Дочитал книгу Протопоп Аввакум и начало раскола Пьера Паскаля
В самом конце приговор:
"Со времен Никона в России нет больше церкви..."
Как то тоскливо становится даже мне - атеисту... Как будто что то из души вынули...
Если до Никона была интеллектуальная жизнь, например ереси (ну таже ересь жидовствующих), т.е. текла духовная жизнь, то после Никона и раскола церковь стала частью государства и интеллектуальная жизнь затихла: никаких ересей...
А отступников долбили не за их мысли, а несогласие с социальной ролью церкви и т.п... И не было споров о самой вере, символе веры... Всем уже было по барабану триединство бога, является ли Мария богородицей или Христородицей...
.....
Но и старообрядцы не вдохновляют: они так и не смогли противопоставить официальной церкви четкой идеологии, стройной системы взглядов... Аввакум не потянул роль единого лидера. Вместо этого "оппозиция" увязла в спорах между собой - вечный российский бич.
И тем не менее, во время чтения испытывал удивительные ощущения: эту Россию я еще не знал....
....
Считаю Раскол революцией в истории Руси: была группа идеалистов - ревнителей благочестия, которые хотели, чтобы церковь поглотила государство, чтобы статус служителя был поднят, но пришел Никон, который дал Церкви быть поглащенной Государством. И сам был сметен... После Никона пришли простые обыватели, которым было не до революции, они лишь налаживали быт и систему..
А Аввакум - осколки идеализма....
см. также посты по тегам