[300x400]
Лучше всего врезаются в память фиьмы, которые не ждешь, на которые попадаешь случайно, переключая каналы. Так у меня случилось и с Катынью Вайды, Так у меня случилось с его фильмом Дантон.
Только к концу фильфа вдруг сложилась картинка, что не случайно Телеканал Культура дает Дантон в день рождения режиссера (все таки иногда гаджеты Гугля приносят пользу - из него я узнал, что Анжей Вайда родился 6 марта).
Вообще, фильмы Вайды имеют потрясающий эффект: в кадре как будто движется один герой, а все остальное - театральные декорации. Иногда правда герой переигрывает. Жерар Депардье был в некоторых местах искуственно пафосен, но в целом это было не важно, потому что галвным героем был не столько он, сколько линия напряжения Дантон - Робеспьер.... Эта линия чувствовалась, она звенела в фильме голосами, глазами крупным планом, жестами, предательством, желчным смехом осужденных. Эта линия притягивала к себе и держала до конца, несмотря в общем на то, что все и так понятно: Дантон сам создал революционный трибунал и в той же мере должен был испробовать гильотину. как потом и Робеспьер. И нам, циничным потомкам, в свете последущих событий в итсории Франции и Европы кажется эта линия напряжения бессмысленной...
И только эта бессмысленность и глаза Дантона - Депардье теперь останутся у меня в памяти навсегда... В этом наверное талант художника...
Анджей Вайда снял фильм Дантон в 1982 году. Вчера ему испольнилось 85 лет...