• Авторизация


Плёс. Спасибо Левитану 22-05-2018 11:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Уже и не помню, что и когда я прочитал о Плёсе, но он давно стал для меня некоей манящей морковкой. Причем эфемерной, которую вроде как и хочется, но маловероятно, так как не предмет первой необходимости, а достижение требует неких усилий, которые можно направить на решение более актуальных задач.

Долго ли коротко, но внезапно эфемерная морковка приобрела вполне материальную форму, и в конце апреля Плёс был посещен!

город Плёс/3673959_1 (700x393, 119Kb)

Расположенный на берегу Волги между Костромой и Кинешмой, Плёс ,  малюсенький город с населением менее 2000 человек, сейчас известен исключительно благодаря Левитану.  Для него Плёс оказался точкой невозврата, после которой Левитан был обречен на величие. Справедливо и обратное: Левитан обеспечил известность и популярность Плёсу..

Левитан автопортрет/3673959_Levitan (514x700, 86Kb)
Автопортрет И.И. Левитан

Дело было так. Ограниченный в финансах, Левитан за вдохновением никуда, дальше Подмосковья не выезжал. И так оно ему обрыдло, что при первой же возможности, в возрасте 27 лет, он отправился на Волгу, о чем давно и безответно  грезил.А было это в 1887 году..

И случился грандиозный облом: лето выдалось холодное, дождливое, мрачное. Будучи болезненным и меланхоличным по натуре, Левитан впал в полную депрессию и зарекся от поездок на Волгу.

На следующий год в компании с художниками Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым Левитан отправился уже  на Оку, под Нижний Новгород. И опять неудача: селянам, где они остановились, крайне не понравилось, что какие-то пришлые срисовывают их дома, поля, а то и их самих. Запахло физической расправой, посему художники во избежание насилия бежали в Нижний.

Удрученная таким казусом компания решила возвращаться в Москву от Нижнего Новгорода на пароходе вверх по Волге с надеждой всё же найти место, где можно было бы душевно и с пользой провести лето.

Плывут, значит, они неспешно такие грустные мимо унылых, поросших лесом пологих берегов, скучно им, а Левитан так и вообще в меланхолии погряз. И вдруг, правый берег реки всхолмился, меж холмов домики аккуратненькие, солнцем освещенные стоят. А над городком, но горе, старинный деревянный храм.

- Где мы!?

- Заштатный город Плёс. Стоянка 3 часа-с - объявил капитан.

Трех часов художникам хватило не только понять, что они таки нашли именно то, но и выгрузиться с парохода, и снять жилье в доме лавочника Солодовникова. В этом доме на набережной сейчас музей Левитана.

Плёс. В музее Левитана

Современники считали, что после трех летних сезонов, проведенных в Плёсе, появился настоящий Левитан— создатель русского национального пейзажа, а одну из самых известных его работ, «Над вечным покоем» считают «самой русской картиной».

Над вечным покоем. Левитан
Над вечным покоем. И. Левитан

Вот эта Петропавловская церковь на другой картине Левитана «Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца». Храм построен в XVI веке, а может и ранее.

Деревянная церковь в Плесе в последних лучах заходящего солнца. И Левитан

И вот как это выглядит сейчас.

Деревянный храм в Плёсе на горе Левитана

Справедливости ради нужно отметить, что вдохновлявшая Левитана церковь сгорела в 1902 году. После открытия в Плёсе в 1972 году музея художника, было решено восстановить и облик Петропавловской горы (сейчас – гора Левитана). Поэтому в Плёс был перевезен похожий на Петропавловскую деревянную церковь Воскресенский храм из села Билюково Ильинского района Ивановской области. Этот храм построен в 1699 году.

Вообще, забавно получилось, когда рассматривая потом репродукции картин Левитана, то ракурс знакомый, то узнаваемые купола храма увидишь.

Вот, например, картина «Тихая обитель», совершившая фурор на выставке Передвижников в в 1891-м году.

Тихая обитель. Левитан
Тихая обитель. И. Левитан

Вот он, Успенский храм на Соборной горе в Плёсе. А Казанский, изображенный на картине, разобрали на стройматериалы в 30-е годы.

Успенский храм в Плёсе на Соборной горе

А теперь давайте просто прогуляемся по Плёсу и попробуем представить, каким его видел Левитан.

Если вы прибыли в Плес сухопутным путем, то мимо Соборной горы Вам не пройти.

Плёс, Соборная гора

Плёс. Соборная гора

Когда-то здесь стояла крепость. Первую сожгли татары в 1238 году. Она входила в линию обороны Владимиро-Суздальского княжества. Вторую, поставленную князем Василием I в 1410 году для защиты волжских торговых путей от лихих ватаг речных разбойников, в 1609 году разрушили поляки. Больше крепость не восстанавливали за ненадобностью.

Плёс. Вид с Соборной горы

Волжские просторыю Плёс

Утратив военно-стратегическое значение, город развивался как купеческий. В городе были полотняное производство, пивоварни, кузни, соляной склад и, главное, порт, который обеспечивал городу процветание.

Конечно, центром средоточения купеческого города была Торговая площадь.

Торговая площадь. Плёс

Эти явно осознают себя здесь главными.

Копченая рыба. Плёс

Центральный променад - набережная Плёса всё еще носит старое название улица Советская.

Набережная в Плёсе.

Дебаркадер в Плёсе

Прогресс и развитие объехали Плёс по железной дороге, которая в 1872 году соединила Иваново и Кинешму. Городская легенда говорит, что плёсские купцы дали немалую взятку, чтобы чугунка не появилась в городе. В результате Плёс не только не сохранил свой патриархальный уклад, но постепенно утратил всё. Сейчас здесь нет ни одного производства, горд известен только как экскурсионный объект.

Вот и мы продолжим экскурсию. Покинем центральную, Советскую улицу, и теряем связь со временем. Городок действительно точно замер позапрошлом столетии. Даже водостоки сохранились XIX века!

Исторические водостоки. Плёс/3673959_10 (700x393, 102Kb)

Впечатление еще больше усилится, если убрать цвет с фотографий.

Воскресенский собор в Плёсе/3673959_11 (700x393, 63Kb)

Улицы Плёса/3673959_15 (700x393, 89Kb)

Варварина церковь Плёс/3673959_16 (700x393, 80Kb)

Улицы плеса/3673959_17 (700x393, 109Kb)

Улицы Плёса/3673959_18 (700x393, 103Kb)

На горе Левитана. Плёс.

Гора Левитана в Плёсе. Деревянная церковь

Рационалисты открыли секрет привлекательности Плеса для художников, да и для фотографов тоже. Всё дело в свете. Дело в том, что город расположен так, что ориентирован на север. Это нетипично для городов северного полушария, но зато благодаря этому в солнечный день весь город как бы светится изнутри, а во время закатов играет теплыми пастельными оттенками.

Вечер на Волге. Плёс/3673959_20_1_ (700x393, 81Kb)

Вечер в Плёсе/3673959_22 (700x393, 69Kb)

Ну что же, спасибо Левитану и за творчество, и за то, что открыл для всех нас Плёс.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (16):
в понедельник утром на НАШЕ РАДИО о Плесе был рассказ Тани Борисовой, она взахлеб рассказывала, как они с подругой сняли аппартаменты и жили там, как было чудесно, как там красиво и все такое. Я была в ПЛесе проездом, вернее, "проплывом" на теплоходе. И то помню!!!
Сколько же по Руси вот таких прекрасных мест - жизни не хватит побывать во всех. А с чёрно-белыми фотографиями хорошо придумано. Нужно будет взять это себе на заметку.
Andrrr 22-05-2018-19:17 удалить
Ответ на комментарий Кошка_по_имени_Гав # Кто бы спорил!
Andrrr 22-05-2018-19:20 удалить
Ответ на комментарий Альгис_Козар # Да, мест интересных много. И чем интереснее, тем трудно доступнее.
23-05-2018-12:07 удалить
Портрет возлюбленной Левитана показывают в Плесе [525x700]
Andrrr 23-05-2018-12:59 удалить
Ответ на комментарий # Сейчас другая картина висит [700x393]
Andrrr 24-05-2018-08:05 удалить
Ответ на комментарий # Значит, уже после нас сменили. Но мы здесь ни при чем!
24-05-2018-08:22 удалить
да а то я уже хотел позвонить узнать , только на днях ее привез им. Вернисаж одного портрета. Коллекция Плесского музея-заповедника на время пополнилась еще одной картиной. Долгое время она была скрыта от глаз публики, но выйдя из тени, сразу привлекала внимание экспертов живописи. На полотне изображен неизвестный ранее портрет Софьи Кувшинниковой – музы знаменитого пейзажиста Исаака Левитана. Именно с ней Левитан работал на этюдах в Плесе. А вот чьей кисти принадлежит эта картина, искусствоведы пока не знают. «Ночь музеев» в Плесском музее-заповеднике в этом году ценители прекрасного не забудут еще долго. Это полотно в России еще никто не видел. Портрет музы великого русского живописца Исаака Левитана, художницы Софьи Кувшинниковой – настоящая историческая ценность. «Вот она, какая красавица». До этого дня российским искусствоведам и зрителям были известны портреты Софьи Кувшинниковой, написанные Левитаном и Алексеем Степановым. Неизвестную же стране картину приобрел в прошлом году коллекционер Максим Селихов на аукционе в Нью-Йорке. «Не так много кто писал данные портреты Кувшиннкиовой. Портреты не так часто пользуются коллекционной значимостью. Да пейзажи красивы, но в портретах другие краски, те же самые тени, фактура. Думаю, более сложное», - отмечает коллекционер Максим Селихов. Картина в отличном состоянии. Никаких реставрационных работ не понадобилось. Сохранились все краски и даже автограф художника. Правда, кому он принадлежит – только еще предстоит узнать. «Есть определенная подпись. Это Давыдково 1886 год. Инициалы Б.Г. или Ю. И сейчас идет интрига авторства этой картины. В конечном итоге, возможно, будет и сложно подтвердить авторство того или иного художника», - говорит коллекционер Максим Селихов. В окружении Софьи Кувшинниковой всегда были ведущие художники, и любой из этих мастеров кисти мог бы стать автором ее портрета. Эксперты не исключают и Левитана, ведь свою ученицу, как известно, он писал не раз. О связывавших живописца и Кувшинникову романтических отношениях до сих пор слагают легенды. «Пусть она его на 13 лет старше и пусть болтают. Она говорила, пусть бросит в меня камень тот, кто сам без греха; я впервые встретила родственную душу. Они на одном языке с Левитаном разговаривали. Она за ним, действительно, могла куда угодно», - рассказывает научный сотрудник мемориального Дома-музея И. И. Левитана Ольга Наседкина. Тому пример их совместное путешествие по Волге. 130 лет назад – Левитан и его друзья открыли для себя живописный Плес. Они остановились именно в том доме, где сейчас расположен единственный в России Мемориальный Дом-музей Великого русского пейзажиста. Кстати, этот факт и стал для коллекционера определяющим при выборе места для презентации неизвестного ранее портрета Софьи Кувшинниковой. «Они снимали две комнаты в мезонине этого дома. Есть личная комната Софьи Петровны Кувшинниковой, которую мы показываем как мемориальную комнату. И именно этот портрет здесь очень важен в стенах нашего музея», - уточняет заведующая мемориальным Домом-музеем И. И. Левитана Лариса Ищенко. Портрет Софьи Кувшинниковой только презентовали, а вокруг него уже возникло немало споров. Михаил Емелин, корреспондент: «Эта картина вызвала серьезный интерес у экспертов. По их словам, история ее создания поможет узнать новые факты во взаимоотношениях Софьи Кувшинниковой и Исаака Левитана. Так, искусствоведы уже сомневаются в некоторых деталях их знакомства». Картина, которая долгое время была скрыта от глаз широкой публики, теперь доступна для зрителей. До 30 сентября уникальное полотно неизвестного автора будет экспонироваться в Мемориальном Доме-музея Исаака Левитана в Плесе.
Andrrr 24-05-2018-09:25 удалить
Ответ на комментарий # Нет слов!!! Снимаю шляпу!
20-12-2019-23:11 удалить
Ответ на комментарий # https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/19725/episode_id/2230281/video_id/2253852/
20-12-2019-23:15 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Стал известен художник, написавший портрет чеховской "Попрыгуньи" 14 ДЕКАБРЯ 2019 Г. 15:29 ВИКТОРИЯ ГУЩИНА Фото: Анастасия Валиахметова 14 декабря в Плёсе на встрече в Левитановском культурном центре было объявлено неизвестное до сих пор имя автора "Портрета Софьи Петровны Кувшинниковой". Им оказался художник Николай Яковлевич Быкадоров. Это выяснила Анна Киселёва, специалист научно-реставрационного центра имени Грабаря. Николай Быкадоров – русский художник, портретист, родился в Новочеркасске в 1857 году, умер после 1891-го. Участвовал во многих выставках, в том числе во Всемирной выставке в Париже. Коллекционер Максим Селихов привез портрет Кувшинниковой из Нью-Йорка в 2018 году. Его авторство долгое время не было установлено. В левом нижнем углу картины было написано: "Давыдково 86 НБ". Давыдково – деревня под Москвой, 86 – 1886 год написания картины, а НБ – инициалы художника. 15 декабря портрет пополнит постоянную экспозицию Дома-музея И. Левитана. Софья Петровна Кувшинникова (1847–1907) – ученица и возлюбленная Исаака Левитана, прототип главной героини известного рассказа Антона Павловича Чехова "Попрыгунья", экранизированного в советском кино в 1955 году. Софья Петровна была замужем за врачом. В их московской квартире она устроила литературный и художественный салон, который был популярен в среде творческой интеллигенции тех лет. Его посещали Илья Репин, Антон Павлович Чехов с братом Михаилом и многие другие. Именно братья Чеховы привели в салон к Кувшинниковой молодого Исаака Левитана. Кувшинникова и Левитан тесно общались, она училась у него живописи. Вместе с Левитаном и другими художниками Кувшинникова отправилась в поездку по Волге. Надолго они останавливались и в Плёсе. Публикация "Попрыгуньи" вызвала резонанс – герои рассказа были хорошо узнаваемы современниками автора. Кто-то называл рассказ пасквилем. Во всяком случае, сам Левитан не разговаривал после этого с писателем несколько лет.


Комментарии (16): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Плёс. Спасибо Левитану | Andrrr - Дневник Андрея | Лента друзей Andrrr / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»