[показать]
[показать]
[237x105] (схема метания мяча). метание - это любое физическое действие ! © С.В.Ю. что такое метание ? - это движение; что такое движение ? - это толкание; что такое толкание ? - это болтание; что такое болтание ? - это метание. всё, круг замкнулся ! вот кстати характерный пример ошибочного понимания слов бросать и толкать -> ссылка. чем для современного обывателя представляет собой бросок / бросание или метнутие / метание ? а представляется некой пространственно-временной фазой движения свободного полёта метаемого объекта, или моментом точки отрыва метаемого объекта от метающего субъекта (см. картинку с третьей фазой) ! что в корне не верно, ибо бросок это все фазы движения, от начала и до конца !!! выдержка из статьи (смотрим по ссылке главу - 'бросок в прыжке, толкаясь разноименной ногой'), цитата:
« при выполнении броска в прыжке, толкаясь разноименной ногой, необходимо: выставить вперед толчковую ногу; резко вынести вверх согнутую маховую ногу (этот мах способствует взлету); выполнить отталкивание и одновременно замахнуться; завершив замах, резко выпрямить маховую ногу вниз; толчковую ногу вынести вперед для приземления; в конце всех действий выполнить бросок. »
на данный момент из этого поста мы уже знаем, что слова 'движение' и 'толкание' суть пароним, в свете чего перл методиста Баландина выглядит весьма и весьма несуразно, цитата:
« при передаче мяча толчком не требуется подготовительных движений. игрок выпрямляет согнутую руку, отталкивая мяч в нужном направлении. этот способ передачи позволяет послать мяч на близкое или среднее расстояние. »
для статистики: вот ещё один пример -> (ссылка) с грубейшим смысловым нарушением, ныне ставший классическим, когда под броском подразумевается не сам процесс метания (движение метающего тела), и даже не его финальная фаза процесса, а подразумевается фаза с момента точки отрыва некоего предмета и его последующего полёта ! цитата:
« При метании в горизонтальную цель техника заключается в следующем. Стать левым боком к цели в положении ноги на ширине плеч, ступни параллельно, правая рука поднята вверх над правым плечом и несколько отведена вправо, взгляд направлен на цель. Из этого исходного положения повернуться грудью в направлении броска, одновременно массу тела перенести на левую ногу, правую при этом поставить на носок и повернуть пятку наружу. Руку с мячом согнуть в локте примерно под углом 120 градусов, кисть повернуть ладонью влево. Не задерживаясь в этом положении, выполнить бросок, поворачивая при этом кисть руки с мячом ладонью вперед и хлестообразным движением опуская ее вниз. После выпуска мяча, сгибая левую ногу в колене, наклонить туловище вперед и повернуть налево. При метании в вертикальную цель техника двигательных действий такова. В исходном положении стать левым боком к цели, ноги по ширине плеч. Сгибая правую ногу, наклонить туловище вправо. Правая рука с мячом отведена вправо, левая рука согнута перед грудью. Из этого исходного положения выполнить бросок за счет активного разгибания правой ноги, поворота грудью в сторону метания и переноса массы тела на левую ногу. При этом метающий принимает положение "натянутый лук": обе ноги выпрямлены в коленных суставах, правая ставится с носка, левая стоит на всей стопе, рука с мячом согнута под углом около 120 градусов и отведена назад. Из этого положения без задержки и фиксирования его выпрямить туловище и пронести руку с мячом над плечом. После выпуска снаряда туловище повернуть налево и левую руку отвести в сторону. »
примечание: наиболее чётко термин мононим - 'метать = бросать' характеризует себя в качестве продолжённого колебательного действия в предложениях - « метаться туда-сюда » = « бросаться туда-сюда ».
процессинг:
оБЛо &rarr ВоРотить (-ся) => ВеРтеть (-ся) => БоЛтать (-ся) => Бо_тать (-ся) => Ме_тать (-ся) = Мо_тать (-ся) &rarr Мя‾ч. альтернативный процессинг на эфекте альтэрнаций [р <-> т/д]: оБЛо &rarr ВеРтеть > БоЛтать > (от-; из-; низ-; при-; с-)ВеРгать > МеТать &rarr МяЧ. примечания: (_) - прямая диарезия; (‾) - косвенная диарезия.
[показать]
[236x132] Трудно поверить, что многих простых вещей, которые нас окружают, когда-то не было и кто-то их придумал. Колесо, например, или мяч. Тем не менее это так. И сам мяч, и игру в него три с половиной тысячи лет назад придумали ольмеки, жившие на территории современной Мексики . Во всяком случае, археологических свидетельств, указывающих на более раннее ее происхождение, мы не имеем. Мексика стала родиной игры по той простой причине, что именно там в изобилии произрастал каучуконос - Castilla elastica, и именно тамошние жители первыми на учились придавать каучуку эластичность, то есть превращать его в подобие нынешней резины, из которой сам бог велел делать мячи.
Рождение мяча
Ольмеки стали добавлять к каучуку сок ипомеи. Это лиана, произрастающая в том же регионе. В наши дни она стала модным декоративным растением. Ее плети усыпаны крупными белыми цветами, за что лиана получила название «лунный цветок».
Ольмеки освобождали стебель от листьев и цветов, скручивали его в клубок и мяли, выжимая сок. Его смешивали с каучуком в пропорции приблизительно 1 :15 . Когда масса загустевала, ей придавали форму шара. Археологи находят мячи разного размера. Но даже самые маленькие, диаметром около 10 сантиметров, весят полтора килограмма, а 20- сантиметровые вообще больше напоминают ядро.
Таким мячом и убить можно. Поэтому древние майя готовились к игре со всей серьезностью. Бедра и колени обматывали кожаными ремнями, на плечи надевали деревянный хомут, очень похожий на ярмо для запрягания буйволов, а «рабочую» руку защищали деревянной дощечкой. Голову прикрывала специальная кожаная повязка. Вся эта сбруя, напоминающая доспехи для американского футбола, не гарантировала от травм и увечий. После матча многим игрокам приходилось делать надрезы на разных частях тела, чтобы выпустить кровь из гематом.
Правила игры известны нам в самых общих чертах. Скорее всего, это было что-то вроде рокетбола или волейбола. Игроки подбрасывали мяч бедрами, иногда использовали колени и локти. Существовали варианты с ракетками, специальными обточенными камнями, палками. Главное было не допустить, чтобы мяч коснулся земли. В Чичен-Ице, древнем городе майя, археологи обнаружили поле размером 146 ×36 метров, которое окружают стены с барельефами, изображающими эпизоды игры. По концам средней линии на высоте шести метров в стены вмуровано по каменному кольцу. Если какому-нибудь счастливчику удавалось забросить мяч в кольцо, его команде немедленно засчитывалась победа. Но это случалось крайне редко. Обычно же выигрывала команда по очкам, которые присуждались, когда ей удавалось каким-то образом переместить мяч за дальний край площадки соперника. Удары запрещенными частями тела наказывались штрафными очками. Продолжалась игра до заката солнца, если, конечно, на площадке оставался хоть один человек, способный держаться на ногах. Испанский хронист Диего Дуран писал, что игроки в мяч - это «люди- синяки, ходят вечно переломанные, а некоторые даже умирают во время матча, когда получают мячом в лицо или в область желудка».
Игра носила в прямом смысле характер сражения, которому приписывался сакральный смысл. Команды олицетворяли собой две враждебные стихии, например огонь и воду. Если побеждала команда огня, это означало, что грядет засуха. Следовательно, капитана проигравшей команды воды надо принести в жертву богу воды, чтобы умилостивить его. Обезглавливал жертву лично капитан победителей. За ходом игры следили арбитры, роль которых была чрезвычайно важна: ведь если окажется, что жертва принесена не тому богу, засуха будет еще сильнее или наводнение - еще разрушительнее. За действиями арбитров бдительно следила публика. Каждое слово, сказанное на поле игроками или судьями, разносилось на весь стадион. Секрет этого акустического эффекта так до конца и не разгадан. Любимое развлечение туристов, посещающих Чичен-Ицу, - встать на противоположных концах огромной площадки и шепотом переговариваться друг с другом - слышно так, словно собеседник находится от вас в двух шагах.
Ко времени, когда в Америку пришли испанские завоеватели , ацтеки к игре в мяч уже относились просто как к игре - человеческие жертвоприношения ушли в прошлое. Зрители делали ставки, которые могли быть весьма значительными, а капитан выигравшей команды имел право забрать плащи и драгоценности болельщиков команды соперника. Поэтому высшим шиком в ацтекском обществе считалось явиться на матч в лучшем наряде и золотых украшениях.
Испанцы, насильственно обращавшие индейцев в христианство , древнюю игру запретили, поскольку эта традиция была связана с культами богов Солнца, Луны и Кукурузы. Только в штате Синалоа на северо-западе Мексики индейские семьи, ведущие свой род от прославленных игроков и жрецов-гадателей, сохранили игру улама. Каучуковый мяч они делают по древней технологии ольмеков. В разных городах создано более десяти профессиональных команд, которые, как и в древности, когда по результатам встречи судили о перспективах на урожай, проводят чемпионат в апреле.