[показать]
Гней Помпей (на фото)
Победы римлян над флотом Митридата VI позволили провести стратегическую операцию против пиратства.
В 66 году до Р.Х. римский флот и войска Гнея Помпея (фото 1 ) закрыли Средиземное, Эгейское и Мраморное моря: от Геркулесовых Столпов (Гибралтара) до Финикии и Киликии, от Боспора, выхода в Чёрное море, до побережья Северной Африки. Все моря и берега Помпей поделил на девять военных округов, чьи командиры должны были ударить одновременно (Аппиан, 94 , 95).
Последним оплотом пиратов стала морская крепость Коракесий, в которой они обосновались после падения Карфагена в 146 году до Р.Х. Их перебили, захватили 800 кораблей, включая и крупные суда «с окованными медью носами». Пленных провели по Риму по время триумфа Помпея в 61 году до Р.Х. (Плутарх, Помпей, 28 , 45).
Помпей лишил Митридата VI поддержки на море, а затем разгромил на суше, в Малой Азии. Тот бежал, бросив гарем и, по Аннею Флору, «...вовлёк в своё падение почти весь Восток и Север. Взялись за оружие иберы, каспии, албаны, обе Армении».
Кавказские иберы - предки картлийцев, колхи - западных грузин (Всемирная история. М., Госполитиздат, 1956 , т. 2 , с. 154-157).
Пиратское племя каспии жило на юго-западном берегу Каспийского моря. В безымянном пергаментном трактате, составленном по повелению норвежского короля Хакона V (1299-1319 гг.), «Великая Свитьод», прародина викингов, - рядом с Каспийским морем, среди персидского племени парфян. Точно указано расположение древних Фригии, Вифинии, Киликии, кавказских стран и даже Аравии. Но Север Европы не упомянут (Е.А.Мельникова, с. 139-148).
Вернёмся к Помпею. Он разбил армян, колхов, иберов, албанов. Веллей Патеркул писал об успешных походах Помпея против кавказских пиратов - колхов, гениохов и ахеев (Малые римские историки, с. 46).
Римский флот соединился у устья реки Фасис (Риони) с войсками Помпея и запер Крым, где скрылся Митридат VI. Оттуда через Западное Причерноморье он намеревался «...пройти через Фракию, Македонию и Грецию и таким образом неожиданно вторгнуться в Италию», - писал Анней Флор (Малые римские историки, с. 147 ). Вместе с давними союзниками, кельтами, «вторгнуться в Италию», перейти Альпы, «...он знал, что так поступил и Ганнибал» (Аппиан, 102 , 109).
Финикийцы, несомненно, осведомили Митридата VI о походах (полуторавековой давности!) их полководца Ганнибала. Раз подобный план уже был принят Митридатом VI, значит, финикийцы посылали тайных гонцов к кельтам-галлам и германцам. Это предположение становится фактом, если обратить внимание на краткое известие Аппиана: у Митридата VI начальником сторожевого отряда был «человек из царского рода, по имени Феникс» (Аппиан, 80). То есть кто-то из финикийских царей Тира или Сидона.
Пиратские войны Митридата VI могут, как мне кажется, пролить свет на загадку знаменитого серебряного котла из Гундеструпа, найденного в датском болоте в 1891 году. Котёл весит почти 9 кг и покрыт рисунками. Древние германцы носили шкуры животных, не мылись, ели сырое мясо, уступая даже кельтам (галлам) в кузнечном ремесле. Котёл из Гундеструпа немцы и скандинавы сделать не могли.
Национальный музей Дании в этом не сомневается. В пояснительных текстах на датском языке говорится, что котёл из Гундеструпа датируется между 150 годом до Р.Х. и временем Рождества Христова. Остаётся открытым вопрос, где и как был изготовлен котёл, как попал в Данию. Не поняты многие сюжеты. Но иностранное происхождение несомненно. Вероятно - отдалённые от Скандинавии края Европы, юг или юго-восток ( http://oldtiden.natmus.dk/udst illingen/aeldre_jernalder/gund estrup_... ).
На котле - львы и грифы. Получается, что грифон и дракон - символы викингов - имеют более чем 2000- летнюю историю.
Музей находит значительное сходство с фракийским искусством северо-западной Болгарии и юго-западной Румынии того же времени. Датских археологов привлёк фракийский сюжет борьбы Геракла со львом: подобный рисунок есть на котле из Гундеструпа. Вероятно, котёл изготовили на Балканах. Допускается и влияние этрусков. На котле изображены... слоны.
Но фракийцы жили вплоть до побережья Чёрного и Мраморного морей, а на Балканах слонов никогда не было.
Боевых слонов использовала финикийская наёмная армия в Испании, Южной Галлии (Франции), Северной Италии вплоть до конца - разгрома римлянами в битве при Заме в Северной Африке в 202 году до Р.Х. Слоны участвовали в исполинских битвах древности: при Рафии, в Южной Палестине, где греко- египтяне разбили греко- сирийцев в 217 году до Р.Х., и при Магнезии, на юго-западе Малой Азии, где римляне и пергамские греки разгромили греко-сирийцев, персов, скифов и арабов в 190 году до Р.Х.
В скандинавском эпосе «Младшая Эдда» говорится: предок Одина, живший в Азии, был красив «...как слоновая кость, врезанная в дуб» (Младшая Эдда, с. 10). Думаю, это отзвук очень древних, малоазийских, сказаний.
Согласен с предположением музееведов Дании - котёл из Гундеструпа сделан на юге Европы. Думаю, что в Средиземноморье, и завезён в Скандинавию на пиратском корабле, например, на пятипалубной пентере, такими громадами, напомним, располагал Митридат VI.
Гундеструп - недалеко от приморского севера Дании. Котёл - ещё одно доказательство подлинности легенд о переселении викингов из Азии.
На котле из Гундеструпа - «...сцены, характерные для культа Митры...» (Дэвидсон, с. 85-86). Митра (Мифра) - персидский бог, ему поклонялись подданные Митридата VI.
Его замысел ударить через западное Причерноморье в Италию - провалился. Фарнак II, его сын, поднял мятеж, объявив себя царём. В 63 году до Р.Х. в Пантикапее (Керчи) Митридат VI приказал прикончить себя, чтобы не попасть в плен к римлянам. Некто Битоит, начальник наёмников-галлов (кельтов), убил его. Насмерть перепуганные персы и галлы выдали тело Митридата VI римлянам.
Сестру Митридата VI, пятерых его детей и «скифских жён» провели по Риму по время триумфа Помпея в 61 году до Р.Х. (Плутарх, Помпей, 45).
В 64-63 годах до Р.Х. Помпей присоединил к Риму Сирию, Палестину и Финикию. Только до этого асы Одина и Tyrkir/Tirkir («люди из Тира», финикийцы, киликийцы) могли переселиться в южную Скандинавию и северную Германию, пустовавшие с конца II века до Р.Х., со времени ухода большей части кимвров, амбронов и тевтонов. Римляне считали этих германцев кочующей смесью кельтов и скифов или киммерийцами с Северного моря. Грекам была известна лишь часть киммерийцев, проникшая в древности из Приазовья в Малую Азию. Кимерийцы, или германцы, имели пехоту и конницу, ехали на повозках, запряженных быками и лошадьми (Плутарх, Марий, 11 , 19 , 25-27 ). Подробность, говорящая о кочевой жизни кимвров, - они клялись на медном быке (Плутарх, Марий, 23).
Трофеи Гая Мария
Ещё до Геродота, жившего в V веке до Р.Х., после междоусобиц на Днестре «...остатки киммерийцев откочевали куда-то в сторону»; «маловероятно, чтобы киммерийцы исчезли бесследно» (Б.А.Рыбаков. Геродотова Скифия, с. 194).
Почему кимвры, амброны и тевтоны не заблудились, пройдя леса Европы с севера на юг - к альпийским перевалам? Откуда узнали, как охватить римские фланги? Наконец, кто среди тевтонов говорил по-латыни, издевательски шутя над римлянами (Плутарх, Марий, 18)?
Путь по звёздам, знание карт и латыни - дело финикийцев, вечных интриганов. В 113-101 годах до Р.Х. Риму пришлось воевать с нумидийцами (афро-финикийцами) в Северной Африке, с германцами, с рабами Сицилии, которых возглавили киликиец и сириец, принявший имя «царя Трифона» - основателя киликийского пиратства, наконец, с киликийцами Малой Азии.
Римский полководец и диктатор Гай Марий в 104 году до Р.Х. провёл по Риму нумидийских вождей, закованных в цепи. Затем разгромил тевтонов и амвронов на юге Галлии (Франции), кимвров на севере Италии, убив 340 тысяч германцев, 150 тысяч взяв в плен (Тит Ливий, кн. 68 ). В 101 году до Р.Х. Марий праздновал триумф.
На римском памятнике трофеев Гая Мария (фото 2 ) - нагая немецкая рабыня, свидетельствующая о первобытном облике древних германцев. Обычно во время своих переходов они шли нагими по глубокому снегу и, подложив под себя щиты, съезжали по скользким склонам Альп (Плутарх, Марий, 23). Их разгром и гибель Митридата VI доказали: проломить римскую оборону невозможно. Врагам Рима - киликийцам - оставалось бежать морем на север Европы.
Подобные дальние переселения древних народов известны. Ещё раньше, в 332 году до Р.Х., накануне разгрома Александром Македонским финикийского города-порта Тир, многие финикийцы уплыли по Средиземному морю в свою колонию Карфаген в Северной Африке (Диодор Сицилийский. Кн. XVII).
Немецкий историк Моммзен признал значительное сходство викингов и киликийцев: «Точно так же, как в эпоху норманнов, флотилии корсаров причаливали к приморским городам и либо заставляли откупаться их большими суммами, либо осаждали и брали их штурмом». Моммзен считал киликийское пиратство «...замкнутым военным государством; национальность заменялась здесь масонской связью гонимых и злодеев, а преступление, как это нередко бывает, покрывалось самым высоким чувством товарищества» (т. 3 , с. 31 , 32).
Здесь Моммзен, посвящённый историк, не преувеличил. Масонство происходит из Древнего Египта и Вавилона, гностических (оккультных) сект Востока.
До Моммзена, в XVIII веке, киликийцев и викингов сравнил немецкий военный историк и масон И.Архенгольц. Он же упомянул пиратскую работорговлю ради «сатрапов Боспора» - пленниц продавали нагими (История морских разбойников Средиземного моря и океана, ч. 1, с. VII-XVII).
Боспорское царство захватил, напомню, перс Митридат VI, а сатрапы - его наместники. Архенгольц знал гораздо больше, чем писал, и намеренно развёл по разным главам своего труда «скифа» Одина и киликийских пиратов, предшественников викингов.
Остатки пиратов добивал в горах Киликии знаменитый римский оратор и государственный деятель Марк Тулий Цицерон в 51 году до Р.Х. (Плутарх, Цицерон, 36).
Осколок державы Митридата VI уничтожил Гай Юлий Цезарь. Фарнак II, уцелевший сын Митридата VI, перебрался из Крыма в Малую Азию, начав войну с Римом. Цезарь встретил армию Фарнака II в 47 году до Р.Х. при Зеле, сходу разгромил её, произнеся слова, ставшие поговоркой: «Пришёл, увидел, победил» (Плутарх, Цезарь, 50).
Где Зела (правильно - Зила)? Это крепость на севере Малой Азии, в бассейне реки Ирис, ядра Понтийского царства. В Зиле на холме стояли персидские храмы, жили жрецы. До сего дня там сохранились руины храма Анаитиды.
Анаитида (Анаит, Анахита) - полногрудая богиня успешных родов и страстной любви. Её культ распространился от Кавказа до Средней Азии. Поклонение Анаитиде (Анагите, Анагате) ввёл древнеперсидский царь Артаксеркс II (правил в 404- 359 гг. до Р.Х.). В храмах Анагиты на Кавказе процветала проституция, престижная для девушек из богатых семейств. Видимо, это форма культа финикийско- вавилонской Астарты (Шантепи де ля Соссей, т. 2 , с. 169-170).
Артаксеркс II, помимо гарема из 360 наложниц, сожительствовал с двумя собственными дочерьми. Одна из них вступила в связь ещё и с братом - будущим Артаксерксом III. Артаксеркс II, не поделив наложницу со старшим сыном Дарием, зарубил его во имя Ахурамазды (Ормузда). (Плутарх, Артаксеркс, 23 , 26- 30).
Французские историки XIX века соглашались - при Артаксерксе II Анаитида слилась с вавилонской Иштар. Среди идолов Зелы, оплота Митридата VI, были Оманос и Анадатис. Вероятно, считали французские востоковеды, это «бессмертные духи» древнеперсидской религии Ахурамазды.
Религия Ахурамазды (с «мудрецом» Заратуштрой, или Зороастром) оправдывала любое злодейство, почему спустя две тысячи лет привлекла Ницше, кумира нацизма.
Академик В.Ф.Миллер, специалист по Кавказу и Азии, отмечал в 1892 году, что и в IX веке после Р.Х. в магометанской Персии были «...приверженцы закона Заратуштра, дозволявшего браки между кровными родственниками». Напомню и исторический роман писателя и литературоведа Ю.Тынянова - «Смерь Вазир-мухтара» (1928 год), о гибели русского дипломата и поэта А.С.Грибоедова в Персии в 1829 году. Тогдашний, связанный с англичанами, персидский шах Фетх-Али в числе наложниц имел и родную дочь, а от неё - сыновей-внуков. Зороастризм, вероятно, существует и поныне.
Митридат VI - чудовище. Он убил свою мать и брата, трёх дочерей и трёх сыновей, одного из них - на глазах его матери (Аппиан, 107 , 113).
В царстве Митридата VI справляли и праздник «сакая». Древние греки считали: «сакая» - от скифов. Французские востоковеды объяснили иначе: «сакая» заимствован персами из Вавилона и Финикии.
Вавилоно-персо-финикийское влияние, культ Астарты (Анаитиды) и «сакая» связали племена Малой и Средней Азии, Причерноморья, Кавказа, Галлии, Германии. Митридат VI и киликийско- кавказские пираты боролись с Римом и эллинизмом во имя павших Вавилона, Персии и Карфагена, поэтому война была долгой и ожесточённой.