[показать]
Троица
[показать]
Иконы иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры письма Даниила Черного, Андрея Рублева и «некиих с ними» являются объектом пристального внимания многих поколений исследователей. Особенно это относится к иконе «Святая Троица» из местного ряда, единственно имеющей несомненное авторство преподобного Андрея Рублева. До полного понимания глубины творения Рублева еще очень далеко, исследованиям и полемике о его творчестве не видно конца.
Авторами были изучены икона «Св. Троица» и 19 икон праздничного ряда. Примененный метод заключается в последовательном геометрическом анализе графическо-композиционного визуально воспринимаемого строя произведения. Это позволило вскрыть общий план построения композиции, архитектонику и принципиальную связь частей изображенного сюжета. Появилась возможность прочтения изобразительного «текста».
Изучение иконы «Св. Троица» - «Совет неизреченный» (Рис.1) показало, что это великое творение есть ни что иное, как почленное и почти пословное изложение Никео- Цареградского Собора Символа Веры в образно- композиционном строе иконы. Однако литературный текст Символа изложен имплицитно, являясь конструкцией образного «текста» иконы - «Превечный Совет». Исследование обнажило три основных сотериологических знака- символа Домостроительства: чаша, крест, и пасхальный символ - яйцо. Кроме них исследователи отмечали вписанность, врисованность композиции в круг, квадрат, ромб. Эти знаки-символы послужили общим фундаментом, на котором строились (филологам было бы нелишним глубоко исследовать этимологию глагола с-троить) композиции икон праздничного ряда иконостаса, общей основой содержательного и смыслового наполнения сюжетов.
Можно смело утверждать: икона «Св. Троица» прп. Андрея Рублева - это сжатая до формулы сумма «Праздников», и наоборот: «Сумма» расшифровывается и раскрывается в хронологическом следовании событий Нового Завета в «Праздниках».
В статье предлагается рассмотрение иконы «Благовещение» как первой в ряду сюжетов Новозаветной истории (Лк. 1 : 26-38 ). В построении композиции этой иконы легко усматривается трехчастное деление по вертикали и горизонтали (Рис.2). В левой трети иконы изображен архангел Гавриил, в правой - Дева Мария, в средней - пространство собственно Благой Вести (сегмент открывшегося неба с нисходящим к Деве лучом Духа Святого). Здесь же и десница архангела, благовествующая ораторским жестом. В средней и нижней третях - событие, рассказанное апостолом Лукой. В верхних углах иконы палатное письмо образно, символически повторяет фигуры архангела и Девы. Пересечение центральных вертикали и горизонтали дает предрешенный Превечным Советом крест. В перекладине креста тихо склоненная Дева внимает Вести. Здесь же изображена ограда «дома Иосифа» - стена ограждения Девы: «Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Мф. 1 : 20 ). Средняя треть представляет собой столп креста, возносящийся из Новозаветного будущего (аркатура внизу - древний символ церкви) к самому началу Новой истории (Рис.3 , тчк.1, линия АА'), сегменту раскрывшегося неба. Голова и нимб Девы Марии частично проецируются на вертикаль креста в средней части, внизу - Ее правая нога. Уже здесь воплощены в зрительный образ слова Симеона Богоприимца: «И Тебе же Самой душу оружие пройдет» (Лк. 2 : 35 ); «Стояху же при кресте Иисусове Мати Его...» (Ин. 19 : 25). Вверху в вертикаль креста справа «входит» колонна портика палаты Девы; слева - четырехгранный столп, увенчанный изящной капителью, «вошел» стороной, обращенной к Марии. Он заботливо укрыт велумом, перекинутым на него в будущее с Ее палаты, и пересекающим верх креста. В свою очередь, он пересекается в настоящем времени евангельского события лучом схождения Духа: И отвеща ангел, рече Ей: «Дух Святый найдет на Тя...» (Лк. 1 : 35). В будущем - Богородица - Церковь, - Оранта (Стена нерушимая), - Столп и Утверждение Истины.
Фигуры архангела и Девы близко повторяют рисунок фигур левого и правого ангелов «Св. Троицы»: крылья Гавриила подобны крыльям левого ангела, Ее фигура идентична фигуре и характеру правого ангела. Как и в «Св. Троице», во внутренних контурах их фигур ясно прочитываются очертания чаши. Геометрическое обобщение и уточнение этих очертаний дает рисунок чаши, точно вписанной в крест: матери предопределено быть свидетельницей страданий сына, Богородице предопределено быть свидетельницей страстей Господних, Ей также предопределено испить Ее долю страданий. Иконописец жестом Ее рук, склонением Ее фигуры удивительно точно проиллюстрировал стихи: «Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: «Из боку чисту, сыну како есть родитися мощно?..» 1 . Вместе с тем Ее поза - сама покорность Горней воле: «...Се раба Господня; буди мне по глаголу твоему.» (Лк. 1 : 38).
На иконе будущее - в будущем, а теперь «Совет Превечный открывая Тебе Отроковице, Гавриил предста, Тебе... вещая: «Радуйся...» 2.
Да! Будет чаша, будет крест, будет смерть. Но будет и Воскресение, будет Вознесение, и одной из свидетельниц его будет сия Дева. Здесь прп. Андреем скрыт и символ воскресения - пасхальное яйцо, который, как домостроительный символ, был, прежде всего, глубоко скрыт в композиционном строе иконы икон (авторы позволяют себе думать, что в начале всех икон Троицкого иконостаса была икона Святой Троицы). Несложное геометрическое построение как продолжение чаши, вписанной в крест, дает рисунок яйца. В композиции «Св. Троицы» мотив чаши прослеживается многократно, он буквально врисован, вписан, врастворен зримо и имплицитно в содержание иконы, служит одной из смысловых доминант, ее составляющих.
© Н.М. Чурилова
Дальше - больше -
http://pokrov.kh.ua/articles/?p=1