• Авторизация


язык иконы ( пишется с сокращениями ) 20-06-2015 22:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
Бог суть Круг
[показать]

Пространство иконы
Художественное пространство иконы - это пространство бесконечности. В иконе, в отличие от картины, возможны все случаи построения пространства, искусство иконы не знает ограничений. Теоретики перспективы эти возможности иконы объясняют, прежде всего, так называемой "обратной перспективой". Термин был предложен отцом Павлом Флоренским, Раушенбах пошел дальше в объяснении иконной перспективы. Однако в работах Б.В. Раушенбаха и Л.Ф. Жегина не рассматривается понятие сферичности, присущее древнерусской живописи в целом. В основе построения иконописного пространства лежит представление о сфере, как форме изначальной. С древнейших времен движение планет и звезд представлялось по кругу. Святитель Василий Великий, рассуждая о сотворении неба и земли, говорил: "... кто описывал круг из средоточия и известным расстоянием, тот, без сомнения, начал его откуда-нибудь". Здесь святитель имел в виду то, что можно назвать сферической формой движения. При этом он указывал, что форма круга, неразрывно связанная со сферой, непременно должна иметь свое начало в Творце. По сути, те же мысли высказывал преподобный Максим Исповедник, объясняя сложное понятие "логосов". "Как некие творческие лучи "логосы" расходятся от Божественного средоточия и снова собираются в нем". И в этом случае древний христианский богослов возвращается к теме Божественного в своей основе сферического движения и круга. Из такого представления исходили и древние иконописцы в своем восприятии бесконечного пространства. Это выразилось и в архитектурных формах и в построении икон и иконостаса. Примером подобного построения композиции является известная икона 1467 года "Молящиеся новгородцы". В верхней части представлен Деисис, а в нижней - семья новгородцев, имена которых написаны на иконе. При рассмотрении надписи и порядка имен священник Александр Салтыков обнаружил, что новгородцы изображены не подряд, а попарно, от крайних фигур к центральным, подобно Деисису. Здесь важен вывод исследователя: "в основе схемы изображения лежит средневековая интуиция космоса, над которым царствует Христос", и представление об "идеальной сферической форме". В иконостасном Деисисном чине фигуры склонены в жесте преклонения. Причем тем сильнее, чем ближе они к Христу. Все фигуры находятся на границах сфер, чьим центром является Христос. Все фигуры Деисисного чина здесь связаны друг с другом, потому что они находятся в одном неделимом пространстве. Круг нельзя поделить на отдельные отрезки, он не имеет начала и конца - это композиция нерасторжимая, цельная. Поэтому она зрительно особенно убедительна. Таковы некоторые внутренние законы пространственного построения иконостаса. Форма сферы предполагает бесконечность решений. Идеальным примером понимания пространства как сферы является икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, где многократно повторяется пластический мотив круга и полукружия. Сфера обладает особыми возможностями распространения и сжатия, в отличие от других объемных форм, что доказывается и наукой. В некоторых иконных композициях изображается как бы сжатое сферическое пространство, например, у Феофана Грека в иконе "Успение Богородицы". Этот прием повторяется и у Дионисия, несмотря на совершенно другие краски, иную поэтику, эпоху. Другим примером может служить миниатюра из Евангелия Хитрово, с символом евангелиста Матфея. Композиция миниатюры вписана в круг, но он не имеет плоской формы. Здесь есть одна характерная деталь: стопа ноги идущего Ангела, едва касаясь границы круга, сдвинута в глубину его пространства. Фигура Ангела совершенно свободно движется в этом круге, поскольку это сфера. Архитектурные образы сферического пространства имели важнейшее значение для развития восточно- христианской культуры. В Софии Киевской алтарная стена имеет форму полукруглой конхи, что исключительно важно для построения мозаичной композиции Святой Евхаристии. Сферичность дает ощущение цельности в движении идущих ко Христу апостолов (на книжных репродукциях утрачивается реальное ощущение сферы). Можно сказать, что они связаны самим пространством конхи. Мотив сферы часто повторялся в монументальном искусстве до монгольского периода. Рассмотрим еще два случая изображения пространства в иконописи и книжной миниатюре. Во-первых, это весьма распространенный прием - проекция разреза здания с интерьером, который прочитывается не как замкнутое пространство, построенное по законам прямой перспективы, а как пространство открытое, бесконечное, безграничное. Такого рода пространственные построения встречаются часто в иконографии Покрова Божией Матери, где иконописец должен был представить Влахернский храм. В некоторых иконах XVII-XVIII веков создается своеобразная его реконструкция: пространство интерьера, архитектура храма изображаются как бы в разрезе, с проекцией на плоскость иконы. Существует еще вариант пространственной композиции, когда пространство географическое проецируется на плоскость. Изображение пространства в виде карты было широко распространено в древнерусской иконе.
Время
Для икон характерна единовременность изображения, когда все события происходят сразу. На иконе Преображения Господня мы видим и Христа, поднимающегося с учениками в гору, и Господа Преобразившегося, и учеников павших "на лица свои" [1], и их же, спускающихся с горы. Отношение ко времени сказывается, прежде всего, на календаре, - утверждал А.Н. Зелинский. "Календарь - это ритм, который должен объединять внешний Космос мирозданья с внутренним Космосом человека в некое единое гармоническое целое" [2]. Календарь дает нам зримый образ годовых перемен - весна, лето, осень, зима. Система миротворного круга юлианского календаря неразрывно связана с историей христианства. Всякое нарушение календарного ритма болезненно отражается в жизни Церкви, а также в культуре и искусстве. Вспомним, что Вселенские Соборы обращались постоянно к проблеме церковного календаря. Деяния Первого Вселенского собора, утвердившего основы православного вероисповедания, имели прямое отношение к церковному календарю. Седьмой Вселенский собор тоже вернулся к вопросу незыблемости канона календарного времени. В целом, объяснение времени как цикла связано с движением звезд и планет. В статье С.С. Аверинцева высказываются мысли относительно природы времени, в античности выступающего в форме кругового движения. А в мире Ветхого Завета получившего историческую направленность [3] . В понятие календарного времени не может входить вечность, ибо она является свойством горнего мира, противостоящим движению времени. Искусство древнего мира, а также искусство византийское и древнерусское прочно связаны с понятием вечности. События Ветхого и Нового Завета мыслятся в категории вечности. В упоминавшейся работе Зелинского указано на образование сферических, круговых форм движения, которые рассматриваются как символ вечности. "Ведь круг может стать для нас не просто образом и не только символом, но и тем формообразующим началом, в котором зачинается само время, одевающееся в плоть и кровь растущих и убывающих чисел. Сам по себе круг может мыслиться как некая возможность времени, возможность развития, возможность жизни, как та "круговая черта по лицу бездны" (Пр. 8,27), которая предшествовала творению" [4] . Круг - динамический принцип композиционного строения, но в то же время и наиболее законченная, разрешенная в своих собственных пределах форма движения. Круг - символ подвижного покоя. Круг выразительнее всего воплощает идею единства художественного целого и его органичность.
источник
[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник язык иконы ( пишется с сокращениями ) | oprichnik46 - Дневник oprichnik46 | Лента друзей oprichnik46 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»