[показать]
Троица
[показать]
Троица - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, это Бог, единый в трех Ипостасях. Человеку непостижима до конца тайна Троицы. Размышляя о ней, человек постигает то, что ему открывает Бог о Своем бытии.
Так как Церковь считает, что Сошествие Святого Духа на Апостолов открывает миру действие всех трех Лиц Троицы, поэтому Святая Троица прославляется в праздник Пятидесятницы. Первый день этого праздника называется Днем Святой Троицы (Троицын день), когда на аналой выносится икона Троицы.
Первые, дошедшие до нас, изображения Троицы относятся к IV - VI вв. (катакомбы; мозаики в Равенне).
Византийская и древнерусская иконопись создала глубокие образы Троицы. Стремясь к истине, это искусство не творило образов «по самомышлению», оно всегда опиралось на Священное Писание. Поэтому основой для изображения Троицы стал рассказ из Ветхого Завета о явлении Аврааму Бога в виде трех Ангелов. (Бытие, гл.18 , 1- 16). Поэтому канон, выработанный еще в византийской иконописи, называется Троица Ветхозаветная. Этот канон унаследовало искусство Древней Руси, и на его основе создало образы огромной духовной глубины.
Мы рассмотрим икону Троицы, созданную в к. XV в. псковским мастером (ГТГ). На золотом фоне иконы - крупная киноварная надпись, означающая Святую Троицу. У краев иконы поднимаются две сияющие золотом, сверкающие алым цветом башни строгих форм - дом (шатер) Авраама; между ними дерево с бирюзово-золотой кроной - дуб мамврийский. На фоне дома и древа, заполняя верх иконы, восседают путники - три Ангела, приглашенные Авраамом. Зримо утверждая их единосущность и равенство, автор изображает их абсолютно одинаковыми. Отрешены от всего внешнего их лики и величавы позы с благословляющими десницами.
На сияюще белой трапезе золотятся три чаши, лежат хлебы, ножи и лжицы. По сторонам ее прислуживающие Авраам и Сарра; их фигуры много меньше восседающих за трапезой и полны многосложного движения: они ступают к Ангелам, одновременно протянув руки с кувшинами. Внизу иконы в центре изображен Авраам, закалывающий
теленка. Его склоненная фигура вторит торжественному наклону арки, отчего величавым и значительным предстает этот акт его гостеприимства, как подтверждение той праведности, в которой обрел он благословение Троицы. Кроме того, заколотый теленок - древний знак жертвы, поэтому алый теленок, предстающий здесь в основании всего изображенного, напоминает о той великой определившей судьбы мира Жертве, которую благословляет Троица, даруя при этом обетование Аврааму и Сарре.
Примерно на сто лет раньше в княжестве Московском, в месте, связанном с глубоким почитанием Троицы, была создана икона, ставшая вершиной Её истолкования. Она была создана преп. Андреем Рублевым (ок. 1410 или 1425 - 1427 гг.; 142 х114; ГТГ) по заказу игумена Троице- Сергиевой лавры Никона «в похвалу» основателю монастыря преп. Сергию Радонежскому, великому почитателю Святой Троицы.
Икона преп. Андрея Рублева по глубине смысла и мастерству превосходит все иконы Троицы.
В основе композиции иконы мы видим круг и в центре - треугольник. Круг является символом Божественного совершенства. В Боге и в круге нет ни начала, ни конца. Круг - символ вечности и нераздельности Троицы. Два диаметра окружности, вертикальный и горизонтальный, образуют крест - земное воплощение Божественной любви: «Се бо приидет Крестом радость всему миру».
В центре - равносторонний треугольник. Еще в раннем христианском искусстве треугольник являлся символом триединства Бога.
Треугольник придает композиции ясность, устойчивость, покой, а круг - единство и движение.
Правый Ангел наклонил голову в сторону левых Ангелов. Линия горы подчеркивает это движение.
Средний Ангел также наклонился в сторону левого Ангела. Это движение усиливается благодаря наклоненному влево дереву.
Сидящий прямо левый Ангел принимает наклоны двух правых Ангелов.
Очевидно также и движение вправо: вытянутые благословляющие пальцы левого Ангела направлены к правой руке среднего Ангела.
Икона имеет непрекращающийся круговорот, который бежит от одного Ангела к другому. Так три образуют единство.
И в центре этого кругового движения, на столе мы видим чашу, в которой проступает голова теленка, прообраза Новозаветного Агнца, «вземлющего грехи мира». Эта чаша настолько важна, что её форму мы видим многократно: между скамеечками для ног; покрывало стола; покрывало для стола; собственно чаша, стоящая на столе; два крайних Ангела образуют чашу, которая начинается от их ног и достает их плеч.
Средний Ангел находится в этой своеобразной большой чаше.
Этот простой символ указывает на Жертву Иисуса Христа, принесенную им на Голгофе. (А не просто трапезу Авраама).
Мысль о жертвоприношении подчеркивается также изображением отверстия на переднем плане стола. В каменных алтарях византийских церквей имеются такие отверстия. В них помещали мощи мучеников - пример жертвы собой ради любви к Богу. (Также и христианство наших дней не исключает страданий - ради Христа, за наших братьев и за весь мир).
Обратная перспектива в изображении скамеек для ног означает, что не мы смотрим на трех Ангелов, а они на нас. Божественный мир может только расширяться и становиться беспредельным. Мы - точка. (Кроме того, обратная перспектива - не выдумка художника, она существует в природе и человеческом зрении).
Краски. В нижней части иконы доминирует зеленый цвет, символизирующий жизнь, надежду. Он же - в зеленом гиматии правого Ангела. Это Дух-Утешитель, который оживляет, одухотворяет Вселенную.
Голубой - цвет небесный, Божественный, присутствует у всех Ангелов, но больше всего - в верхней одежде среднего Ангела. Бог хочет открыть себя в Иисусе Христе. (У двух других Ангелов голубой - в нижних одеждах-хитонах).
Особенно выделяется темно- красный цвет хитона среднего Ангела. Он указывает на жертву, через которую Бог являет Себя.
Вершина живописного мастерства - нежно-розовые верхние одежды левого Ангела, настолько тонкие, что не мо-гут скрыть голубизны его нижнего одеяния. Великолепие Небесного Отца так мощно, что его невозможно скрыть. Но
розовые верхние одежды напоминают о невидимости и неприступности Бога. Здесь голубое - маленькая узкая полоска.
Но образ Бога Невидимого - это Христос. (Поэтому Он и изображается в куполе храма как Пантократор). В Нем Бог открывается миру.
Лики Ангелов нельзя назвать ни юными, ни старыми, ни мужскими, ни женскими. В Боге нет ни временного, ни мужского, ни женского. Все различия в Нем не возвышаются и не стираются, но гармонически соединяются.
Восточные церкви называют эту икону Филоксения, что означает «гостеприимство». Ведь в её основе - сюжет из книги Бытия о посещении Авраама тремя Ангелами, которым он оказал гостеприимство, а в понятие гостеприимства входило и общение за столом, дружеская беседа. Итак, икона говорит о посещении Богом человека, нас, людей. А беседа - это решение Троицы о воплощении Сына Божия. И мы словно становимся свидетелями этого Предвечного Троического Совета.
Ипостаси Святой Троицы следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе веры.
Левый Ангел сидит с прямой осанкой на своем троне. Это Отец. Он благословляет Сына на Жертву ради спасения мира. Ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин., III, 16)
Средний Ангел повернул голову в сторону Отца, выражая согласие. (Дерево за спиной среднего Ангела - символ Креста Животворящего). Жертва добровольна. Но его посох и фигура обращены в сторону правого Ангела - Святого Духа, который утешает и помогает во всех немощах, в жизни и в смерти. Гора за ним - символ восхождения духа, всего, что утешает и возвышает сердце.
Один лик склоняется к другому; другой к третьему; выражая готовность слушать и одарить любовью. Даже дерево и гора принимают участие в этом движении любви. Всё в этом мире оживляется Духом Святым и через Христа приносится к Отцу. Движение направлено к Отчему дому, где мы должны пребывать (в Отчем доме, т.е. в любви, ибо «Бог есть Любовь»). Дом - знак Божественного домостроительства, т.е. устроения Вселенной, которая зиждется на любви, т.е. на жертве. Символом этой
жертвы является чаша в центре иконы. В ней - голова жертвенного тельца. Теперь Христос сам становится Жертвой искупления всех людей. Теперь стало возможным соединение людей с Богом. Нам необходимо возвратиться к Отцу в Дом Небесный, но где вход туда? Плотный заслон из крыльев как бы не дает возможности проникнуть внутрь композиции иконы. И только внизу, в глубине перед алтарем - отверстие, вход (там, откуда расходятся скамеечки). Только здесь осталось свободное пространство, и это пространство имеет форму чаши (!), которая обращена к алтарю. Только один вход ведет в общение со Святой Троицей - готовность жертвовать из любви к Господу. Отягощенные и обремененные своими грехами, мы все-таки имеем путь для жизни с Богом. По примеру любви триединого Бога мы можем любить Бога и жить между собой как братья и сестры по вере - в любви и согласии.
Преп. Андрей Рублев создал зримый образ Троицы, её смысл - любовь = жертва = любовь. Это образец для жизни каждого человека и взаимоотношений людей между собой. На любви и жертве зиждется мир.
http://ikona.dp.ua/library/troica-vethozavetnaya
[показать]