[349x296]«Гнейзенау» (нем. Gneisenau) — знаменитый немецкий линейный крейсер Второй Мировой Войны, водоизмещением 31 600 тонн, названный в честь фельдмаршала и реформатора Прусской армии графа Августа Вильгельма Гнейзенау и в память о крейсере Первой Мировой Войны «Гнайзенау», потопленном в сражении при Фолклендских островах в декабре 1914. «Гнйзенау» обычно вступал в битву вместе со своим линкором-побратимом, не менее знаменитым «Шарнхорстом».
18 октября 1933 года были выданы заказы на постройку двух 19 000-тонных броненосных корабля официально выдаваемых за тип «Дойчланд» (10 000 тонн). 14 февраля 1934 года они были заложены. Многие вопросы о ТТХ, в том числе даже какой ГК будет устанавливаться, решали в процессе постройки. В 1934 г., наблюдая за развитием ВМС Франции и Великобритании, в Кригсмарине пришли к выводу о необходимости увеличения вооружения и бронирования, а как следствие и водоизмещения строящихся кораблей. 5 июля 1934 г. постройка была прекращена, а конструкторские бюро приступили к перепроектированию.
6 мая 1935 г. на верфи — Дойче Верке, Киль «Гнейзенау» был перезаложен. Строительный номер 235. Уже в ходе строительства в 1936 г весовой контроль показал, что корабли не впишутся в заданное водоизмещение, в результате решили его увеличить проектно до 31 500 т (стандартное). Работы над проектом закончились лишь в мае 1936 года.
8 декабря 1936 г., во время спуска на воду, лопнула цепь, удерживающая корабль, и он, разогнавшись, врезался в противоположный берег, повредив корму.
[348x216]Продольной конструкции, набираемый из стали ST52. При строительстве широко использовалась электро дуговая сварка. Главный киль коробчатой конструкции. Двойное дно простиралось от 21,5 до 229, 5 шпангоута (высотой 1,7 м). Корпус разделен на 21 водонепроницаемый отсек (6 переборок доходили только до батарейной палубы, а 14 до верхней)(Спроектировали так, чтобы корабль не утонул при заполнении водой трех смежных отсеков). Носовой бульб. Без бортовых булей. С бортовыми килями.
Метацентрическая высота при стандартном водоизмещении — 1,6 м (угол заката 58 градусов), при полном — 2,5 м (62 градуса).
2 балансирных руля, расположенных за винтами бок о бок — между осями гребных валов, с индивидуальным электро-приводом и запасным — ручным. Якоря — 3 в носу (2 л/б, 1 п/б) и 1 в корме (л/б).
[246x380]Первый командир — капитан цур зее Эрих Фёрсте. Уже после первых походов по штормовым морям стало ясно, что для уменьшения заливаемости (брызги долетали до боевого мостика) необходимо переделать бак корабля и зимой 1938/39 г на «Гнейзенау» увеличили развал носовых шпангоутов, наклон форштевня и высоту борта в носу за счет изгиба палубы вверх.
В июне 1939 года находился в плавании по Атлантическому океану. 5 октября на нем поднял свой флаг контр-адмирал Боем (Вильгельмсхафен). 8 октября выход в Северное море в сопровождении эсминцев целью отвлечения внимания британских ВМС от действий «Дойчланда» и «Адмирала граф Шпеера». 21 ноября под флагом командующего флотом вице-адмирала Вильгельма Маршалла, в составе эскадры из «Шарнхроста», легких крейсеров «Лейпциг» и «Кёльн», а также 3 эсминцев вышел из Вильгельмсхафена для нанесения ударов по британским патрульным судам между Исландией и Фарерскими островами. После прохода минных полей в открытое море проследовали только «Шарнхрост» с «Гнейзенау». 23 ноября встретили британское соединение: крейсера «Ньюкасл», «Дели», «Калипсо», «Сириз», вспомогательный крейсер «Равалпинди» (HMS Rawalpindi вооруженный 152-мм орудиями пассажирский лайнер) последний был совместными усилиями обоих кораблей в скоротечном бою потоплен. 27 ноября вернулся в Вильгельмсхафен и был переведен в Киль, где стал в док для очередной переделки носовой оконечности (в декабре 1940 г., после повреждений полученных кораблем в шторм (Северное море), на корабле установили волноломы и усилили носовые палубы). 18 февраля 1940 г. систершипы в компании с «Адмиралом Хиппером» и 2-я эсминцами вышли из устья реи Яде для атаки британских конвоев у берегов Норвегии (операция «Нордмарк»).
6 апреля — операция «Учение на Везере» («Везерюбунг»). 9 апреля в бою с британским линейным крейсером «Ринауном» получил попадания 2-мя 381-мм и 2-мя ???-мм снарядами (убито 6 человек ранено 9), полностью вышла из строя кормовая башня ГК, после чего вышел из боя. 29 апреля докование и ремонт полученных повреждений в сухом доке Берменхафена. 5 мая при переходе из Северного моря на Балтику у устья р. Эльба подорвался на магнитной мине.
[347x136]4 июня операция «Джуно» (Первый и единственный случай столкновения линкоров с авианосцем, при котором первые одержали победу).
21 июня в 40 милях к северо-западу от Хальтана, поймал левым бортом торпеду с британской ПЛ «Клайд».
28 декабря операция «Берлин».
Часть 1941 г. находился в Атлантике.
11 февраля 1942 Операция «Цербер».
1 июля 1942 года часть экипажа перевели на другие корабли.
2 февраля 1943 года согласно директиве нового комаднующего Кригсмарине адмирала Карла Деница, корабль покинули последние члены экипажа. Корабль был разружен и стоял в Гдыне как блокшкив.
28 марта 1945 года был затоплен, чтобы загородить фарватер.
12 сентября 1951 года работы по подъему и отправке на слом остатков корабля были завершены.
[699x279]
Характеристики
Тип Линкор
Государство Германия
Спущен на воду 8 декабря 1936 г.
Современный статус Затоплен 28 марта 1945 г.
Тоннаж 33 632 т. - стандартное; 37 902 т. - полностью снаряженный.
Длина 226 м - по ватерлинии; 229,8 м - общая.
Ширина 30 м
Осадка 9,2 м - стандартная;
Силовая установка 3 турбины фирмы ABB; 3 трёхлопастных винта, диаметром 4.8 м
Скорость 30,7 узла
Автономность плавания 6 200 морских миль на скорости 19 узлов (45 км/ч)
Экипаж 1669 офицеров и матросов
Артиллерия 9 х 283 мм (11.1 дюймов) 12 х 150 мм (5.9 дюймов) 14 х 105 мм (4.1 дюймов ) 16 х 37 мм10 х 20 мм (позднее 38мм)
Авиация 3 самолета Arado Ar 196 A-3, 1 катапульта