ВЕЗДЕСУЩИЙ ФИЛЛОТАКСИС

А теперь рассмотрим характерные "винтовые оси", которые возникают на стеблях растений (Рис.2 ). На Рис.2 -а изображен стебель растения с винтовой осью симметрии третьего порядка. Проследим линию листорасположения на этом рисунке. Для того, чтобы перейти от листа 1 к листу 2, следует повернуть первый вокруг оси стебля на 120 ° против часовой стрелки (если смотреть снизу) и затем передвинуть листок 1 вдоль стебля по вертикали до тех пор, пока он не совместится с листком 2 . Повторяя подобную операцию, перейдем от листа 2 к листу 3 , а затем к листу 4 . Обратим внимание на то, что листок 4 лежит над листком 1 (как бы повторяет его, но этажом выше) и что, идя от листа 1 к листу 4 , мы трижды совершили поворот на угол 120 °, т.е. осуществили полный оборот вокруг оси стебля (120° ? 3 = 360°).

Угол поворота винтовой оси у ботаников называется "углом расхождения листьев". Вертикальная прямая, соединяющая два листа, расположенные друг над другом на стебле, именуется "ортостихой". Отрезок 1-4 ортостихи соответствует полной трансляции винтовой оси. Как мы увидим далее, число оборотов вокруг оси стебля для перехода от нижнего листа к вышележащему, расположенному в точности над нижним (по ортостихе), может равняться не только единице, но и двум, трем и т.д. Это число оборотов называется "листовым циклом". В ботанике принято характеризовать винтовое листорасположение с помощью дроби, числителем которой является число оборотов в листовом цикле, а знаменателем - число листьев в этом цикле. В рассмотренном нами случае мы имеем винтовую ось типа 1 /3.
На Рис.2 -б изображена пятерная винтовая ось симметрии с листовым циклом 2 (для перехода от листа 1 к листу 6 надо совершить два полных оборота). Дробь, характеризующая данную ось, равна 2 /5 ; угол расхождения листьев составляет 144 ° (360 ° : 5 = 72 °; 72° ? 2 = 144 °). Заметим, что существуют и более замысловатые оси, например, типа 3 /8 , 5 /13 и т.д.
Возникает вопрос, какими могут быть числа a и b, характеризующие винтовую ось типа a/b. И вот здесь Природа преподносит нам очередной сюрприз в виде так называемого "Закона филлотаксиса".
Ботаники утверждают, что дроби, характеризующие винтовые оси растений, образуют строгую математическую последовательность, состоящую из отношений соседних чисел Фибоначчи, то есть:
1 /2 , 1 /3 , 2 /5 , 3 /8 , 5 /13 , 8 /21 , 13 /34,....
(1)
Вспомним, что ряд Фибоначчи есть следующая последовательность чисел:
1 , 1 , 2 , 3 , 5 , 8 , 13 , 21 , 34 , 55 , 89,....
(2)
Сравнивая (1 ) и (2 ) нетрудно увидеть, что дроби в последовательности (1) образуются числами Фибоначчи, взятыми через одно число.
Ботаники установили, что для различных растений характерны свои дроби филлотаксиса из последовательности (1 ). Например, дробь 1 /2 свойственна злакам, березе, винограду; 1 /3 - осоке, тюльпану, ольхе; 2 /5 - груше, смородине, сливе; 3 /8 - капусте, редьке, льну; 5 /13 - ели, жасмину и т.д.
Рисунок 3. Паперомия седая. Какова же "физическая" причина, лежащая в основе "законов филлотаксиса"? Ответ очень прост. Оказывается, что именно при таком расположении листьев достигается максимум притока солнечной энергии к растению.
С учетом этого замечания нас теперь не удивит и тот факт, что практически все соцветья и плотно упакованные ботанические структуры (сосновые и кедровые шишки, ананасы, кактусы, головки подсолнечников и многие другие) также строго следуют числам Фибоначчи.
Рисунок 4. Семечки в головке подсолнуха располагаются по спиралям, при этом отношение числа левых и правых спиралей равно отношению соседних чисел Фибоначчи.
Рисунок 5. Соцветие эхмеи удовлетворяет строгому математическому закону, основанному на числах Фибоначчи. Но не только растения, но и некоторые животные, например, змеи используют те же принципы в организации своих внешних форм.
Таким образом, строгую математику мы находим и в расположении лепестков на цветке розы и в разрезе яблока (пентаграмма), и в сосновой шишке, и в головке подсолнечника. И мы снова и снова убеждаемся в том, что все в природе подчинено единому плану, единым законам - и раскрыть и объяснить эти законы и есть главная задача человеческой науки.