нибудь ковре. Пошуми, БиДи. Фильм о восхождение на вершины популярности одного из главных музыкантов XX века и его борьбе за расширение границ жанра. Ещё одна картина, которой, не смотря на качественную работу всех причастных, не хватает содержимого в её абсолютной стерильности. Какие проблемы у Боба Дилана? Он весь фильм идёт к творческими свершениям, фактически без падений, лишь преодолевая лёгкое назойливой сопротивление ограниченных окружающих его людей и своего широко известно скверного характера. В целом, это просто весьма славная история из тех времён, когда рок-н-ролл ещё не окончательно умер. Что до наград, то тут, по сути, только одна интрига: Тимоти Шаламе неожиданно вернулся в оскарную гонку после вручения Актёрской Гильдии, чему сам, очевидно, был приятно удивлён. Но, как я указал выше, памятуя о традициях академиков, они скорей всего его ещё помаринуют, так что без наград. 8/10.
Я всё ещё здесь (Ainda estou aqui)
Марта, ты должна мне помочь. Мой муж в опасности! – Все в опасности, Юнис. Фильм о репрессиях в Бразилии в период военной диктатуры на примере одной отдельно взятой семьи. Латинская Америка – чудное место, абсолютное большинство стран которой до сих пор не могут вполне оправиться от периода политических потрясений прошлого века, о чём в последние годы всё чаще снимают фильмы. История фильма вполне реальная, произошедшая в семье бывшего бразильского конгрессмена, уличённого в связях с коммунистами и революционерами. Ещё вчера состоятельная, счастливая и почти беспечная семья учится жить заново. История рассказана с высоким мастерством и бескопромиссной документальной точностью. Украшением картины стала роль Фернанды Торрес, которая даже была номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль, став, кажется, первой бразильянкой и португалоговорящей актрисой в этой номинации. И именно за этот фильм я болею и рассчитываю на его победу в категории «Лучший фильм иностранного производства». Ну не «Эмилия Перес» же в самом деле. 9/10.
В завершение по традиции мой личные рекомендации в минувшем году.
Дикий робот – история машины, научившейся ценить жизнь и научившей этому других, а также главный претедент на «Оскар» за лучший анимационный фильм. Поток – его основной конкурент, невероятно красивая грустная постапокалиптическая сказка, сделанная буквально на домашнем компьютере. Мемуары Улитки – ещё одно печальное анимационное творение, мультфильм для взрослых от создателей «Мэри и Макс». Уоллес и Громит: Самая дикая месть – очередная серия приключений верного Громита и его рассеянного, хоть и гениального хозяина с совершенно демоническим пингвином в роли главного антагониста. Чужой: Ромул – очередное возвращение к легендарной франшизе, кажется, лучший фильм серии со времён «Чужие». Планета обезьян: Новое царство – продолжение самой недооценённой кинотрилогии, хотя и уступающее по наполнению, но верно следующего её духу. Дэдпул и Росомаха – пожалуй, единственный удачный комикс-проект минувшего года с вернувшимся Хью Джекманом в своей знаковой роли. Носферату – запредельно готичный ремейк классического фильма ужасов Фридриха Мурнау, претендующий на звание эталона жанра.
Кажется, ничего не забыл. Церемонии вновь начнётся в 3 часа ночи по Москве в театре «Долби». Конан О’Брайен дебютирует в качестве ведущего премии.