• Авторизация


Богословие круга. Сакраментальное значение хлеба 30-05-2013 21:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]
Я есмь хлеб жизни
[показать]

В древнем иудейском святилище использовались двенадцать хлебов предложения по числу колен израилевых. Хлебы предложения являлись только прообразом хлеба, о котором сказал Христос: «Я есмь хлеб жизни» (Ин, 6, 25).
Хлебы предложения были бесквасные, или бездрожжевые. В Ветхом Завете имеются многочисленные пророчества и особые указания на сакраментальное значение хлеба. Все они свидетельствуют о будущем таинстве Евхаристии, или преломления хлеба.
«Манна небесная»: «Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости» (Пс 77 , 23-25). Манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии.
Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли, и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем и хлеб сердце человека укрепит». (Пс 103 , 14-15 ). Здесь в 103 псалме упоминаются все три вещества, используемые в Таинствах Церкви: вино, хлеб и елей. Хлебом Лот угощал пришедших к нему ангелов (Быт, 19 , 3). Любопытно, что икона Ветхозаветной Троицы, по Библии изображающая трех ангелов, имеет в центре своей композиции символическую чашу с жертвенной трапезой, а из текста Священного Писания мы знаем, что на столе, кроме всего прочего, был хлеб. «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» - такими словами Исаак благословил своего сына (Быт, 27 , 28).
В церковном жизни хлеб, причем только квасной, присутствует ежедневно, в первую очередь для Евхаристии. Это связано с обновленным значением хлеба после пришествия Мессии. Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. (Мф, 13 , 33). Квасной хлеб используется для всех видов хлеба, связанных с православным богослужением. Просфора, или в переводе с греческого, приношение. На просфоре совершается литургия и поминовение живых и усопших во время проскомидии. Частички, вынутые из просфоры, означают имена поминаемых: в конце службы они помещаются в евхаристическую чашу с произнесением специальной молитвы. Просфоры принято употреблять только натощак. Другой вид хлеба, используемый в богослужении - артос, в буквальном переводе с греческого означает «хлеб». Он освящается один- единственный раз в году после Божественной Литургии на Пасху (первый день) и стоит у Царских врат до недели, последующей за Пасхой (Антипасха). После Антипасхи артос раздробляется и раздается верующим. Его хранят в течение года и употребляют после молитвы натощак для укрепления душевных и физических сил. Хлебы и пшеница освящаются во время литии - специальной службы, являющейся частью вечернего богослужения по праздникам. Это просто благословлённый хлеб, который можно употребить в любое время независимо от приема пищи. Освященную пшеницу просто добавляют в еду. Для любого вида хлеба, используемого в церковных нуждах, можно брать только чистый пшеничный квасной хлеб без дополнительных добавок (кроме воды и соли), то есть просфора должна содержать только следующие составные части: мука, соль, вода, закваска. Использовать дрожжевой хлеб недопустимо.
Кулич. Кулич не является пищей, имеющей особое священное значение как просфора или артос. Это традиционная пасхальная еда, сдобный хлеб. Существует великое множество рецептов куличей.Господа почиет на горе сей, и Моав будет попран на месте своем, как попирается солома в навозе». (Ис, 25 , 10 ) Про солому упомянуто как бы вскользь, для сравнения; но ясно, что древние жители Палестины выращивая хлеб, использовали ее как подстилку под ноги домашним животным. «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк, 3 , 17).
Солому - часть хлебного растения, рисуют художники, изображая место рождения Спасителя в Вифлееме. Можно предположить, даже быть уверенным, что в яслях, месте для содержания домашних животных, была солома. Об этом не написано в Евангелии, но солома - символ Рождества в рождественских традициях многих христианских народов. Соломой накрывали столы, лавки, украшали вертепы.
Плуг. «Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». (Лк, 9 , 61- 62). Здесь мы видим упоминание плуга, основного земледельческого орудия, предназначенного для вспашки земли под хлеб. Господь использовал язык и образы, наиболее понятные окружающим.
Орало, соха, лемех, эти слова, обычные и хорошо знакомые нашим предкам, ушли в прошлое. Слово плуг во всех славянских языках звучит одинаково и, с точки зрения лингвистики, это говорит о том, что в то время, когда славяне были одним народом, использовали это слово в этом значении. То есть можно быть уверенным, что праславяне были хлебопашцами, что оставило свой след в наречиях их потомков.
Как и в большинстве случаев, «хлебные» термины используются в переносном смысле. Эти яркие литературные образы красноречиво говорят о том, какую роль играла пшеница в то время. Мало того, по обилию цитат, упоминаний, «мелочей», мы можем точно утверждать, что древние иудеи, среди которых проповедовал Христос, принадлежали в то время к земледельческой (аграрной), «хлебной» цивилизации, как, кстати, и славянский мир.
Термины и слова, имеющих отношению к хлебу, (их в Евангелии всего 276), есть почти на каждой странице. Вифлеем, место рождения Спасителя, в переводе означает «дом хлеба», что очень символично и, конечно, не случайно.
Для понимания многих притч важно понимать, что Спаситель обращался к образам, метафорам, связанным с жизнью простого человека, крестьянина. Христос использует аналогии, понятные, простые, убедительные для сельского жителя. Само значение этого слова в русском языке этимологически связано со Христом: крестьянин- хрестьянин-христианин, и это не случайное совпадение: христианин, который выращивает хлеб...
Наиболее древние следы возделывания хлеба найдены в Восточном Средиземноморье и они относятся ко времени докерамического неолита. Это означает, что пшеницу люди стали сеять раньше, чем изобрели керамику и железо. Не случайно в Библии это самый упоминаемый продукт. В книге Бытия хлеб упоминается 56 раз, в Псалтири 23 раза, в Евангелиях 88 раз.
«В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт, 3-19 ). Это первое упоминание о хлебе в Библии. «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, -- он был священник Бога Всевышнего» (Быт 14-18). Хлебом Авраам угощает трех ангелов: «Я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы..» (Быт, 18-5) - это третье по счету упоминание хлеба в Библии. За хлеб с чечевицей Исав отдал Иакову первородство (Быт 15-34 ). С хлебом связана история семи изобильных и семи голодных лет в Египте (Быт 41).
Хлеб становится основой для совершения таинства Евхаристии в Новом Завете. Таким образом, хлеб является не только постоянным продуктом на столе, он присутствует во многих ключевых моментах священной истории. Поэтому можно говорить о сакраментальном, священном значении хлеба, которое в Новом Завете, в Церкви приобрело даже гораздо большее значение, чем ранее.
Библия также оставила нам много литературных образов и ярких словосочетаний, связанных с хлебом: «В поте лица будешь есть хлеб свой», «Манна небесная», «Не хлебом единым», и т.д. Многократно хлеб упоминается в притчах Христа: «Вышел сеятель сеять...» (Мф 13 , 2). «Хлеб наш насущный» - эти слова вошли в молитву «Отче наш». И, конечно, самое главное, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф, 26-26).
Словосочетание «злачное место» и имеет библейское происхождение, означает хлебное, хорошее место, в том числе землю обетованную, которая в то время изобиловала злаками: «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» или по-славянски: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, на месте злачне тамо всели мя, на воде покойнее воспита мя». (Пс, 22 , 1).
Любопытно, что, судя по множеству упоминаний о хлебе в Библии, он стоит на первом месте среди других растений. Прямые и косвенные свидетельства этому мы встречаем повсеместно, причем, зачастую это какие-то мелкие подробности из эпизодов повседневной жизни, или, на первый взгляд, несущественные детали. «Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним» (Лк, 14 , 1).
«И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах» (Исх, 11 , 4-5 ). Здесь по упоминанию жернова хорошо видно, что слуги, мелющие при жерновах в Египте находились в самой низкой социальной нише. Часто этим занимались женщины. Ослепленный Самсон молол на жерновах, когда был в плену у филистимлян (Суд, 16 , 21).
«Авимелех пришел к башне и окружил ее и подошел к дверям башни, чтобы сжечь ее огнем. Тогда одна женщина бросила обломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп.» (Суд, 9 , 52-53). То есть женщина взяла под руку первый попавшийся предмет, метнув его во врага, а предмет этот, как известно, используется для перемалывания зерен. Кстати, про жернова, иудейский закон гласит следующее: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу». (Втор, 24 , 6). Речь, конечно, идет не о душе в буквальном смысле слова, а о том, что жернов - последнее имущество, которое нельзя отнимать у человека, так как связано с его жизнью. «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Мф, 18 , 6-7). Здесь Спаситель упоминает о жестокой казни, которая практиковалась на Ближнем Востоке.
«И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет.» (Иереем, 25 , 10-11) - яркий образ - звук жернова, голоса на брачном пиру - здесь являются признаком жизни, а их прекращение означает полное опустошение, запустение.
Благодаря своему весу, материалу (камень) жернова часто находят в раскопках поселений времен неолита. Самые первые приспособления для размола зерен представляли собой каменные ступки с пестиком, которые впоследствии совершенствовались. Их наличие доказывает использование муки, хлеба, дает ценные данные о хозяйстве людей тогда, когда мы не можем подчерпнуть их из письменных источников. Жернова являются своего рода маркером, по которому археологи могут многое сказать о быте древних людей. Кстати, и в славянской культуре жернов, как непременный атрибут аграрной цивилизации, оставил свой след. Это и археология, и русский язык: «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Добрый жернов все смелет», «Язык - жернов: мелет что на него ни попало», «Жернова сами не едят, а людей кормят».
«И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!» (Суд, 6 , 11-12).
http://pro-khleb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6&Itemid=3
http://pro-khleb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4&Itemid=3
http://pro-khleb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2&Itemid=3

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Богословие круга. Сакраментальное значение хлеба | oprichnik46 - Дневник oprichnik46 | Лента друзей oprichnik46 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»