В начале 90-х в журнале "Наука и Жизнь" часто публиковался Александр Мень. Он считался по тем временам солидным православным философом. Я же в нем разочаровался. Выдали детали.
В одной из статей, он, пытаясь обосновать кукую-то мысль, написал примерно следующее: а ведь и звука, и света не существует, а существуют только волны, а то, что якобы есть какие то звуки и образы - это результат взаимодействия волн и сетчатки глаза и барабанных перепонок.
Я на тот момент был конченным солипсистом, поэтому сразу зацепился за слова Меня. Сейчас мне уже в общем пофиг и на солипсизм и на Меня, но вопросы остались:
- Как вот так вот человек, который считается философом, может, на задумываясь утверждать, что волны более существуют, чем звуки и образы? И он даже не усомневает свою позицию? Несмотря на то, что уже несколько сотен лет, как Декарт заявил: Cogito ergo sum...
- и разве в традициях православной традиции делать такие заявления? И есть ли в принципе православня философская традиция?
Если бы меня спросили, что означает "существует", то я бы наверное ответил так: это близко к Декартовскому. "Существует", это когда субъект переживает объект в себе. Это когда Моисей спросил бога, кто он есть, тот ответил: Я есмь сущий... Т.е. субъект - субъект. Нет никаких определений. Субъект в себе
как то так...