- вопрос дня: подставляемый/-ая знак = буква 'ь' сигнализирует о том, что согласная фонема звучит мягко ! зачем же её тогда безпричинно вставляют куда ни попадя ?! ведь тем самым нарушается акустическая картина слов !! помимо всего тут ещё встаёт вопрос о несовершенстве отображения современной системы букв, в которой отсутствует обратная связь между знаком и фонэмой. любой знает, что ныне в алфавите используется 33-и буквы, что куда меньше реальных фонем. посчитаем ? за вычетом твёрдого и мягкого знака плюсуем палатизированные согласные Б', В', Г', Д', Ж' З', К', Л', М', Н', П', Р', С', Т', Ф', Х' Ц'. в итоге плюсуем дополнительных семнадцать фонэм, которые облекаем в знак и прибавляем к основным традцати одной, получаем 48 букв. спрашивается, на каком основании ? а на таком: в алфавите уже имеются буквы отображающие палатизацию, чему пример пара шипящих оппозиционных по твёрдости мягкости - это Ш и Щ, где Щ = Ш+Ь. сия оппозиция графически изображается пририсовкой "хвостика" буква-знаку Ш, что кстати весьма разумно и применимо к другим буквам. посему необходимо измыслить новые знаки отображающие палатизацию, и если не по принципу письма лигатур - љ, њ, то по какому-то иному. то же касается и аффрикаты Ч, состоящей из палатизированных Т и Ш -- Т + Ь + Ш + Ь, где ШЬ = Щ.
- итак, из вышесказанного делаем заключение, что: использование мягкого знака после шипящей Щ и аффрикаты Ч есть графическая чрезмерность. что же касается начертания мягкого знака после шипящих Ш и Ж, то в большинстве случаев его применение вообще антизаконно, так как нарушает артикуляцию, и лишь в редких случаях, из-за отсутствия собственного знака ж', он применим, пример: жужьжять наравне с жужжать. как тогда писать слова - пью, мощью и удержью ?! а так, через йот: п'йю, мощйю и удержйю !
- так почему же сам не соблюдаю свои принципы орфографии ? - да чтобы каждый раз каждому идиоту не доказывать, что он идиот. та же история и с орфографией гласных после шипящих Ш и Ж, после которых зачем-то пишем фонему 'и' вместо 'ы' <... жи ши пиши с буквой и ...>, что натурально противоречит артикуляции. или вот взять к примеру написание гласной Ё в слове пошЁл в место законного - пошОл.
- а вот так о правописании рассуждает один бывший советский преподаватель русского языка, ныне скатившийся до откровенного лингвофричества. что как бы характеризует совков и их адэптов. « главное не думать » !!!
Мягкий знак в глаголах после шипящих.
Он ставится в следующих случаях:
1) В инфинитиве, если он на «Ч». стричь, стричься, толочь, течь, печь, лечь, беречь...
2) В глаголах 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времён. идёшь, пойдёшь, знаешь, узнаешь, учишь, учишься, поёшь...
3) В глаголах повелительного наклонения, если они кончаются на шипящий. режь - режьте; ешь - ешьте; обеспечь - обеспечьте; топорщь - топорщьте...
Всего три случая и четвёртого нет. Стало быть, выводим простое правило: в глаголах после шипящих всегда пишется мягкий знак. Во всех без исключения случаях, не нужно даже задумываться.
- а вот даю слово своим оппонентам. любопытно, что об этом вопросе думают атэисты. ссылка Lingvoforum.net. а так же ставлю этот вопрос на голосование.
[poll_result=1050524]
ПРИНЦИП ГРАФИКО- МОРФОЛОГИЧЕСКИХ АНАЛОГИЙ
Это название может быть применено к принципу написания буквы ь после шипящих в ряде морфологических категорий: буква ь может быть рассматриваема как графический уравнитель парадигм склонения существительных типа ночь, рожь (как ель) и как графический уравнитель морфологических категорий повелительного наклонения: режь (как брось), а также инфинитива: беречь (как брать). Следует подчеркнуть, что ь является уравнителем грамматических форм и категорий только на письме, что, однако, при известной автономности письменной речи чрезвычайно важно. Традиционно считается, что написание буквы ь выполняет функцию грамматического сигнала 1: буква ь сигнализирует о женском роде слов ночь, рожь и т.д.
Однако "сигнализирующая функция" буквы ь в определенных категориях слов - это лишь следствие, а не причина его употребления. Причиной является влияние определенных графико- морфологических моделей, т.е. морфологическая аналогия.
Слова женского рода типа рожь, ночь дают одинаковую графическую парадигму склонения со словами типа дверь (ср.: дверь - дверью, рожь - рожью, ночь - ночью), в то время как слова мужского рода типа врач, шалаш имеют такую же графическую парадигму, как и слова типа стол (ср.: стол - столом, врач - врачом, шалаш - шалашом).
При распределении слов по типам склонения употребление буквы ь после шипящих в качестве ведущего признака родового значения слов в русских грамматиках обычно не учитывается. К третьему склонению относят существительные женского рода с "основой на мягкие согласные и на шипящие ж и ш" 2. Однако то, что буква ь создает графическое единообразие парадигм склонения, учитывается как ведущий признак при подаче этого материала нерусским.
Так, в частности, в кратком очерке русской грамматики, предназначенном для французов, А.А. Зализняк выделяет как относящиеся к одному типу склонения имена существительные, имеющие в форме именительного падежа единственного числа букву ь. Подобную же графическую функцию буква ь выполняет в неопределенной форме глагола: в инфинитивной модели беречь (и т.п.) буква ь пишется потому, что она есть в инфинитивной модели делать. То же видим и в формах повелительного наклонения типа утешь, отрежь, не плачь. Ср.: брось, кинь, приготовь 1 .
Написание буквы ь в формах инфинитива и повелительного наклонения является этимологическим (по происхождению), но назначение этой буквы, когда она следует после шипящих, в современном письме переосмыслилось. Написание же буквы ь в словах типа дочь, мышь не является этимологическим и по происхождению (об этом свидетельствует ненаписание буквы ь в словах типа врач, нож).
В древнерусском языке в соответствующих грамматических формах после всех шипящих, поскольку они были исконно мягкими, писался "ерь" (т.е. ь как знак редуцированного гласного переднего ряда). Писалось не только дочь, ночь, мышь, но и врачь, ножь, мужь и т.п. Однако со временем, после отвердения /ж/ и /ш/ и исчезновения редуцированных гласных, эти написания "сбились". После ж и ш начинают употреблять не только ь, но и ъ. В "Российской грамматике" Ломоносова представлены написания: речь, дочь, ключь, мечь 2, но ковшъ, ножъ 3.
В "Материалах к Российской грамматике" у Ломоносова намечается разделение написаний ь и ъ после шипящих по родам. Так, он дает вещь, но лещъ, таковы же соотношения между написаниями мышь и ковшъ 4 . Намеченное Ломоносовым разделение его ученик и последователь В. Светов обобщил в правило. Причем В. Светов уже подчеркивал графико-морфологическую целесообразность этого правила: "Имена на ь кончающиеся мужского рода в родительном удерживают на конце я; из чего явственно, что не право пишется ключь, товарищь, врачь; ибо в родительном не ключя, товарищя и не врачя. Надобно писать: ключъ, товарищъ, врачъ, в родительном ключа, товарища, врача и так другие" 5. Правило, требующее не писать после шипящих мягкий знак в словах мужского рода (и писать его в словах женского рода), как "легкое", было поддержано Сумароковым 1. Орфографическая практика закрепила это правило.
С отменой в 1917-1918 гг. буквы ъ на конце слов правило автоматически приняло современный вид (употребление буквы ь в словах женского рода на шипящие и неупотребление в словах мужского рода на шипящие).
Графическое противопоставление слов типа ночь, рожь словам типа врач, нож было введено сознательно на основе графико-морфологических аналогий. А.А. Реформатский справедливо пишет: "То, что в таких написаниях дело не в этимологии, показывают примеры иноязычных слов, на которые распространяется данное правило (фальшь, тушь, ср.: туш мужского рода без ь) " 2 .
В тех случаях, когда принадлежность того или иного слова к грамматическому роду неизвестна, мягкий знак является полезным сигналом, так как, будучи употреблен в конце слов на шипящие, он сигнализирует о том, что перед нами слово женского рода и что изменять его нужно по третьему склонению. Ср., например, такие названия, как река Оредеж, город Россошь, поселок Будогощь. Если увидеть их написанными, то мягкий знак даст нам понять, что слова Россошь и Будогощь женского рода, а Оредеж- мужского. Родовая же принадлежность слов с конечными согласными определяет и их тип склонения.
Полезен этот грамматический сигнал и для стабилизации родовой принадлежности слов на шипящие. Он удерживает их от родовых колебаний, которые часто "тревожат" слова с конечным мягким согласным. Слова с конечным мягким согласным могут быть женского (трость, ткань, тень, соль, роль, метель и т.п.) и мужского рода (олень, руль, уголь, грифель и т.п.). Одинаковость формальной приметы приводит к родовым колебаниям, а следовательно, и к колебаниям в склонении. В XIX в. колебался род существительных полынь, студень, ступень и др.; заимствованные слова акварель, вуаль, госпиталь, дуэль, карусель, мигрень, модель, патруль, рояль, тюль и др. были иными по своему родовому значению, чем сейчас.
В настоящее время наблюдаются колебания в роде некоторых существительных с основой на мягкий согласный, например, слов мозоль, выхухоль, картофель, толь и др. Поэтому
определение рода (а следовательно, и типа склонения) таких существительных требует наведения справок в словарях 1 .
С чисто звуковой точки зрения употребление мягкого знака после шипящих в словах женского рода является избыточным: и без него конечные /ч/ и /щ/ (Будогощь, ночь, мощь) произносились бы мягко, как произносятся они в словах ключ, плющ, а в словах Россошь, рожь с чисто звуковой точки зрения написание мягкого знака иногда даже вредно, так как, например, при изучении русского языка в условиях диалекта может натолкнуть на неправильное мягкое произношение твердых /ш/ и /ж/.
Буква ь после шипящих в повелительной форме графически закрепляет, конечно, относительное единообразие, поскольку в языковом отношении эти формы не едины: одни из них образуются при помощи суффиксов /и/ (сиди) и /ы/ (лежи), другие выступают в виде чистой основы (гуляй, кинь). Буква ь графически объединяет только формы повелительного наклонения с чистыми основами на шипящие (не плачь) и формы повелительного наклонения с чистыми основами на конечный парный по твердости-мягкости согласный (кинь).
Итак, в трех рассмотренных случаях буква ь (фонетически отнюдь не необходимая) употребляется прежде всего не как сигнал различия (чтобы по его наличию или отсутствию различать ночь и врач, плач и не плачь), а как письменный графический уравнитель однозначных (грамматических) категорий. Функция грамматического сигнала является следствием употребления буквы ь как графического уравнителя однозначных грамматических категорий.