Выражалось это чувство в страстном желании увидеть, а то, что «железный занавес» делал это желание несбыточным, обостряло его. Так что любовные муки были налицо.
Кстати, амфитеатр, как собирательный образ, не единственный объект моих любовных вожделений.В какой-то момент я осознавал, что «амфитеатры» в огромных количествах сосредоточены на территории Турции. И правильно их называть все же одеонами, но это не изменило моего к ним отношения.
Потом железный занавес пал.Относительная доступность объекта моей страсти позволила откладывать её удовлетворение на потом в пользу менее доступных , пока весной прошлого года (2015) не обнаружился очень интересный экскурсионный тур за очень смешные деньги. Не воспользоваться предложением был бы грешно.
Конечно, мы воспользовались! Не стану описывать мои волнения на пороге удовлетворения детской страсти. Скажу только, что таинство свершилось: я это увидел!
Этот театр построили в 150 году до н.э., вскоре после того, как на эти территории распространилась гегемония Римской Республики. Правда, это был не совсем театр: есть мнение, что здесь же проходили заседания сената. Кстати, раньше над этим сооружением была крыша.
И так, детская мечта осуществилась! Но ожидаемый восторг не произошел. Но и разочарования не было. Может, потому, что Эфес, как объект всемирного исторического и культурного наследия человечества, давал нечто большее, чем удовлетворение детской, может быть странной, мечты.Здесь действительно есть то, что может поразить. Одна библиотека Цельса чего стоит.
А хитросплетения арок, частокол мраморных колонн…
А вот и он, Большой театр Эфеса!
Построили его еще греки в 3 веке до н.э., а римляне уже во втором веке новой эры реконструировали с истинно имперским размахом, достроив к одному греческому еще два яруса, после чего театр мог вмещать до 25 000 зрителей.
Сразу возникла потребность обозреть всё это сверху. Повинуясь порыву, я покинул группу, оставив её на произвол гида, и поспешил вознестись к верхним рядам. Вон они сидят и вразнобой поют Катюшу, пытаясь оценить акустику театра.Археологические исследования города начались в 1863 году, когда британский архитектор и инженер Джон Тертл Вуд, занимавшийся неподалеку строительством железнодорожных сооружений, вознамерился найти одно из семи чудес света, храм Артемиды, который по легенде где-то здесь должен был находиться. Копал он долго и упорно, и много чего откопал, в том числе Большой театр Эфеса, пока недалеко от театра (по другим сведениям – у стадиона) не откопал мраморную плиту, на которой на чистом греческом языке было написано, что отсель начинается дорога к храму, до которого ровно столько-то шагов. Вот они, остатки многострадального храма Артемиды, который, не считая землетрясений, семь раз разрушали люди, в том числе сжигал Герострат. Осталось немногое, большая часть обломков храма перекочевала в залы и заказники многих музеев.
Но довольно об Эфесе, о нем написано и так очень много, и вряд ли я добавлю что-то новое. Вернемся к амфитеатрам.
Иераполис - древнеримском городе-курорте на целебных водах Памуккале. Город вообще-то существовал и до римлян, о чем свидетельствует его греческое название, означающее Святой город. Остались и материальные свидетельства присутствия здесь греков, но расцвет города пришелся именно на римский период. В начале третьего века было завершено и строительство нового театра Иераполиса на 17 000 зрителей взамен старого, греческого, разрушенного одним из частых здесь землетрясений.
И вот именно здесь, в Иераполисе, меня настигло то, что обещала мне детская мечта: ощущение величия творения, его древности.
Я даже знаю - почему.На руины Иераполиса мы попали ближе к вечеру, примерно за час до официального закрытия территории для посещения. К этому времени туристы, подавляющая часть которых приехала с побережья на однодневную экскурсию, уже отправилась в обратный путь. Да и приезжают сюда в основном на знаменитые белоснежные траветиновые террасы Памуккале. (я про них обязательно подготовлю отдельный фоторассказ).
Короче, в районе античных руин практически никого не было.
[850x479]
в отличие то Эфеса, где всё подчеркивало, что ты в музее. Ну что же, всем хочется посмотреть на свою долю культурного наследия.
Отсутствие людей на руинах Иераполиса. пустынность и создавали иллюзию оторванности от мира, затерянности вне времени…
Да, в одной из публикаций античный театр в Сиде назван как «самый большой сохранившийся амфитеатр» в Памфилии, прибрежной области в южной части Малой Азии. На 20 000 человек.
По определению, амфитеатр должен быть круглым. Чаща же театра в Сиде не замкнута. Тогда, если это сооружение действительно было амфитеатром, то часть его обрушилась.
Построили его римляне во втором вене н.э. В отличие от театров Эфеса и Иераполиса, да и большинства театров Малой Азии, амфитеатр Сиде построен не на склоне крутого холма, а почти на ровном месте. Поэтому для формирования чаши зрительного зала строители применяли арки, балки и всё это на мощном фундаменте. Поэтому увидеть фасад театра и поразиться мастерству архитекторов, создавших это чудо, было большой удачей.
Удачей это оказалось ещё и потому, что античный Сиде не входил в программу тура, и оказались мы здесь совсем случайно. Но, это уже совсем другая история.