• Авторизация


Реком - главный Храм осетинского народа 10-02-2015 12:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда я составлял план культурно-познавательных мероприятий поездки в Северную Осетию, посещение святилища Реком в Цейском ущелье не входило в число моих приоритетных задач: уж больно бутафорски выглядели фотографии «храма», да и краткие описания, ограничивающиеся сообщением, что Реком – главная святыня осетин, не способствовали  стимулированию интереса. Особенно, учитывая, что в 1995 году Реком сгорел, и то, что сейчас можно увидеть,  – «новодел».

[700x393]

Единственное, что заставило не  исключать полностью святилище из круга внимания, – непосредственная близость к альплагерю, где мы базировались.

Всё изменилось буквально накануне поездки, когда в поисках информации о святилище в Лисри мне попалась ссылка на книгу «Три слезы Бога». Даже беглое ознакомление заставило в корне изменить отношение к Рекому, да и прояснило многие «непонятки» относительно религиозных верований осетин.

Далее я не стану углубляться в сакральные сферы, а ограничусь зрительными образами.

Главной моей ошибкой, да и не только моей, было отождествление святилища Реком с храмом в виде некоего здания, как это водится практически во всех религиях. Из-за такого представления обычно и принимают за храм Реком  деревянное строение на поляне в Цейском ущелье, ограничивая посещение святилища внешним осмотром этого здания.

На самом деле, это только часть святилища -  хранилище ритуальных атрибутов совершения обрядов и жертвенных подношений: вещей, наиболее ценных для осетин, передаваемых из поколения в поколение. Он расположен внутри замкнутой каменной ограды. И входить за ограду, и в этот храм-хранилище, имел право только служитель культа. В хранилище не проводятся богослужения.

А молились осетины всегда только под открытым небом, босиком и с непокрытой головой. Да и сама служба (назовём это действо так) отличалась от привычных форм богослужения. Предельно упрощая, традиционная осетинская молитва представляет собой застолье, и спиртное является обязательным атрибутом. Правда, если раньше в качестве ритуального напитка было специально сваренное пиво, то со временем появилась и арака (легкий самогон из кукурузы), а теперь и водка, и коньячок.ъ

Определенную сумятицу в формирование целостного представления о святилище добавляет информация о том, что есть мужской Реком и есть женский Реком. И, как выясняется, еще и девичий Реком. Все эти святилища расположены здесь же, недалеко друг от друга.

Так что же такое Реком?

Давно это было.  Нарт Батраз в то время увлеченно мстил всем нартам за смерть своего отца Хамыца, которого убили за то, что он пользовался большим успехом у женщин.  И так Батраз преуспел в своей мести, что нарты обратились за помощью к Дзуарам-небожителям, а те, в свою очередь, потребовали от Бога, чтобы тот убил Батраза.

Информация к размышлению.  

  • Нарты – это богатыри в сказаниях народов северного Кавказа. Нарты трудились, как и обычные люди, воевали и, как правило, выступали защитниками простых смертных, а еще они были наделены некими сверхъестественными способностями и могли общаться с небожителями.  Иными словами, обладали тремя ипостасями: труженики, воины, жрецы.
  • Нартский эпос – это собрание сказаний, легенд, мифов о нартах, дающее представление о мировоззрении горцев, об истоках их нравов и обычаев. Исследователи полагают, что нартский эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
  • Нарт Батраз после христианизации осетин переименован в Уастырджи (дословно - Святой Георгий)- покровитель осетин.

Батраз хоть и был любимым нартом Бога, всё же явно переусердствовал в своей мести. И бог вынужден был согласиться с требованием Дзуаров - убить Батраза. Выполнив эту тяжкую миссию, Бог пролил три слезы. Одна из них упала в Цейском ущелье и стала Рекомом, вторая неподалеку в Ардонском ущелье – Мыкалгабырта, а третья – Таранджелос. Так образовались три главных святилища осетин.

Почему только три? Ну а как же! Помните три ипостаси нартов: воины, труженики, жрецы? И стал Реком воинским святилищем, в  Мыкалгабырта обращались с просьбой послать богатый урожай хлебов, увеличить стада, Таранджелос покровительствовал хранителям знаний, традиций.

[600x454]
Сакральная эмблема триединства, являющиеся символом трёх древних ключевых Аланских - осетинских Храмов (Святилищ).

Информация к размышлению.

  • Воины, труженики, жрецы – это три «сословия» осетинского народа. В отличие от сословного общества феодальной Европы, четкого деления у осетин на сословия не было, что нашло отражение в Нартском эпосе: нарты были одновременно и тружениками, и воинами, и жрецами. Поэтому у осетин не было жесткой сословной подчиненности, зависимости и привязки к месту проживания.

Со временем, правда, люди стали приходить в эти святилища для решения проблем, выходящих за рамки их специализации. Это, кстати, не противоречит логике, если вспомнить о триединстве ипостасей Батраза: значит, в воинском святилище Реком можно попросить и об урожае. И постепенно так сложилось, что главным святилищем осетинского народа стал Реком. Мыкалгабырт и Таранджелос тоже не забыты, но в основном сейчас они почитаются близлежащими обществами.

Важно заметить, что имена, которыми сейчас называют эти святилища, упрощенные, изменившиеся под воздействием исторических факторов. Так, Реком называли еще Ивард-Реком или, в переводе, запретный Реком.  И вот здесь мы возвращаемся к вопросу о храме.

Раньше в Цейском ущелье запрещалось селиться, охотиться и вести какую-либо хозяйственную деятельность. Потому что всё ущелье было Храмом, главным осетинским Храмом. Когда-то здесь располагались десятки святилищ и алтарей, и ритуал начинался сразу, как только паломник попадал в ущелье на паломническую тропу. Это были ритуалы очищения, подготовки тела и духа к общению с Богом. А Главное святилище, священная поляна Рекомы-фаез, находится в 12 километрах от входа в ущелье.

[700x393]

Только в XVII веке под влиянием понятных исторических процессов, следствием которых стало разбавление исконных традиций привнесенными, в устье Цейского ущелья появляются поселения.

[700x358]

[700x393]
Селение Нижний Цей. Галуан Дзалаевых

С тех пор граница Храма Реком обозначена святилищем Рагъы Уастырджи Дзуар над селением Верхний Цей, сократив протяженность  паломнической тропы почти вдвое.

[700x393]

[700x393]
Святилище Рагъы Уастырджи Дзуар

Да той тропы, собственно, уже и нет: скрыта под селевыми отложениями, камнепадами, ритуальные поляны заросли лесом, застроены турбазами, альплагерями. А почти к самой священной поляне можно подъехать на машине.

[700x372]

Замечу, что и сейчас оставшиеся пара километров паломнической тропы не пустуют. И это не только немногочисленные туристические  группы.  Нередко здесь можно увидеть одинокого паломника (ну а как еще можно назвать путника в 12 километрах от ближайшего населенного пункта) или группу молодых людей с осетинскими пирогами (думаю, не только с пирогами).

[700x393]

Но главным событием, которое влекло сюда паломников со  всей Осетии-Алании, был праздник Реком во славу Единого Бога. Празднование проводилось ежегодно в начале июня, длилось неделю. И главным событием праздника был ритуал символического воссоздания системы мироздания. Создавалось это посредством ритуального священного танца-молитвы Симд: это круговой многоярусный танец, в котором всеми движениями (линиями, перекрещениями, разворотами) воспроизводилась последовательность создания Вселенной, Земли и Солнца, единения духа и материи, зарождение жизни и человечества.

Поэтому вторым по символической значимости элементом Дзуара Рекомы-фаез была площадка для исполнения танца-молитвы Симды фаез, которая находилась над храмом-хранилищем.

[700x393]

Кульминацией танца было выстраивание живой пирамиды, когда самые сильные образовывали круг, на их плечи вставали следующие и так далее. В начале прошлого века еще были живы старожилы (147 лет), которые рассказывали о семиярусных пирамидах. Понятно, что в танце принимали участие только мужчины.

А женщины вообще не допускались в эту часть святилища. Поэтому и говорят о мужском Рекоме. Женское же святилище было немного ниже по паломнической тропе.

[700x393]

Тем не менее, женщинам разрешалось наблюдать за танцем со специальных площадок-цардаков. На момент моего посещения Рекома я не знал об этом, поэтому и не видел этих цардаков, к тому же края поляны Рекомы фаез сильно заросли деревьями. А мужские цардаки вот они.

[700x393]

[700x393]

[700x393]

Еще ниже по паломнической тропе, перед женским святилищем, находится девичье святилище.

[700x393]

А между женским и мужским – еще одна танцплощадка.

[700x393]

Сюда приходили незамужние девушки и неженатые парни. И это было практически единственное место, где они могли познакомиться, приглядеться друг к другу, учитывая строгие нравы горцев. Казалось бы, не логично, что девичье место расположено дальше от танцевальной поляны… С другой – всё правильно: строгий женский догляд за молодежью не помешает, а то мало ли…

Пожалуй, я ограничу свой рассказ тем, что сказал выше. При этом опускаю многие детали, обоснование выводов, приведенных как факты, в частности о символизме ритуалов и  архитектурных деталей храма-хранилища Реком.

[700x393]

[700x393]

Кому интересно, рекомендую почитать публикацию «Три слезы Бога»  Славы Джанаева, автора и исполнителя проекта восстановления святилища Реком (очень интересно о символике архитектурных элементов храма-хранилища) или в сокращенном варианте (только сакральная составляющая) «Реком – преемник первых индоевропейских храмов».

А теперь самое главное: знают ли всё это сами осетины? Скорее нет, чем да.

И тем не менее, если говорить о религиозных верованиях осетин на уровне народа, то кратко и, может быть, с некоторой долей цинизма, сформулировал один из моих собеседников, в разговоре с которым мы коснулись этой темы. Он сказал примерно так: «Половина осетин считает себя мусульманами, половина – христианами. Мы маленький народ, поэтому когда нас завоевывали мусульмане и говорили, что намаз совершать надо, мы отвечали «да пожалуйста», завоевывали христиане и заставляли креститься – да без проблем. А на самом деле все мы остались язычниками».

Информация к размышлению:

  • По данным социологического исследования 2002 года адептами православия признают себя только 24%, а ислама – 8,5% осетин, в то время как 60% осетин считают себя приверженцами традиционной веры. К последней цифре следует добавить и 4,5% осетин–христиан и мусульман, которые исповедуют наряду с мировыми религиями и традиционную осетинскую веру.

А вот что по этому поводу сказал в конце ХIХ века этнограф кавказовед Миллер, пользующийся до сих пор большим уважением в Осетии:  «Традиционное для осетин, истоками своими уходящее в толщу веков и очень живучее язычество не только успешно противостоит, но и перекраивает христианство».

В качестве иллюстрации последнего высказывания приведу такой пример. Лет 5 назад мне довелось посетить один из древнейших христианских храмов Северной Осетии Храм Святого Георгия в селении Дзивгис

[700x393]

Точное время постройки храма не известно. Но известно, что в 1613 и 1683 годах два грузинских царя подарили храму по колоколу. Они видны на фотографии. Известно так же, что издревле здесь находилось традиционное аланско-осетинское свтилище Дзивгисы Уастырджи Дзуар. Благодаря своей доступности (храм находится у самой дороги), церковь стала обязательным экскурсионным объектом многочисленных экскурсий в в Фиагдонское ущелье.

Сейчас храм функционирует, но уже опять как святилище. Вот так выглядит молельный зал церкви.

[700x464]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
neppeldoffer 10-02-2015-15:54 удалить
Андрей, про Осетию я читала не так уж много. Вот такие факты. Осетия(Алания) приняла христианство в 10 веке от Византии. И государственной религией было православие. Много чтимых древних аланских святых. Даже Евангелие перевели на аланский язык. Литургии совершались на родном языке. Ну а потом, известные, как ты написал, события 14 века. Покровителем своей древней земли считали Св.Георгия.После революции, как и везде у нас, началось уничтожение храмов и монастырей. Фото, как всегда, замечательные! Очень красивые места.
Nadezhdaaa 10-02-2015-16:05 удалить
Спасибо за прекрасные фотографии и за подробный рассказ. Это интересно, тем более, что об их вероисповедании я мало знала и эмблему триединства видела впервые.
Andrrr 10-02-2015-17:00 удалить
Ответ на комментарий Nadezhdaaa # neppeldoffer, Nadezhdaaa, Я тоже мало знал, ориентировался больше на... "общественное мнение", но наблюдал много фактов, которые ему противоречили: огромное количество языческих святилищ, причем не укрытых в потаенных местах. На фото древнее святилище Уастырджи (Святой Георгий), останавливаются из 10 проезжающих 8 машин. Молельный зал в церкви (в горах), в отличие от привычных нам храмов больше похож на банкетный зал... А Святой Горгий в Осетии, он же Уастырджи, это переименованный нарт Батраз, который существовал в нартском эпосе задолго до РХ. Но при этом многие, особенно зрелого возраста, уверяют, что они христиане. Так глубоко вник в в этот вопрос впервые. [700x393]
Andrrr 10-02-2015-17:34 удалить
Ответ на комментарий neppeldoffer # neppeldoffer, но ведь кроме специализированных сайтов существуют и другие, в том числе светские. Кроме того, Южная Осетия, фактически оторванная от исконной осетинской-аланской территории, находилась под большим влиянием Грузинской православной церкви. И описание истории алан отцом Никодимом очень своеобразное, будто аланы отродясь были и пришли на Кавказ уже христианами. А вот строка из Википедии "В дальнейшем аланы упоминаются как народ христианского вероисповедания. Однако религия не получила обширного распространения среди алан."
neppeldoffer 10-02-2015-19:24 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Я ссылку на монаха дала, потому что он осетин, хотя родился в Москве, и родственники у него там. Конечно, надо для полной картины несколько сайтов просмотреть.
neppeldoffer 10-02-2015-19:25 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Какое фото!!!
15-02-2015-13:33 удалить
Хочу немного поразмышлять о том, что Аланы в 10 веке приняли православие! Сам термин "православие" имеет исконно славянские корни. Более того - это дохристианская вера самих славян. В самом слове есть доказательство. Это слово сложенное из двух: правь(или правда) и славь(славить). Переводить я думаю не надо. Следуя логике надо полагать, что Аланы взяли православие у славян. Но могло ли это произойти в 10в, если сама Русь была крещена Владимиром в 988 году. Причем давайте будем объективны и примем тот факт, что крещение Руси вовсе не означало, что все славяне сразу стали молиться и совершать ритуалы по христиански. Исторически доказано, что окончательно христианство укрепилось на Руси только при Иване Грозном, спустя почти 6 веков после Владимира. И то, исконная вера славян была настолько сильна, что ввели термин "православное христианство", что само по себе стало синкретическим течением в христианстве, вобрав в себя многие древнеславянские ритуалы. Исходя из простой логики, могу утверждать, что Аланы никогда не были православными. Христианство они частично могли принять. Но и то только потому что изначальное христианство, то, которые проповедовалось в те времена было очень близко по содержанию к тому во, что верили сами Аланы. Также у меня всегда возникает простой вопрос - если Аланы приняли-таки христианство как свою веру, то почему ни на одном застолье, которое абсолютно для всех осетин считается священным, не произносится ни одной молитвы, которая славит Христа(при всем к нему моем уважении). Напротив, вторым по значимости у осетин является Уастырджи(табу йаехишаен), которого приравняли к христианскому Св.Георгию. Но тогда другой вопрос - почему в традиционном христианстве Св.Георгий не имеет такой значимости и не является вторым после Бога? Вот такие вот у меня рассуждения на эту тему. Не являюсь противником ни одной веры, которая существует на Земле. Убежден, что любое истинное следование канонам веры ведёт к Богу. Всегда придерживаюсь того, чтобы каждый своей жизнью подтверждал свою приверженность, а не только словами! P.S. в святилище Реком до сих пор не принято распивать спиртные напитки.
Andrrr 16-02-2015-08:49 удалить
Ответ на комментарий # Я не специалист, но знаю, что эта тема, как и многие, связанные с историей, имеют множество трактований. Поэтому все рассматриваю как версии. Замечу только, что в источниках, претендующих на научные, понятие православие применяют только к аланам, осевшим на Северном Кавказе. Вообще же, обычно говорят о христианстве. Ещё: христианство на Северном Кавказе начало распространяться раньше, чем на Руси, что естественно, учитывая территориальную близость к первоисточникам и существующие древние торговые пути.
Весь мир - мой храм, Любовь - моя святыня, Вселенная - отечество моё. /К.Л.Хетагуров/ А эта картина из нашего Художественного музея. С уважением, Владикавказ. [525x700]
19-07-2015-20:41 удалить
Я дважды была в Цейском ущелье с экскурсиями, и дважды же проходила тропой паломников. Тогда нам показали умирающий реком. Немного выше женского рекома стаяла почти сгнившая постройка. Тогда нам девушка-гид сказала, что рекомы умирают, а рядом строят новые. Еще очень интересно она рассказала о переплетении христианства и язычества у осетин, но сейчас я повторить не смогу.
Andrrr 20-07-2015-04:11 удалить
Ответ на комментарий # Всё так и есть
07-05-2023-23:11 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Как же надоели эти полуобразованные нувориши, которым снятся регалии пИсателей!!! Никогда Ассы не принимали Христианства. И за долго до Христа, за несколько тысяч лет до него в своём Мировоззрении, использовали знак кси-(в матрице букв соответствует образу Духа)-крест, который и на Рекоме изображён в 4 видах. И каждый крест имеет свой смысл. И в селении Дзывгис нет христианского храма и никогда не было! Я выросла там. Это РПЦ суёт свои лапы куда их не просят, пытаясь растворить нашу Веру Всевышнему еврейской религией!!! А у апостола Христа, в евангелии(благой вести, так переводится слово евангелия) Андрей пишет, что Иисус наставляя его нести благую весть отправляя его в Скифию наставлял его словами:"Иди туда, в Малую Скифию, там живут святые люди, им твоя вера не нужна, но с ними ты свою веру поднимешь ещё выше!". Это говорит о том, что на КафкаАссе жили СветНесущие- СВЕТые люди, такие же как Иисус, и именно к ним отправлял своего любимого ученика Андрея первозванного (он первый последовал за Иисусом). Вот из=за этого Евангелие от Андрея и держится в запрете и называется апокрифическим - то есть запрещённым!!!


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Реком - главный Храм осетинского народа | Andrrr - Дневник Андрея | Лента друзей Andrrr / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»