• Авторизация


§ Абстрактная лексика, сложившаяся на основе представлений о кривизне. Е.И. Холявко ( часть #5 ) 17-11-2013 20:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

; мума 'воображаемое мрачное существо, которым пугали детей' → 'застенчивый, нелюдимый человек' (Р 162).
Ряд производных номинаций сверхъестественных сил, имеющих четкую морфемную структуру, помимо словообразовательного значения обладают значением, не выраженным в структуре деривата. Это связано с тем, что значение таких лексем обусловлено мотивирующей базой, включающей не только семантику непосредственно производящего слова (основы), но и целый ряд представлений, ассоциаций мифологического характера. Например, семантическое восприятие бел. диал. ломец 'злая сила' (ТС 3 , 42 ) определяется его словообразовательной структурой (производное от основы глагола ломать + суффикс со значением лица), а также мифологическим представлением о возможности персонифицированного (субъективного) воплощения злого начала; аналогично значение бел. диал. закутнік 'сказочное существо' (ТС 2 , 103) мотивируется и словообразовательной структурой, и мифологемой Кут, закут.
В эту же группу можно включить рус. диал. (арх., олон.) зыбочник 'водяной и леший; нечистый' (Д I, 697), арх., олон. 'леший, который живет в лесах и качается на деревьях', волог., новг., пск. 'в Волог. губ. Пустую колыбель не оставляют открытой, чтобы не проник в нее полуденник или зыбочник и не стал бы пугать ребенка' (СРНГ 13 , 32). Связь с мотивирующей базой 'колебаться' обнаруживается и в толковании А.Н.Афанасьева: «Леший любит блуждать по лесу, вешаться и качаться на древесных ветвях, как в люльке, или на качелях, почему в некоторых губерниях ему дают название зыбочник» (Афанасьев 1982 , 224 ). Следовательно, зыбочник связано отношениями словопроизводства с диал. словами: пск. зыбать, новг. зыбать, волог. зыбить, зыблить, зыбнуть 'колебать, качать, покачивать, колыхать', зыбиться 'колебаться, качаться, колыхаться', твер. зыбаться 'кланяться' (Д I, 697), урал. зыбнуться 'дрожать, трястись' (СРНГ 13 , 32).
Первичная семантика 'колебаться, наклоняться' нашла свое отражение в рус. диал. шат, шатун 'нечистый, злой дух, черт, шайтан' (Д IV, 323), связанном с шатать, шатнуть, шатывать, шатить 'качать, колебать, трясти, наклонять' (Там же). Впрочем, нельзя полностью исключить и воздействия вторичной глагольной семантики 'склоняться, таскаться, бродить без дела и нужды' (Там же).
Характеризуя словообразовательную структуру рассматриваемых номинаций, можно предположить, что лексемы закутнік, зыбочник, а также перм. тяжкун 'некошный, нелегкий, недобрый, сатана, бес' (Д IV, 455) могут мотивироваться соответствующими прилагательными (закутный, зыбочный, тяжкой (дух)) по весьма распространенной словообразовательной модели. Ср. также названия мифических существ, мотивированные представлениями о характере их воздействия на человека (злой, недобрый, нелегкий, худой, тошная (сила)) и о месте их обитания (водяной, земельный, домовой, гуменной, овинный) (Буслаев 1861 , 196). Характерно, что в говорах зафиксированы субстантивированные вариантные формы адъектива тяжкой: тяжкой (дух), вост., сев. тяжкая (сила) 'злой, нечистый' (Д IV, 455).
3.1.5. Лексика, связанная с древними магическими ритуалами
Исходная семантика 'гнуть, кривить' свойственна определенной группе лексики, непосредственно связанной с древними магическими ритуалами. Характерно в этом отношении следующее замечание Ф.И.Буслаева: «Языковедение приводит нас к догадке даже о первоначальной форме молитвы... Даже у Нестора встречаем еще кланяться вместо молиться: «...и единого, по обычаю, наставшу вечеру, поча кланятися, поя псалмы, оли и до полунощья». Лавр. 82 » (Буслаев 1848 , 122). Следовательно, при регулярности такого семантического сдвига можно предположить вторичность семы 'колдовство' на основе изначальной 'кривизна, изогнутость'.
Анализируя лексемы с названной семантикой, следует обратить внимание на своеобразие коннотативных характеристик. До сих пор все описанные нами модели семантических преобразований с исходной семантикой 'кривой' имели четкую негативную маркированность. В данном случае такая маркированность либо отсутствует, либо затемняется. Наряду с позитивной семой может соседствовать и негативная, однако при этом нельзя не считаться с более поздним христианским влиянием, по вполне понятным причинам наиболее ощутимым в этой тематической группе.
М.Маковский видит причину регулярности подобной семантической трансформации в ритуальном характере некоторых действий, в частности сгибания рук и ног жрецов: «...именно в связи с тем, что основу языческого культа составляло движение (в частности, сгибание ног и рук), а также разрывание, рассечение (Жрецы рвали на себе волосы, жертву закалывали и часто разрезали на куски, входившие в экстаз участники культового действа царапали себе лицо и наносили удары друг другу), основными понятиями, которые впоследствии легли в основу огромного числа индоевропейских слов (как конкретных, так и абстрактных) были «гнуть» и «резать» (Маковский 1989, 24).
Логическая соотнесенность указанных магических действий, по-видимому, обосновывается и возможным генетическим тождеством многочисленных продолжений и.-е. *(s)ker- 'гнуть, крутить, вращать, плести' и *(s)ker- 'резать' (Трубачев 1976 , 166).
Думается, что развитие вторичных значений с актуальной семой 'чародейство' вызвано не только и не столько движениями жрецов, сколько представлениями об их деятельности как о чем-то необычном, отличном от общепринятого. По мнению Вяч.Вс.Иванова, В.Н.Топорова, «...в архаичной мифологической традиции отражены следы такого состояния, когда... *krivъ не обязательно имел только негативное значение. и внешнего мира и предполагающая косвенные способы воздействия на этот мир» (Иванов, Топоров 1983 , 158).
Такой сферой была деятельность жрецов, волхвов, а позднее колдунов, чародеев и всевозможных магов. В пользу такого предположения можно привести свидетельства этнографов: «Случайным, простым колдуном прослыть Элементом *krivъ обозначалась некая вполне самостоятельная сфера, характеризующая отношение человека требуется очень и очень немного, например, иметь какой-нибудь бросающийся в глаза недостаток телесный или излишество, даже отдельный клок волос, случайно выросший на голове или на бороде» (Русский народ 206). «Суеверный народ... клеймит его (мужика) названием знахаря или колдуна, потому что никак не может верить, что бы простой мужик мог познакомиться с каким-либо знанием, кроме земледелия. Даже мельники у них почти все колдуны, потому что знакомы с ее (мельницы) устройством, скотники или скотницы, умеющие врачевать скот, - то же» (Там же 214). «Колдуном нетрудно было прослыть любому одинокому нелюдиму или же доброму мастеру (особенно травознаю, а также коновалу, кузнецу, мельнику, охотнику, рыбаку и др.» (Смирнов 1988 , 52). Таким образом, знаком принадлежности к сакральной сфере было обладание чем- то особенным, своеобычным: внешностью, поведением, знанием, наконец.
Рассмотрим лексемы, в семемном составе которых обнаруживаются семы, имеющие отношение к колдовству: др.-рус. пагубиица, пакубьница 'чародейство, колдовство', пагубьникъ 'колдун, чародей' (Срезн. II, 857 , 858).;
др.-рус., рус.-ц.-слав. корени е 'волхвование' (Срезн. I, 1286).
Продолжения праслав. *klęt-, исторически обнаруживающего родство с *kloniti (Немец 1986 , 157-158 ), также были связаны с сакральной сферой, например: др.-рус., рус.-ц.- слав. клzти 'проклинать, бранить, осуждать', 'заклинать' (Срезн. I, 1237 ; СРЯ ХI-ХVII вв. 7 , 193), рус. клясть 'предавать проклятию, проклинать' (СРЯ II, 62 ), кур. клятбовать 'заклинать или знахарить, напускать порчу' (Д II, 124 ), 'колдовать' (СРНГ 13 , 335 ); бел. клясці, клясць 'проклинать' (СБГ 2 , 488 ); др.- рус., рус.-ц.-слав. клятва 'клятва, присяга', 'проклятие', 'заклятие' (Срезн. I, 1235-1237 ), рус. клятва 'торжественное уверение в чем-либо, торжественное обещание, подкрепленное упоминанием чего-либо священного для того, кто уверяет, обещает', устар. 'проклятие' (СРЯ II, 62 ), урал. 'заклинание' (СРГСУ II, 31 ; СРНГ 13 , 35 ), смол. клятьба 'заклинание' (СРНГ 13 , 337 ), бел. диал. клятба 'проклятье' (СБГ 2 , 489), клітба 'проклятия', 'клятва', 'заклинание' (Бяльк. 228 ); рус. заклинать, заклясть 'суеверно стремиться воздействовать на кого-, что-либо силой заклинаний' (СРЯ I, 528), заклинание 'словесная формула, обычно сопровождавшаяся особыми действиями, которая, по суеверным представлениям, обладала магическими свойствами' (Там же 527 ), уст. заклятие 'то же', 'клятва, обет, зарок' (Там же 528 ); волог. запроклят 'в суеверных представлениях - заколдован' (СРНГ 10 , 358 ), бел. закляты 'заколдованный' (Нос. 171) и мн.др.
Значительное число производных, имеющих непосредственное отношение к магической сфере, этимологически связано с корнем *kob-: др.-рус., рус.-ц.- слав. кобь 'гадание по птичьему полету или по встрече', 'предзнаменование, колдовство', 'счастье, удача' (Срезн. I, 1240), рус. диал. стар. кобь 'ворожба' (Д II, 126 ), 'волхвование, гадание по приметам и встречам', перм. 'погань, скверность, гадость; все худое, зло', 'гадание по полету птиц, кобцов и пустельги, которые особенно весной, прилетая, тянутся во множестве одним путем' (Д II, 127 ), 'худое дело, зло' (СРНГ 14 , 23 ; Буслаев 1861 , 195), а также производные: др.-рус. кобьникъ 'предсказатель, тот, кто гадает по полету птиц и по приметам' (СРЯ ХI-ХVII вв. 7 , 209 ), кобение, кобииние, кобление 'гадание'(Срезн. I, 1239); кобильникъ, кобыльникъ 'гадатель; тот, кто предсказывает что-либо по полету птиц, их крику и другим предзнаменованиям' (СРЯ ХI-ХVII вв. 7 , 208-209 ), рус. кобник 'гадатель, знахарь' (Д II, 127 ), прибайк. кобенник 'колдун': Кобенник хлеб заломит (СРНГ 13 , 357 ), рус. стар. кобение, кобление 'гадание по полету птиц' (Д II, 127), кобить 'ворожить', кобенить 'напускать порчу, корчи', кобенить(ся) 'о шаманских кривляниях' (Там же 126 ), прикобить 'приворожить' (Д III, 419).
Гипотетическое празначение славянского *kob-, по мысли О.Н.Трубачева, - 'то, что висит, подвешенное' - подтверждается отмеченным в разных частях славянской территории обычаем «вешать на священное дерево предметы с целью предотвратить несчастье, вызвать выздоровление, обеспечить счастье в будущем, а также, чтобы узнать волю божества...» (Трубачев 1959 , 139 ). Е.И.Тимошенко, описывая направления семантического развития славянского *(s)kob-, указывает на соотношение сем 'висеть', 'зацепить, зацепиться' с понятиями «гнуть, сгибать, искривлять» (Тимошенко 1992 , 68), носителем которых и являлся корень *(s)kob- 'нечто согнутое, крюк, крюкообразное соединение', продолжающий и.-е. * (s)ke(m)b- 'сгибать, искривлять' (Варбот 1981 , 34- 35 ). Все указанные «магические» значения вторичны для данного корня (ЭССЯ 10 , 101).
Следы исходной семантики обнаруживаются в рус. кобенить 'корчить', кобениться 'выгибаться, корчиться', прикобенить 'привязать', скобениться 'съежиться', кобеня 'крюк стенной для подвески' (Д II, 126 ), влад. закобенить 'сильно согнуть, заломить' (СРНГ 10 , 137), олон. закобянить 'скрутить, свернуть', 'привязать' (Там же 138 ), влад. искобенить 'изогнуть', волог., сиб., перм., урал. искобениться 'изогнуться, искривиться', свердл. 'скрючиться, сгорбиться (от старости или болезни)' (СРНГ 12 , 216) и др.
Формирование вторичных сем, имеющих отношение к ритуальной практике, свойственно многочисленным, разнообразным в семантическом отношении производным, связанным с глаголом *kovati, продолжающим и.-е. *kou-, причем «кузнечное терминологическое значение 'ковать' характерно исключительно для славянского, являясь его семантической инновацией, поскольку этого значения, в сущности, не обнаруживают другие и.-е. продолжения исходного *kou-» (ЭССЯ 12 , 11). Семантический анализ производных лексем затрудняется сложнейшим переплетением в составе исходной семемы сем 'гнуть', 'бить' (кстати, часто соотносимых) (Трубачев 1966 , 246-249 ) и 'огонь', а также эволюцией мифологических воззрений, обусловленных фактами материальной культуры. Однако попытки обнаружить сему 'гнуть' в семантике исходного *kou- могут оказаться небезуспешными при привлечении к анализу генетически родственных лексем, обладающих или прозрачной внутренней формой, или же надежной этимологией. В их числе отметим продолжения праслав. *kovylъ/*kovylь (ср. рус. ковыль, бел. кавыль 'травянистое степное растение семейства злаков, с длинными остями, покрытыми у некоторых видов пушистыми волосками' (СРЯ II, 65; ТСБМ 2 , 571 )), отглагольного производного с суффиксом - ylь от *kovati, как *motylь от *motati, с первичным значением 'гнущаяся, своеобразно качающаяся трава' (ЭССЯ 12 , 15-16).
Такая же словообразовательная структура характерна для рус. диал. ковыль 'хромой' (Кул. 38 ), 'прозвище человека, который ходит ковыляющей походкой' (СРНГ 14 , 37 ), 'поклон' (Д II, 129 ) (ЭССЯ 12 , 15-16). Аналогичны производные с суффиксом - el- от глагола *kovati, восходящие к праслав. *kovelь/*kovela (ЭССЯ 12 , 11-12 ): рус. смол. ковела 'хромой человек' (СРНГ 14 , 28 ), бел. кавяла 'самодельный деревянный протез для ноги' (ТСБМ 2 , 572); продолжения праслав. *kovyl'ati(sę), формально этимологически родственного *kovylь, хотя, по мнению авторов ЭССЯ, соотносящегося в качестве глагольного интенсива с *kovati (ЭССЯ 12 , 15 ): рус. разг. ковылять 'идти хромая, припадая на ногу или вперевалку' (СРЯ II, 65-66 ), диал. (вят.) 'идти медленно, сгорбившись', новг. 'сгибать, гнуть, наклонять', 'сгибаться, наклоняться', зап., южн. 'жить кое-как, с трудом' (СРНГ 14 , 37-38), кувыляться 'кувыркаться через голову' (М 98 ), бел. диал. ківіляцца 'качаться, шататься' (ТС 2 , 190 ), ср. с тем же корнем рус. новг. ковылина, ковылюга 'извилина, кривулина', 'ковыляла' (Д II, 129).
Ряд этимологически родственных лексем, восходящих к корню *kōu- и проявляющих сему кривизны, изогнутости, продолжают дериваты, связанные с праслав. *kavyka с первоначальной семантикой 'крюк' (Куркина 1971 , 94 ; Куркина 1973 , 79 ): др.-рус., рус.-ц.-слав. кавычька 'крюковой знак' (Срезн. I, 1171), рус. прост. кавычка 'замысловатый завиток, крючок (при письме)' (СРЯ II, 12 ), прост. закавычка, разг. закавычка 'замысловатый завиток, крючок (в письменных знаках); закорючка', 'препятствие, помеха, задержка', 'хитрость, лукавство, хитрый намек' (СРЯ I, 524), ср. также кавыкать, кувыкать 'хромать, прихрамывать, ковылять', 'плестись, тащиться кое-как', 'жить с горем пополам' (Д II, 71).
Таким образом, можно предположить присутствие семы 'гнуть' в составе исходного *kou-, обусловившее закономерное развитие вторичной семантики в славянских реализациях данного корня. В связи с этим кажется логичным существование среди них лексем, имеющих непосредственное отношение к колдовству, причем Вяч.Вс.Иванов, В.Н.Топоров, отмечая значения ремесленного производства для русского материала, например: «русск. кузло 'кузнечная работа', 'ковка', 'кузнечный горн'», - противопоставляют им «западнославянские термины для обозначения 'колдовства', 'чар': чеш. kouzlo, kouzlomoc 'колдовская сила', kouzliti 'колдовать', 'ворожить', 'очаровывать', ср. okouzliti 'зачаровывать (в частности, словом)'» и мн.др. (Иванов, Топоров 1974 , 159 ; см. также ЭССЯ 13 , 142-144 ). Западнославянские лексемы можно дополнить семантически близким восточнославянским материалом, например: бел. диал. кузла 'закрутка из колосьев на ниве, сделанная с целью колдовства' (СБГ 2 , 558- 559 ), рус.-ц.-слав. кузньць 'кузнец', 'колдун, чародей; странствующий актер' (СРЯ ХI- ХVII вв. 8 , 109 ; Срезн. I, 1360 ), рус. ряз. кавник 'колдун, знахарь, шептун, ворожея' (Д II, 71 ), 'колдун' (СРНГ 12 , 293 ) (ЭССЯ 12 , 17-18).
Некоторые рефлексы корня *kou- обнаруживают способность к приобретению негативных коннотаций, отражающую, по всей видимости, результат христианского отношения к магической практике. Следы такого влияния, очевидно, проявляются в семантике др.- рус., рус.-ц.-слав. ковати 'злоумышлять' (Срезн. I, 1241 ), укр. кувати речі недобріі 'злословить', кувати лихо 'причинять зло, вред' (Гринч. 2 , 318 ); др.-рус., рус.-ц.-слав. ковьникъ 'замышляющий зло' (Срезн. I, 1244 ), ковъ 'злой умысел, злое ухищрение' (Там же 1243 ), рус. устар. книжн. ковы 'тайные коварные умыслы, козни' (СРЯ II, 65) - ср. ремесленное значение слова: рус. ков 'знак от удара молотком', 'накованные на жерновах бороздки' (Д II, 128 ), бел. ковы 'оковы' (Б.-Н. 148).
Аналогично др.-рус., рус.-ц.- слав. коварьствовати 'злоумышлять' (Срезн. I, 1241 ), рус. коварствовать 'поступать коварно, лукаво и зло, строить ковы и козни, крамолы' (Д II, 127 ), ковостроитель, -ица 'коварный, замышляющий зло человек' (Там же 128 ), др.-рус., рус.-ц.-слав. ковары 'козни' (СРЯ ХI-ХVII вв. 7 , 213 ) - ср. словен. kovár 'кузнец', 'зачинщик, злоумышленник' (ЭССЯ 12 , 8-9).
Следует отметить, что для рефлексов праслав. *kovarъ, как и для других продолжений *kou-, характерно сосуществование в рамках одной лексемы и позитивных, и негативных лексико- семантических вариантов, например: др.-рус., рус.-ц.- слав. коварьныи 'мудрый, благоразумный', 'искусный', 'хитрый, лукавый' (Срезн. I, 1241 ), рус. диал. коварный 'ладный, красивый', 'образованный' (СРНГ 14 , 27 ), др.-рус., рус.-ц.-слав. коварьство 'мудрость', 'умение, искусство; ловкость', 'нрав, умение вести себя', 'лукавство, коварство' (СРЯ ХI- ХVII вв. 7 , 212) и др.
В связи с этим возникает вопрос об истоках формирования энантиосемичных значений и направлениях дальнейшего семантического развития. Можно предположить, что на основе исходного 'гнуть' (с учетом диффузности семантики) возникает специализированное значение кузнечного ремесла (см. чеш. kovářstvo 'артель кузнецов' и др. (ЭССЯ 12 , 9-10 )), которое, в свою очередь, обеспечило появление в семантической структуре новых сем: 'опыт' (ср. рус. влад., твер. коваль 'хороший мастер, знаток своего дела' (СРНГ 14 , 25 ; СРДГ II, 65 ; СРГНО 225 ; Эл. 158), 'бывалый, ловкий или тертый, опытный человек' (Д II, 128)) и на ее основе 'мудрость', 'хитрость'.
Аналогию подобной семантической трансформации можно выявить в составе др.-рус., рус.-ц.-слав. хытрыи, хитрыи 'искусный', 'искусно сделанный', 'творческий', 'знающий', в роли сущ. 'художник', 'ученый', 'мудрый', 'разумный', 'хитрый, ловкий', 'замысловатый', 'благопристойный' (Срезн. III, 1430-1431 ), хытрокъзникъ, хытрокозникъ, хытрокъзньць, хытрокозньць 'искусный художник' (Срезн. III, 1428).
В связи с этим интересны афоризмы французского писателя ХVII в. Жана де Лабрюйера, косвенно подтверждающие возможность подобного семантического сдвига: «Хитрость - качество не слишком предосудительное, это нечто среднее между пороком и добродетелью; почти нет случаев, где ее не могло и не должно было бы заменить благоразумие» или «От хитрости до плутовства - один шаг, переход от первой ко второму очень легок: стоит прибавить к хитрости ложь, и получится плутовство» (Жемчужины мысли 1987 , 214).
Действительно, помимо сем 'опыт', 'мудрость', 'хитрость' в структуре понятия коварство развиваются сопряженные с ними: 'умение достигать своей цели, нередко обманом', 'лукавство', 'коварство'. Именно в этом звене отмечается отрицательно окрашенный мотив, появление которого обусловлено несколькими причинами: во-первых, воздействием ассоциаций, вызванных принадлежностью этой группы лексики к сакральной сфере, связанной с ритуальной деятельностью жрецов-кузнецов, а следовательно, подвергшейся христианскому переосмыслению; во-вторых, объективно существующей в языке закономерностью формирования семантики 'лукавый', 'лживый', 'злонамеренный' на базе исходной 'гнутый, кривой'. В этом отношении примечательно мнение Ф.И.Буслаева: «Злой применяем к понятиям нравственным, а в областных говорах это слово имеет смысл старательного, предприимчивого, ловкого, способного, искусного, острого, умного: по такому же сочетанию понятий в древнем языке слово хитрый имело смысл умного, а не коварного, как теперь. Знаменательна в языке эта связь понятий умного и злого, согласныя с сказочными преданиями о трех братьях, из которых двое умны, но злы, а меньшой глуп, зато добр и за доброту награжден счастьем...» (Буслаев 1861 , 168).
С течением времени продолжения праслав. *kovarъ претерпели семантическую эволюцию, в ходе которой положительные семы и актуализировали негативные, например: коварный 'скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел; вероломный', 'таящий в себе неожиданную неприятность, беду, опасность', коварство 'склонность к коварным умыслам, поступкам', 'коварный замысел, поступок' (СРЯ II, 64-65 ), коварник, коварница 'коварный человек' (Д II, 127) и др.
Аналогичный путь семантического развития характерен для рефлексов праслав. *kъznь, этимологически тождественного *kuznь (ЭССЯ 13 , 249 ) (см. др.-рус. кузнь 'все кованое, кованые сосуды, украшения, оклады у икон' (Срезн. II, 1359-1360 ), рус. стар. кузнь 'вещи холодной ковки, утварь, посуда, оклады и пр.' (Д II, 212 )). К ним относятся др.-рус., рус.-ц.-слав. къзнь, кознь 'занятие, ремесло; мастерство, искусство', 'ухищрение, хитрость' (СРЯ ХI- ХVII вв. 7 , 227 ), рус. козни, редко кознь 'тайные, злые, коварные умыслы' (СРЯ II, 69).
При анализе производных с корнем *kou- выявляется характерное для них сближение терминов кузнечного ремесла с лексикой искусства, например: др.-рус., рус.-ц.-слав. кузньць 'странствующий актер' (СРЯ ХI- ХVII вв. 8 , 109 ), къзнь 'искусство' (Срезн. I, 1389-1390 ), ст.-слав. къзнь 'искусство, художество' (ЭССЯ 13 , 249) и др. Думается, подобные семантические переносы были обусловлены не только актуализацией семы 'степень овладения ремеслом', отразившейся в существующей оппозиции ремесло 'работа по шаблону, без творческой инициативы; ремесленничество' и искусство 'творческая деятельность'. Семантическая связь в данном случае гораздо сложнее и во многом мотивирована мифологическими взглядами на социальные функции кузнеца. «С точки зрения представлений о социальных функциях, отраженных в самой структуре индоевропейских пантеонов, существенна выделенность особой группы кузнецов, сочетавших жреческие, поэтические функции с собственно технологическими, еще не отделившимися от ритуально-магической практики» (Иванов, Топоров 1974 , 163). Действительно, Бог-кузнец, затем жрец-кузнец занят выковыванием, ковкой ритуальных предметов, к числу которых относится слово, речь, стих (Мифы народов мира 2 , 21 ). Следы этого мифологического представления отразились во вторичной семантике рус. отглагольного прилагательного кованый 'четкий, выразительный, чеканный (о стихе, стиле и т.п.)' (СРЯ II, 64 ), ряде фразеологизмов и сказочных сюжетов (Иванов, Топоров 1974 , 162).
Предположение о закономерности связи обозначений ремесла и искусства, в том числе колдовского, не противоречит системе представлений о кривом, изогнутом как о чем- то особенном, отличном от обыденного, что вполне логично ассоциируется со сферой магической деятельности, тем более с трудом жрецов-кузнецов в силу их причастности к огню, а значит, к особому знанию, дарованному свыше. Указанная семантическая соотнесенность мотивов кривизны с чародейством, а через него - с искусством подтверждается базовым понятием рассматриваемой оппозиции *krivъ.
Возможность интерпретировать *krivъ как 'нестандартный; отличный от обыденного', а значит, 'связанный с жреческой практикой и магической функцией' может стать дополнительным аргументом в вопросе о происхождении этнонима кривичи, по одной из версий, связанного с родовым именем krivъ (Крив), которое вполне можно истолковать как 'жрец, прорицатель' (см. литовское наименование верховного жреца Криве (Мифы народов мира 2 , 15)) и в то же время 'глава общности, вождь', поскольку в сознании древних личность вождя воплощала «одновременно и силы человеческой общности и ее «связь» с духовными силами» и считалась посредником между общностью и духом (Попович 1975 , 207). Это мнение подтверждается как ходом наших предыдущих рассуждений, так и возможностью существования подобного имени, о чем свидетельствует прозвище полоцкого князя (ХI в.) Всеслава Чародея, где второе имя князя-христианина вполне может быть данью языческой традиции.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник § Абстрактная лексика, сложившаяся на основе представлений о кривизне. Е.И. Холявко ( часть #5 ) | oprichnik46 - Дневник oprichnik46 | Лента друзей oprichnik46 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»