«Острова Блаженных» и тайна лани Сертория. (на фото Шведская лань, обвитая змеями)
[показать]
Викинги определяли путь по звёздам и солнцу, как финикийцы. Но и те держались берегов. Учтём это, высчитывая путь племён Одина из Азии в Скандинавию. О лёгких кораблях - киликийских «миопаронах» и кавказских «камарах» - мы уже говорили. Киликийские пираты, напомним, - смесь персов, египтян, фригийцев, финикийцев, сирийцев, кавказцев, крымских тавров, приазовских скифов и сарматов. Киликия, средиземноморский берег Малой Азии, их главный, но не единственный оплот.
Киликийцы располагали мощными биремами и триерами, то есть двух- и трёхпалубными парусно-гребными военными кораблями, а также запасами меди, железа, парусов, канатов. На пиратов работали пленные, закованные в кандалы. Всё это досталось в 66 году до Р.Х. войскам и флоту Гнея Помпея. До его побед пираты процветали и «...избрали себе для жизни море вместо земли» (Аппиан, 92, 95).
«Жизнь в море вместо земли» - почти скандинавская сага. А киликийцы знали даже Атлантику. Это доказывается косвенно, чему на Западе посвящена огромная литература.
Около 80 года до Р.Х. римский мятежник Квинт Серторий бежал в Испанию. Выше устья испанской реки Бетис (Гвадалквивир), впадающей в Атлантический океан, Серторий встретил моряков, прибывших из Атлантики, с «Островов Блаженных». Два острова, отделённые «...совсем узким проливом», были так названы из-за прекрасной природы (дожди редки) и находились в 10тысячах стадий от Африки (Плутарх, Серторий, 8). Стадия, греческая мера длины, - 177,6 метра. 10 тысяч стадий - 1776 км.
Римский историк II века после Р.Х. Луций Ампелий считал, что «Острова Блаженных» - «в Океане», или крайняя земля «на юге» (Малые римские историки, с. 197).
В Европе и США, как мы уже говорили, много занимаются Серторием и «Островами Блаженных». Где же они?
Разброс мнений значителен: остров Мадейра и остров Порто Санто в группе островов Мадейра; Азорские острова; самые восточные из Канарских - Лансароте и Фуэртевентура. Особенно недовольны немцы: описания Плутарха якобы «полны фантазий». Это вечное тевтонское противоречие: любовь к германскому прошлому требует изучать греков и римлян, что для немцев трудно выносимо.
А ведь внимательное изучение Плутарха не оставляет ни капли сомнения. Азорские острова и острова Мадейра, разбросанные на просторах океана, не годятся: там нет двух крупных островов, отделённых «совсем узким проливом». Плутарх писал, что на «Островах Блаженных» слабеют северные и восточные ветра, иногда усиливаются южные и западные. Значит, «Острова Блаженных» лежат на юго-запад от Геркулесовых Столпов (Гибралтара). Вновь мы убеждаемся, что подходят не Азорские острова и не острова Мадейра, а именно Канары.
От Гибралтара Канарское течение несёт на юго-запад -к вечнозелёным Канарским островам. Из них два ближайших и, одновременно, крупных - Лансароте и Фуэртевентура. Между ними крошечный пролив. Это точно совпадает с описанием Плутарха и Луция Ампелия.
Финикийцы с VI века до Р.Х. знали атлантическое побережье Африки -современные Марокко и Мавританию. Французский археолог Ж. Марси, проработав в архивах Марокко над старыми картами, опубликовал в 1935году статью: марокканские прибрежные названия -финикийские (Н. Непомнящий. Колесницы в пустыне, с. 67-68).
В Марокко есть порт Агадир (375 км от Лансароте) - ныне пляжный курорт, полный туристов с севера Европы. Агаддир - слово финикийское, как и норвежский, известный со времён викингов, Агдир (см. части 3 и 14).
Не надо принимать в расчёт навигационные карты современных английских и немецких яхт, ходящих с богатыми туристами от Гибралтара до Лансароте. Яхты с компасами и спутниковыми приборами идут по прямой, а это около 1050 км. В древности так не плавали.
Если взять за точку отсчёта устье испанской реки Гвадалквивир, указанной Плутархом в биографии Сертория, то путь может быть следующим: на юг вдоль берега, от Гвадалквивира до Гибралтара, затем пересечь Гибралтарский пролив и оказаться на севере Африки. Плыть вдоль марокканского, или атлантического, побережья до Агадира и оттуда совершить последний рывок на запад, к Лансароте и Фуэртевентура. Наименьшее расстояние - около 1350 км. Весьма вероятно, что с заходами на промежуточные стоянки извилистой береговой линии путь приближался к 1776 км, о которых писал Плутарх.
По его данным, киликийцы участвовали в африканских междоусобицах. Думаю, что для этого их островные базы должны были быть сравнительно недалеко от северной Африки, опять-таки, на Лансароте и Фуэртевентура.
Киликийцы помогали Серторию в его испанской войне с Римом. Серторий завёл и крупный флот из триер, но после неудач вознамерился переселиться на «Острова Блаженных», о чём узнали киликийцы (Плутарх, Серторий, 6 - 8).
Тут его вдруг позвали лузитаны и иберы - предки португальцев и испанцев. Из римских беглецов, полчищ лузитан, иберов, североафриканских «ливийцев» и «мавританцев» (т.е. ливио-финикийцев) он создал армию и флот, захватил Пиренейский (Иберийский) полуостров.
Митридат VI Евпатор, киликийские пираты и Серторий заключили союз против Рима. Киликийцы мешали римлянам перебрасывать морем войска в Испанию. Серторий скрывал донесения, делая вид, что ждёт знаков от приручённой белой лани, или «божественного дара Дианы». Затем объявлял, что лань предсказала беду или успех. А суеверные лузитаны и иберы решили, что их вождь -«божество», «друг богов» (Плутарх, Серторий, 9, 11, 12, 20, 21, 24).
Немецкие и испанские археологи считают, что культ Дианы-охотницы, или Артемиды, был связан с иберийским божеством «повелительницы зверей» и с городом Имероскопион, он же Дианиум. Немецкий нумизмат Э. Хюбнер, связанный с историком Т. Моммзеном, ещё в 1893 году в Берлине опубликовал труд, где описал иберийскую монету с надписью «Диниу». Якобы от города Дианиум или соседнего с ним.
Но где был Имероскопион, или Дианий (Дианиум)?
Между рекой Сукрон и Новым Карфагеном греки основали три городка. Самый известный из них -Имероскопион, он «...имеет на мысе высокочитмый храм Артемиды Эфесской». Храм Артемизий, он же Дианий, «...укреплён самой природой, удобно расположен для грабежа и заметен издали», поэтому там Серторий и обосновался. Неподалёку прекрасные железные рудники. Ближайшая лагуна тянулась на 400 стадий (71км). Имероскопион - в числе последних укреплений Сертория, терпевшего поражения от римлян (Страбон, III, 4, 6; 4, 10).
Имероскопион по-гречески -«дневной страж». Река Сукрон - ныне Хукар на юго-востоке Испании. Новый Карфаген, финикийский порт, -современная Картахена.
Немецкий историк Т. Моммзен отбросил сообщение Страбона о малоазийском культе Артемиды Эфесской в испанском Имероскопионе и упростил: был-де просто «мыс Дианы», ныне город Дениа между Валенсией и Аликанте. А Серторий - гений, рыцарь, в чьём окружении чувствовался германский дух (т. 3, с. 19-29). Со времён Моммзена немцы поют Серторию панегирики.
Ещё при диктаторе Франко (у власти в 1939-1975 годах), союзнике Гитлера, а затем -США, в испанских верхах возобладала мода на degriequizacion, или «борьбу с греческим влиянием». Нашлись археологи, предлагавшие вообще игнорировать письменные греческие источники.
Раскопки города Дениа на южном берегу Валенсийского залива показали, что там жили финикийцы. Одни считают, что Имероскопион затерян где-то рядом, другие возражают. Недавно возникла новая испанская теория: города Имероскопиона («Дневного стража») не было вовсе, так в древности якобы называли цепь скал, видных с моря. И пиратов тоже не было, а мирные финикийцы смотрели со скал за проходом косяков рыбы.
Не доверяли и греку Диодору Сицилийскому (Сикилийскому), упомянувшему в 25-й книге «Исторической библиотеки» финикийский город Акра Левки, основанный Гамилькаром Баркой. Но потом выяснили: кажется, современный порт Аликанте -тот самый финикийский град.
«Акра Левки» испанцы перевели дословно: Promontorio blanco, или «холм белый». Думают, что Акра Левки - греческий аналог какого-то финикийского выражения. Увлечение всем финикийским - научная норма католической Испании. И немцы, твердящие нам о своих «нордических» (от «норд» - «север») корнях, почему-то до сих пор раскапывают в Испании именно «зюйдические» (от «зюйд» - «юг»), финикийские, слои. У немцев есть целый археологический институт в Мадриде. Неужели ищут древних Нибелунгов?
Норвежская змеевидная лань викингов - память о Сертории?
Диодор описал дикую жестокость, с которой финикийцы покоряли Иберию (Испанию). Например, вождь иберов по имени Индорт попал в плен. Финикийцы выкололи ему глаза, оскорбляли и распяли. Иберийский царь Ориссон разбил карфагенского полководца Гамилькара. Спасаясь бегством, Гамилькар утонул в реке. Но вскоре новая карфагенская армия Гасдрубала, имевшая свыше ста боевых слонов, захватила 12 иберийских городов и нанесла поражение царю Ориссону. Его дочь досталась «в жены» Гасдрубалу. Спустя восемь лет Гасдрубал был убит своим слугой.
Финикийцы жили работорговлей и в слуги брали туземцев-иберов. У иберов, однако, была отличная память и завидное терпение - смерть Гасдрубала тому доказательство.
Во множестве изданий на разных языках, посвящённых Карфагену, Риму и древней Испании, всё это либо изъято полностью, либо сильно искажено. Приводятся только хронологические вехи: в 229году до Р.Х. убит Гамилькар Барка, или Барак; в 221 году -Гасдрубал. Карфагенян в Испании возглавил Ганнибал, сын Гамилькара Барки (Барака).
О преступлениях Карфагена молчал и Моммзен. Он назвал Гамилькара Барку «великим вождём», «гением», равным генералу Шарнхорсту, давнему кумиру немцев (т. 1, с. 447-450).
Славян, как и греков, Моммзен ненавидел, призвав в 1897 году разбивать чехам головы молотком. Очевидно, в эти минуты Моммзен воображал себя викингом, богом Тором, крушившим черепа молотом и метавшим молнии. Барка (Барак), прозвище Гамилькара, - по-финикийски «молния». Позже Шарнхорст стал названием фашистского линкора. Этот линкор в 1943 году напал на конвой, шедший из Англии в СССР, и был потоплен англичанами.
Испанские профессора, вторя Моммзену, рисуют идиллию «диалога культур», финикийской и иберийской, как будто не было кровавого завоевания Иберии Карфагеном.
И с Диодором Сицилийским ошиблись. «Акра» - по-гречески «холм», «кремль», знаменитый афинский Акрополь - «город на возвышенности». Древнегреческое слово «левкос» («левки») имело много значений. Это и монетный сплав золота с серебром; и белая кожа красавиц-гречанок; и яркий, счастливый, праздничный (день).
Малоазийская Артемида Эфесская в Испании (Страбон, III, 4, 6), уверен, доказывает существование древней средиземноморской пиратской общности. Артемида Эфесская была связана и с крымскими пиратами-таврами, кельтами или германцами (см. ч. 11, «РВ», 2011, № 22), впитав финикийские влияния. Ей тождественна фригийская богиня Левкофриина из долины реки Меандр в Великой Фригии (см. ч. 8, «РВ», 2011, № 19). Акра Левки Диодора, скорее всего, город с холмом («акра»), где поклонялись малоазийской Левкофриине. Итак, Диодор дополняет Страбона.
Средиземноморская пиратская общность включала Ближний Восток и Месопотамию (Сирию, Ирак, часть Ирана и Турции).
Уже в I веке до Р.Х. древний сирийский город Пальмира, известный по клинописи, разбогател на караванах, связав Средиземноморье, Персидский залив и Индию. В Пальмире власть принадлежала «...олигархии крупных торговцев». Пальмирцы поклонялись финикийским богам Белу и Адонису, персидскому Митре и ...«греческой» Артемиде. «Греками» на Востоке называли, независимо от происхождения, всех, кто говорил по-гречески и следовал греческим обычаям, например, в архитектуре. В конце I века до Р.Х. пальмирского бога Малакбела изображали едущим в колеснице, запряженной грифонами. В III веке после Р.Х. правители Пальмиры Оденат, его жена Зенобия и их сын Вахбаллат присвоили царский титул, но были сокрушены Римом (Д. Шлюмберже. Эллинизированный Восток. Париж, 1970; М., русск. пер.: «Искусство», 1985, с. 20, 31, 71 -90, 103, 168, 193, 197).
Шведская лань, обвитая змеями
Малакбел и Вахбаллат - от бога Бел (Бал, Ваал). Пальмирский Оденат - почти копия викингского имени Оден (Один). Оба выросли среди грифонов и кровавой азиатской мифологии, охватившей, как мы видели, и Иберийский полуостров, где Серторий был лишь временщиком.
Сертория убили сообщники-гомосексуалисты, а остатки серторианцев уничтожил Помпей в 72 году до Р.Х. Киликийцы могли выскользнуть через Гибралтар, обогнуть Лузитанию (Португалию) и, идя на север вдоль Галлии (Франции, Бельгии, Голландии) и Британии, достичь Скандинавии. Так азиаты, асы-asar, стали «северными людьми» -норманнами, викингами, укрывшимися в бухте и заливе «вик» (vik). Напомню, в Шотландии в слоях не позднее II века после Р.Х. обнаружено надгробие с надписью на пальмирском языке и следы культа Геракла (Ваала) Тирского (см. ч. 6, «РВ», 2011, № 15).
Спасаясь от Помпея в 66 году до Р.Х., киликийцы «...бежали в привычные им скалы и бухты» (Аппиан, 95). Киликийцы - это викинги древности.
Символ викингов -«хватающий зверь», лев или олень, обвитый змеями. Змееподобная лань (фото 1) -отличие норвежского «стиля Урнес» XI-XII веков. Урнес -местечко в устье западно-норвежской реки, впадающей в Северное море. Подобное изображение находим и на флюгере костёла XI века на шведском острове Готланд в Балтийском море (фото 2). Предполагают, что для флюгера костёла шведы использовали часть корабля викингов.
Готланд - за тридевять земель от Урнеса. Тем загадочнее сходство тайных символов, общий корень которых в далёком прошлом. Не память ли это о лани Сертория?
Возможно возражение: основной очаг племён Одина -Приазовье и Кавказ (по Стурлусону). Это-де края тёплые, а Скандинавия -холодная окраина, и резкая перемена климата сгубила бы асов-переселенцев. Однако в древности Приазовье и Крым отличали суровые зимы. В Пантикапее (Керчи) медный кувшин раскололся от льда. Митридат VI победил скифов в конном сражении на льду у «входа в озеро Меотийское» (в Керченском проливе), а летом разбил их снова, «...когда лёд растаял» (Страбон, II, 1, 16).
В горах Киликии морозно, там были и сталактитовые пещеры.
Афро-иберийские войска Сертория, поддержанные пиратами, воевали с римлянами даже в Пиренейских горах, где есть и ледники, и средиземноморские кустарники.
Предки викингов - южане условно, так как жили южнее Скандинавии.
http://rv.ru/content.php3?id=9333
Н. СЕЛИЩЕВ, член Русского Исторического Общества
Copyright © 2001 "Русский Вестник"