1 августа 2012 г. - 55 лет со дня смерти Павла Фёдоровича Челищева
(21 сентября 1898 — 1 августа 1957) — русского художника, основателя мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали.
Павел Челищев был открывателем новых путей в живописи в первой половине 20 века. В Европе и Америке его творчеством восхищались и боготворили, называя «русским Дали».
В одном из дягилевских балетов Челищев создал образ ангела с крыльями, растущими из груди. Однажды его спросили: "Почему у вашего ангела растут крылья из груди?". - "А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах"
[показать]
Павел Челищев. Автопортрет. 1925
Родился в с.Дубровка (ныне д.Дубровка Думиничского района Калужской области). Отец — калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (1859, Москва — 1942, Лозовая). Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник».
В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена по личному приказу Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер и Мильмана. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.
В 1919 году Челищев принимает решение окончательно покинуть Россию. Так, в 20 лет обрывается пуповина, связывающая Павла с Отечеством.
Челищев следует сначала в Константинополь, затем в Европу. Начинающий художник отправляется покорять Берлин, Лондон и Париж. Признание и славу ему принесла работа над декорациями к берлинской постановке оперы Римского-Корсакова "Боярская свадьба" (1922). Тогда же в Берлине Челищев познакомился с Сергеем Дягилевым, основателем парижской труппы "Русский балет". Живописная слава его началась с картины "Корзинка с клубникой", которую приобрела Гертруда Стайн. В 1925 году Челищев впервые попадает в ее салон. В молодом русском художнике Г. Стайн увидела мощный энергетический импульс и он сразу вошел в избранное общество. Вот что пишет Гертруда Стайн в своей знаменитой "Автобиографии Эллис Би Токлас" о Челищеве и неоромантиках: "Этот молодой русский был довольно интересен. Он писал, по крайней мере он так утверждал, цвет который не был цветом и писал три головы в одной. Пикассо уже рисовал три головы в одной. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной. Был ли он один такой. В каком-то смысле да, хотя у них там была целая группа. Им всем было примерно лет по двадцать шесть. ...Работы этого русского Челищева были самые сильные из всей его группы и самые зрелые и самые интересные".
[471x652]
Двойная фигура, 1925-26
Вскоре Павла Федоровича заметила другая поэтесса из того же салона Гертруды Стайн - Эдит Ситуэл и тотчас взяла Павла Федоровича к себе в салон. Поначалу Павел был увлечен завораживающей англичанкой, но был готов поддерживать с ней только дружеские отношения. Эдит согласилась на его
[700x477]
Эдит Ситуэл, 1928
В 1926 Павел Челищев участвовал в первой выставке группы неогуманистов в галерее Друэ. В 1920-е – 30-е писал портреты и фигуры: Гертруда Стайн, Эдит Ситуэл, "Семья композитора Маркевича", "Жонглер", "Голубой клоун", "Клоунесса".
[538x700]
Человек в голубой маске
Именно в этот период Челищев использует в работе при создании живописных полотен песок и кофе, с их помощью создавая на холсте своеобразные барельефы, что производит на зрителей удивительное, мистическое впечатление. Монохромный цикл живописи Челищева для многих стал неожиданностью. Художник внезапно отказывается от всех цветов, кроме коричневого, серого и черного. Внешним поводом для этого послужила поездка в Африку.
[557x700]
Сбор урожая. 1928
[402x330]
Ассимметричное лицо. 1926
[471x654]
Испанский танцор.1930
[600x421]
В ложе, 1931
[700x544]
Спящая женщина, 1931
[250x312]
Китайская песня, 1932
[326x465]
Коррида. (1934–35)
[527x700]
Натюрморт с цветами
В сентябре 1928 года в галерее Кларидж состоялась персональная выставка Челищева, которую открывала Эдит Ситуэл как покровительница его на долгие годы. В тридцатые годы Эдит почти все время жила в Париже, чтобы быть рядом с Павлом.
[270x480]
Сибилла, 1937
Парижскому периоду творчества художника принадлежат выполненный пером портрет Стайн, портреты актрисы Рут Форд, основателя "Балета Нью-Йорка" Линкольна Кирстейна, писателя и поэта Чарльза Генри Форда, с которым Челищев оставался дружен до конца своих дней.
[396x510]
Портрет Линкольна Кирстена. 1937
[325x500]
Руфь Форд. 1937
[283x460]
Джеймс Джойс. Париж, 1937
До начала Второй Мировой войны Челищев принадлежал к "гомосексуальному крылу" авангардного направления в живописи, и большинство его работ, по мнению искусствоведов, полны "психосексуальным конфликтом и гомоэротическим желанием".
[700x387]
Портрет Эдалжи Диншо. 1940
[344x542]
[170x226]
[430x600]
Купальщики. 1935
Андре Бретон, самопровозглашенный основоположник сюрреализма, автор "Манифеста сюрреалиста" и отъявленный гомофоб, с презрением относился к Челищеву и его работам. По мнению Бретона, в творчестве Челищева слишком много внутренностей, что, кстати, является довольно точным описанием гротескной манеры художника, возникшей из восхищения цирковыми "уродцами" и подпитываемой посещениями выставки аномалий развития человека на 14-й улице в Манхэттене.
А вот так называемые Челищевские обманки:
[603x480]
Портрет моего отца (Тигр), 1939
[628x480]
Без названия (Мышь),1939
Это не сколько сюрреалистические обманки, сколько новое философское зрение "Все во всем".
Предчувствуя наступление фашизма, Челищев покидает Европу. Перед Второй мировой войной он эмигрировал в США, где достиг мировой славы как живописец-сюрреалист
В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати. Переписывается с сёстрами Варварой Зарудной — кремлевской учительницей литературы, Марией Клименко, репрессированной и вернувшейся из мест заключения, и двоюродным внуком - поэтом Константином Кедровым.
Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой). Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи.
Позднее этот прием был подхвачен и растиражирован Дали, но лишь в середине 30-х гг. Хотя работы Дали и выполнены с блестящим артистизмом и неистощимой изобретательностью, они не обладали той философской глубиной, которая была присуща произведениям Челищева. И Павла Федоровича очень расстраивало, что его открытие досталось другому.
Челищев утверждает, что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже и в Лондоне в 1929 г. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел Челищев.
[700x525]
Сцена из балета "Ода", 1928.
Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова "Вечернее размышление о божием величестве". Музыка Николая Набокова, двоюродного брата известного писателя, сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства.
Главную партию исполнял Сергей Лифарь. Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и Эдит Ситуэлл. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. По поводу этого Челищев говорил: "Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!". Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн говорила: "Придет время. Все увидят и войдут!".
В одном из последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечает строки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу — от. И ушёл под, воздвигая над»..Художник узнает здесь свою мистическую перспективу.
[510x586]
Белая лошадь и акробаты. Эскиз театрального занавеса. 1941
Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки).
Художник завершил картину в Нью-Йорке в 1942-ом г под впечатлением вести о рождении своего внучатого племянника Константина Кедрова. Из-за нетрадиционной ориентации Павел Челищев не имел семьи и детей, поэтому он рассматривал рождение двоюродного внука,как счастливую весть о том ,что род продолжается,поскольку в этом же 1942 г. скончался его отец Федор Сергеевич Челищев,а сестры(Мария,Варвара,Александра,Наталья)были бездетны ,кроме Софьи Челищевой-бабушки Константина Кедрова,умершей от тифа в 1919 году после выселения из имения Дубровка Калужской губернии Жиздринского уезда по приказу Ленина. Фигурка,рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьи и детей. Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей сестрой Варварой Зарудной,преподававшей литературу дочери Сталина Светлане Аллилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко
[показать]
Каш-Каш прятки или Ищущий да обрящет
Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела "Герника" Пикассо и во всех опросах "Каш-каш" опережала "Гернику" по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»). Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров.Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев-младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».
[показать]
Феномена
«Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множество уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Среди персонажей картины - Леонор Фини в виде девочки со слоновьей кожей, Чарльз Генри Форд - мальчик-паук, композитор и критик Вергилий Томсон - тюлень без плавников, Алиса Токлас - "маньяк-вязальщик". Страсть Челищева к уродливому вылилась в картине в создание множества поразительных персонажей - артистов цирка: Ноги-плавники, Голова-гриб, Девочка-птица, Человек-лев, Мальчик с двумя грудями и т.д. Сам он в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека. На картине множество исторических персонажей. Младенец с теннисной ракеткой Петр Великий,внизу Игорь Стравинский (Челищев оформлял его оперу "Орфей". Стравинский напишет свои воспоминания о Павле Челищеве, вошедшие в его книгу,изданную на русском языке ещё в СССР.Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась. В настоящее время экспонируется в зале № 22 Третьяковки на Крымском Валу.
[473x600]
Внутренний пейзаж (48). 1944
[435x700]
Феникс. 1942
[586x451]
Солнце.1945
[485x600]
Анатомическая живопись. 1946
[402x600]
Лабиринт. (1949)
[170x280]
«Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключевая картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным коллекционером и находится в Москве.
В начале 1950-х годов сюрреализм Челищева на рынке авангардной живописи был потеснен абстрактным экспрессионизмом. Однако поздние работы художника, выполненные в стиле геометрической абстракции, обладали, как и предшествовавшие им "Внутренние пейзажи", некой мистической глубиной, предвещавшей психоделический идеализм шестидесятых. Эти работы хранятся, в основном, в галереях Мура и Майкла Розенфельда в Нью-Йорке
[467x600]
Выстрел каштана. 1954
Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких, и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено.
Челищев по праву считается одним из выдающихся художников-символистов двадцатого века - его глубоко личные, чувственные фантастические образы столь же незабываемы, как и образы, созданные его знаменитыми современниками - Пикассо, Матиссом, Лежером. В последние годы интерес к работам Челищева, угасший после его смерти, возродился - во многом благодаря выходу нескольких книг и монографий, посвященных творчеству художника, в том числе книги Линкольна Кирстейна "Челищев".
Зимой 2007 года в галерее «Наши художники» на Рублевке состоялась первая выставка Павла Челищева в России. 30 сентября 2008 года в Русском Зарубежье состоятась презентация фильма «Нечетнокрылый Ангел» по сценарию К.Кедрова и Н.Зарецкой, режиссёр Ирина Бессараб, ведущий К.Кедров. С помощью труппы «Кремлевский балет» воссоздана версия балета с оформлением Челищева «Ода», поставленного в 1929 году труппой Дягилева в Париже с участием Мясина и Лифаря.
Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%EB%E8%F9%E5%E2,_%CF%E0%E2%E5%EB_%D4%B8%E4%EE%F0%EE%E2%E8%F7
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post173254281/
http://www.gay.ru/art/painting/classics/tchelitchew.html
http://photo.nesterova.ru/thumbnails.php?album=54
http://1ben-konst.livejournal.com/33339.html
http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110409_chelischev.html
Серия сообщений "российская живопись":
Часть 1 - Куликов Иван Семенович
Часть 2 - Сухово-Кобылины, часть 4 - Софья Васильевна Сухово-Кобылина
Часть 3 - "Свиньин неугомонный!..."
Часть 4 - "Нечетнокрылый" Павел Челищев
Часть 5 - Больше чем романтизм. Русская и голландская живопись первой половины XIX века