А вот и Джонни!
Год прошел. Спасибо, что живой. Менее 12 часов остается до того момента как Американская академия кинематографических искусств и наук в 89ый раз раздаст свои золотые статуэтки. Главный вопрос, которым уместно задаваться в современных реалиях: есть ли шанс завладеть хоть одной из них, если ты не еврей, черный или хотя бы голубой? Впрочем, мы здесь не цвета собрались обсуждать. 53 – ровно столько фильмов, датируемых 2016ым годом, было отсмотрено мной за время прошедшее с предыдущей церемонии. Большинство из них не заслуживают особого внимания, часть заслуживают по мнению Киноакадемии, часть я считаю упомянуть сам. В общем, как всегда. Впрочем, есть один маленький нюанс: нынче я намерен угадать все, потому, если вы все еще думаете сделать ставки – время пришло.
Ла-Ла Ленд (La La Land)
Прямо скажем, интрига в этом году минимальна, потому не вижу никакого смысла создавать видимость ее наличия. Фильм о мечтах, любви, славе, звездах и поиске себя. 14кратный номинант на премию «Оскар», 7кратный обладатель «Золтого глобуса» – одного этого достаточно, чтобы понять, кто будет заправлять балом на этой церемонии. Не думаю, что с этим у детища Дэмьена Шазелла будут какие-то проблема, ведь главные герои и так поют и танцуют весь фильм. Ода сердцу киноиндустрии, городу и людям, которые там творят, практически безальтернативно заберет главную статуэтку, а также награды за режиссуру, операторскую работу, работу художника-постановщика, костюмы, саундтрек, звук и, разумеется, монтаж. Веснушчатая и очаровательная Эмма Стоун обзаведется своей первой статуэткой за женскую роль, обойдя Натали Портман, а главной кинопесней года станет баллада City of Stars. Итого 10 премий, если пальцы на руках меня не подводят. До рекорда несколько не дотягивает, но все ж результат выдающийся. Главный кинофильм года, ну вы поняли. 9/10.
Лев (Lion)
Видимо, перед индийцами у американской нации есть какие-то долги, иного объяснения я не нахожу. Фильм о нескончаемом поиске дороги домой. Даже со скидкой на режиссерский дебют творение Гарта Дэвиса выглядит несколько непропорционально. После событийно наполненной первой половины картины следует затянутая и бессмысленная половина вторая. Актерский состав со своей задачей справляется здорово, но, похоже, никто от них ничего сверхсложного и не требует. В сухом остатке вспоминается лишь заплаканное лицо Николь Кидман. Потому наград мы здесь никаких и не увидим. Сюжет настолько предсказуем, что единственным упущением для того, кто не досидит до конца сеанса, будет тот факт, что он так и не узнает, откуда фильм берет собственно свое название. Нет, ну вы что серьезно думаете, что этот фильм способен отобрать операторскую премию у Линуса Сандгрена? Сомневаюсь. 6/10.
Лунный свет (Moonlight)
Извините, я правильно понял, лента называется так, потому что негры в лунном свете выглядят синими голубыми? Фильм о взрослении, о людях, которые нам дороги, и об осмыслении своего места в жизни. Так, давайте сразу оговоримся: да, у нас тут презираемый сверстниками черный паренек с матерью наркоманкой и гейскими наклонностями. Да это просто комбо! В принципе, одного этого достаточно, чтобы претендовать на все возможные награды по итогам года. Впрочем, стоит признать, что картина эта не просто спекулятивное творение, а действительно крепко сбитая жизненная драма. И если оставить за скобками сцену на пляже, где один черный подросток мастурбирует другому, то можно обнаружить мощную выверенную режиссуру, безупречную актерскую игру и даже весьма занимательную историю. В любой другой год фильм мог бы претендовать на целую россыпь статуэток, но нынче осязаемыми выглядят разве что «Оскар» за адаптированный сценарий и награда Махершалы Али за емкую мужскую роль второго плана. И опять же не будем вспоминать, о том, что сам актер, чье полное имя Махершалалхашбаз, является сменившим веру черным мусульманином. Но это так, между прочим. 9/10.
Любой ценой(Hell or High Water)
Именно такие картины помогают мне верить, что американский кинематограф еще держится своих корней. Фильм о вещах, за которые мы готовы платит, причем зачастую даже не деньгами. Перед нами неовестерн с прекрасным мужским актерским составом, Техас, пейзажи, заунывный саундтрек, помесь кантри и сатерн-рока, старый пердун рейнджер с расистскими шуточками и напарником мексо-индейцем, пара грабителей банков на грани банкротства и чувство полной безнадеги и забвения. В общем, все то, что мы так любим и тему чего академия закрыла для себя еще в 2008ом. Вот уже седьмая номинация Джеффа Бриджеса при том, что первая была еще 45 лет назад. Но что до побед то, как уже понятно, не сегодня. 9/10.
Манчестер у моря (Manchester by the Sea)
Должно быть, я не слишком умен, но я не сразу догадался, что Манчестер, в котором разворачивается действие фильма это совсем не тот Манчестер, где играют Ибрагимович, Руни и де Хеа. Фильм об эпизоде в жизни совершенно опустошенного и разочарованного, хотя и очень сильного человека из пригорода Бостона. Конечно, драма одной жизни – это не то, что традиционно входит в число основных фаворитов у академиков, что, однако, не помешает рядовому зрителю погрузиться в атмосферу истории и драмы героя, который подобно пресловутому приморскому городу закован в тисках на редкость холодной зимы. В этой связи будет совершенно справедливо, что статуэтку за сценарий получит именно драма Кеннета Лонергана, а не мюзикл Шазелла. Ну а Кейси Аффлек, который на самом деле уже давно сделал себе имя в немейнстримовом авторском кинематографе сыграл возможно главную роль своей жизни, явив на экране совершенно цельный и жизненный образ. Тем обиднее было смотреть на то, как, чем ближе к церемонии, тем все более очевидно заветная статуэтка уплывает у него из рук, а результаты голосования Гильдии актеров заметно снижают его шансы на победу. Впрочем, это, пожалуй, единственный момент, в котором я буду не против ошибиться. Там ничего нет. 10/10.
Ограды (Fences)
Похоже, Дензел Вашингтон так долго играл свою роль на сцене театра, что в один прекрасный момент он просто не удержался и решил воплотить ее в кинокартину. Фильм, об оградах, который мы возводим, стремясь сохранить свой маленький хрупкий мир. Как уже было отмечено, не совсем верно говорить, что фильм снят по пьесе, точнее будет сказать, что пьеса попросту перенесена на пленку. Минимум декораций, действие фильма разворачивается практически в двух локациях: в доме и прилегающем к нему участке, минимум актеров и максимум диалогов, сконцентрированных в 160минутном экранном времени. Номинация Виолы Дэвис за женскую роль второго плана на самом деле стоит считать некоторой хитростью, так как по сути роль у нее практически сопоставимая с персонажем Вашингтона. И если в борьбе за главную женскую роль еще возможно были бы варианты, то среди второплановых актрис у нее совершенно нет конкуренток, действительно заслуженный «Оскар». Ну и все идет к тому, что любимец академиков, единственный темнокожий актер с двумя статуэтками на этой церемонии станет единственным темнокожим актером с тремя статуэтками. Однако же, говорить о конъектурном решении здесь было бы не вполне уместно, Вашингтон и впрямь хорош в том, что он делает на экране: и жесты, и походка, и все возможный реплики и истории. Что ж, две награды с четырех номинаций можно считать великолепным урожаем. 7/10.
По соображениям совести (Hacksaw Ridge)
Говоря об этой ленте, следует, конечно, в первую очередь отметит своеобразный акт прощения Мэла Гибсона голливудским истеблишментом. Фильм о больших убеждениях маленького человека. К слову, этот тот редкий случай, когда я не стану спорить с дистрибьюторами по поводу смены оригинального названия, уж слишком странно и бессмысленно «хребет в форме ножовки», на котором разворачивается основное действие фильма, звучит на русском языке. И это также тот случай, когда я готов простить создателям очередное изображение учебки а-ля «Цельнометаллическая оболочка». Думается мне, со времен Кубрика никто лучше не придумал, да и не придумает уже. В остальном же фильм хорош ровно настолько, насколько должен быть хорош качественный фильм на военную тематику, особенно это касается изображений боевых сцен. Отдельно стоит отметить тот факт, что это именно тот фильм, который должен таки отвоевать одну статуэтку у «Ла-Ла Ленд». Все ж монтаж звука чаще вручают тем картинам, где много и здорово стреляют и взрывают, а у Гибсона с этим никаких проблем. 9/10.
Прибытие (Arrival)
Отчасти именно ради таких картин академики расширили число номинантов. Фильм об особенностях взаимосвязи языка и восприятия окружающей реальности. Впрочем, замечание насчет расширения списка номинантов может быть спорным вопросом. Все-таки Дени Вильнев свою режиссерскую номинацию получил и без всяких расширений. Забавная все-таки штука жизнь: он из года в год исправно штамповал мощные жизненные драмы, а первой работой, замеченной академией (не считая номинацию за иностранный фильм), стала, по сути, фантастическая лента. Всего же картина удосужилась упоминания аж в восьми категориях, что для такого рода творения несомненнейший успех. Упрекнуть академию я могу лишь в том, что она в очередной раз не уделила должного внимания Эми Адамс, впрочем, я верю, что она еще дождется своего звездного часа. В остальном же, мы возвращаемся к тому, с чего начали: если ты в этом году не поешь и не танцуешь, шансов на победу у тебя почти нет. 9/10.
Скрытые фигуры (Hidden Figures)
Но если вы искали самую популистскую ленту сезона, то она перед вами. Фильм о невидимых героях американской истории покорения космоса. Нет, ну в самом деле три чернокожих женщины, работницы НАСА, которые преодолевают расовые предубеждения, сохраняя своей стране возможность продолжать участвовать в космической гонке наравне с грозным заокеанским гегемоном. К несомненным плюсам картины можно отнести тот факт, что она совершенно не скатывается в вымученную слезливую драму, а, напротив, на всем протяжении сохраняет бодрый и позитивный настрой. Всего же три номинации говорят о том, что академики хотя и очень хотели не оставить эту ленту незамеченной, очевидных достоинств у нее не нашли. Равно как и ваш покорный слуга. 7/10.
С номинантами покончено. Фильмы на любой вкус и фасон. Кто бы что ни говорил, а «Оскар» все ж держит свою марку. Ну и разумеется несколько менее академичных, но от того не менее замечательных творений, выбранных лично мной.
Первый мститель: Противостояние – тринадцатая по счету картина кинематографической вселенной Marvel, если верить Википедии. Смотреть всем фанатам Капитана и Старка, на сей раз они (о, ужас!) по разные стороны баррикад. Зверополис – главный претендент на анимационный «Оскар». Смотреть всем без исключения. Дэдпул – киноэкранизация о во многих отношениях самом необычном персонаже комиксов. Смотреть всем, кто всегда желал открыть для себя жанр с несколько иной стороны. Моана – явление очередной диснеевской принцессы (или не совсем принцессы?), на сей раз гавайской. Смотреть всем поклонником творений Уолта со товарищи. Кубо. Легенда о самурае – американское сказание на японские мотивы, мультик с номинацией на «Оскар» за визуальные эффекты, это вам не хухры-мухры. Смотреть всем, кому недостает драматизма в традиционных анимационных творениях. Изгой-один: Звёздные войны. Истории – по сути своей спин-офф во Вселенной знаменитой франшизы. Смотреть всем поклонникам «Звездных войн». Красная черепаха – совместное мультипликационное произведение Франции, Голландии и культовой японской студии Ghibli, теперь уже оставшейся без своего знаменитого основателя Хаяо Миядзаки. Смотреть всем ценителям традиционной японской номинации, не смотря на режиссера голландца, дух традиционных творений Ghibli там выдержан безупречно.
Ну вот и все. Дальше все всё знают. Московским ранним утром 27го числа, когда все нормальные люди будут сонно и недовольно будут собираться на работу, мы будем следить как в Лос-Анджелесе в театре «Долби» позолоченные статуэтки будут находить своих счастливых обладателей. Хотя мы-то уже выяснили, кто ими будет. В роли ведущего на сей раз дебютирует знаменитый американский телеведущий Джимми Киммел.
P.S. «Коммивояжер» не без помощи политического скандала обставит «Тони Эрдманн», «Книга джунглей» восхитит академиков своими визуальными эффектами, а «Стартрек: Бесконечность» заберет статуэтку за грим и прически.