• Авторизация


Боровск – город старообрядческого подвига 09-05-2013 16:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Современный Боровск производит впечатление хитровато-ироничного мещанчика. Скорее всего оно поверхностно и ошибочно, и возникает благодаря первым достопримечательностям, которые попадаются на глаза. 

Памятник Циолковскому, который учительствовал в Боровске с 1880 по 1891 год.

[700x464]

А вот картины на стенах домов Боровска, которые пишет пенсионер Владимир Овчинников.

[700x464]

[700x464]

[700x464]

[700x464]

Таких фресок в городе уже больше сотни. Благодаря им Боровск стал одним из самых посещаемых туристических объектов центральной России.

Вообще-то Боровск известен прежде всего как один из центров  расправы над  старообрядцами на Руси в XVII веке.  Можно даже сказать, что Боровск – место духовного подвига старообрядцев. Здесь, в Пафнутьево-Боровском монастыре, отбывал ссылку протопоп Аввакум, идейный борец с церковной реформой патриарха Никона, в городском остроге содержались и была учинена расправа над его сподвижниками: боярыней Морозовой, её сестрой княгиней Урусовой и другими раскольниками.

Несколько фотографий Пафнутьево-Боровского монастыря.

[700x464]

[700x464]

[700x464]

В чем же суть этого непонятного, таинственного раскола в русской православной церкви? Если говорить коротко, то дело обстояло приблизительно так.
Патриарх Никон, поддерживая стремление царя Алексея Михайловича встать во главе всего православного мира, первым догадался, что важным фактором в этом деле должна стать унификация православного богослужения. В это время активно шло сближение Украины с Россией, а Украинская церковь подчинялась Константинопольскому патриарху, то есть обряды совершались по греческому варианту. Выбирая между русским и греческим образцами, Никон выбрал греческий.  Весной 1653 г. он, нарушив запрещение Стоглавого Собора, единолично приказывает всей Церкви креститься не двумя, а тремя перстами. Это был первый шаг к переводу древнеправославного богослужения на новогреческий образец. В 1654 г. он добивается согласия архиерейского собора на исправление древних русских книг на греческие тексты. Причем для обновления богослужебных книг были взяты переводы  современных им греческих изданий, напечатанных в Италии, Франции и Германии. На церковных соборах 1654 г. и 1666 г. реформы были окончательно приняты.

Характеризуя Боровск в целом, в сознании всплывает банальная фраза: время здесь остановилось в 19 веке. Что интересно, эта перспектива была заложена еще в те времена отцами города, которые приложили немало усилий, в том числе и взятками, чтобы строящаяся железная дорога Москва-Брянск (Киевское направление), обошла Боровск стороной.

Так выглядит одна из центральных улиц Боровска сегодня – улица Ленина.  

[700x464]

[700x464]

[700x464]

Улица Ленина тянется вдоль крутого правого берега Протвы. А это декоративная телега около какого-то кафе на самом обрыве.

[700x464]

Ну а с обрыва – половодье в Боровске во всем своем стихийном величии.

[700x464]

[700x464]

[700x464]

p.s. На этой поездке закончилась славная история моего фотоаппарата, который лет 5 служил мне верой и правдой. Так что в Симоновом монастыре я испытывал уже новый фотик. И вроде бы решил уже завести себе зеркалку, но в последний момент решил не идти на поводу у общественного мнения и опять взял себе пресьюмер. Может как-нибудь расскажу о тяжком бремени выбора, который пришлось вынести.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
neppeldoffer 09-05-2013-17:24 удалить
Интересный городок . Не была там. Картины замечательные. Сохранить бы их. О расколе читала много. И мое мнение не совсем совпадает с мнением автора поста), но не буду спорить. Надо искать пути объединения. Раскол это страшная трагедия в нашей истории.
Andrrr 09-05-2013-19:29 удалить
Ответ на комментарий neppeldoffer # С картинами не всё просто: периодически судебные дела возникают. А по поводу раскола действительно не всё просто и все точки зрения интересны. Я слышал и такую, что Никон сторонник порядка и ему не нравилось что во время службы одновременно читались несколько проповедей в одном храме... Но как-то наивно... и переписывания церковных текстов не объясняет.
neppeldoffer 09-05-2013-21:38 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Жаль, что судебные дела заводят. К граффити относятся более лояльно почему-то. Да, все точки зрения по расколу интересны. Можно почитать работы митр. Илариона, я сама его не читала. и Историю руской православной церкви, забыла автора!) учебник для Духовных академий и институтов. И старообрядцев, конечно. Сложная тема.
ZnichKa 12-05-2013-11:37 удалить
Интересно, никогда не была, хотя рядом всё объездила. Как-нибудь съезжу, хорошее место. Мне кажется, не надо Никона ругать, он не выбирал никакого греческого пути - путь этот был выбран еще при крещении Руси. А он просто правил баги, которых за 600 лет набралось не так уж и много. А старообрядцев не надо романтизировать, у них нет святых, зато есть знаменитые бизнесмены. Многие русские купцы были старообрядцами. Из среды старообрядцев вышли крупнейшие династии русских фабрикантов. В дореволюционной истории российского бизнеса наиболее успешно проявили себя носители именно старообрядческих традиций, чьи каноны истового трудолюбия и скопидомства оказались во многом близки положениям протестантизма.
Andrrr 12-05-2013-19:02 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # А Никона вроде и не ругают: ну провел реформу, а если не всем понравилась, так всем и не угодишь. Другое дело – методы.
Andrrr 12-05-2013-19:04 удалить
Ответ на комментарий neppeldoffer # ...все же строить свое представление на основании версии только "заинтересованной стороны" я бы не стал. Да и приведенная мной оценка вовсе не оскорбляет сути реформы.
ZnichKa 12-05-2013-19:17 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Andrrr, с методами у Никона был явный перебор - они с Аввакумом - явно нашла коса на камень) И само старообрядчество теперь напоминает "хитровато-ироничного мещанчика".
neppeldoffer 12-05-2013-19:22 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Согласна.
12-05-2013-21:08 удалить
В революцию, что-то не помню примеров, старообрядцев которые вчера ходили на литургию и истово крестились с земными поклонами, а на завтра с веселым пением эти же храмы и разламывали по кирпичу. А вот среди никонианцев таких было даже не море, океан людской.. Также и сейчас среди прихожан храма сколько бывших членов КПСС? Вам нравится когда люди меняют убеждения на прямо противоположные, когда полки меняют боевые знамена на какие-то другие? Мне нет. В советское время можно было поступить в институт и отказаться вступать в комсомол и все знают что это значило. Можно было вернуться из армии и пойти работать на завод, что бы ходить в Храм. На заводе на тебя было всем плевать, что ты "богомолец", там была свобода. Настоящая духовная свобода от системы. Также и старообрядцы, не сдались, не перекрестились в никонианцы, не поменяли знамена. Остались свободны претерпев муки и изгнание. Это заслуживает уважение как минимум. Ну и конечно та самая православная Русь которой так принято гордится, которая татаро-монгол победила и духовным хребтом государства стала, все это старообрядческая церковь.
ZnichKa 12-05-2013-21:14 удалить
Ответ на комментарий # Аноним, до 17 века старообрядцев вообще не было, нигде... где монголо-татары, а где 17 век...
ZnichKa 12-05-2013-21:33 удалить
Ответ на комментарий # А про революцию и смену взглядов - вообще смешно. Старообрядцы её и делали. Ну, навскидку "Еще в 1897 году старообрядцы основали у себя в Замоскворечье легальные «Пречистинские курсы», где рабочим и мещанам читали лекции о социализме. К 1905 году на них обучалось около 1,5 тысяч человек. Могло бы учиться больше, но старые здания не вмещали всех желающих ознакомиться с идеями Маркса-Энгельса. Тогда одна из представительниц могущественного старообрядческого клана Морозовых внесла 85 тысяч рублей на строительство 3-этажной марксистской школы. Землю под школу выделила Городская Дума, которую возглавлял старообрядец Гучков, и в которой они составляли большинство до 1917 года включительно. Более того, эта школа на изучение марксизма получала субсидию из городского бюджета в 3 тысячи рублей ежегодно." Такой вот старообрядческий подвиг)))
12-05-2013-21:43 удалить
Напишите что нибудь про силу духа, мученичество принятое от Никона в отношении людей которые были христианами. Напишите про членов КПСС в храмах, про смену знамен, про свой личный выбор куда идти в Храм или в комсомол который сделали для себя в свои 18 лет. А про Савву Морозова, его дочерей замученных в советских лагерях и революция пож. не надо.
ZnichKa 12-05-2013-21:56 удалить
Ответ на комментарий # Я в комсомоле никогда не была) Да и зачем на личности переходить, тем более анонимно. Морозов активно финансировал революцию, и что выращенная им гидра ударила и по нему самому... ну что ж, бывает. А старообрядцы - вообще сразу же разбились на множество сект и "толков", так что надо уточнять - о каких речь. Старообрядцев просто так не существует... А что касается их "силы духа" и "смены убеждений" - так и старообрядческих полно смен - и женщины в храмах поют у них, и терроризм вовсю был в революцию, и апостольского преемства у них нет... Только деньги)
12-05-2013-22:14 удалить
Извините конечно за "личности" погорячился немного. Мне вообще не нравится как легко отрекаются от убеждений у нас и у вас в стране. Была богохранимая Россия с православной идеологией и вдруг стала коммунистическая. Все кто захотел делать карьеру стали коммунистами. Теперь вот стало выгодно креститься, те же люди выкинули партбилеты и пошли в храмы. Но в любое время были люди, которые не сдавали убеждений и сопротивлялись внешнему давлению жизни. Вот Аввакум как раз такой. Про Гучкова и Морозова: они в те годы решали вполне конкретные задачи своего бизнеса создавая оппозицию. Ходорковский например финансировал партии идейно от него далекие в наши дни. Про анонимность: "Звездочка" это тоже не фамилия, имя, отчество и дата рождения. Это также анонимность.
Andrrr 12-05-2013-22:22 удалить
Ответ на комментарий # Всё это - слагаемые, из которых получилась Русь. Хорошие они или плохие, но они были
ZnichKa 12-05-2013-22:30 удалить
Ответ на комментарий # Тут на лиру "анонимность" понимается как отсутствие регистрации. "Звездочка" не совсем анонимна, так как можно зайти ко мне страничку и составить представление - кто я такая, по тому, что я пишу тут уже семь лет. Поверьте, это больше даст информации обо мне, чем имя, фамилия и год рождения. А о Вас вообще ничего не известно)
Andrrr 12-05-2013-22:41 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Да, наверное, но так можно и сталинскому террору найти оправдание
ZnichKa 12-05-2013-22:57 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # Да, так же как и старообрядческому)
12-05-2013-23:09 удалить
Тем более, если Вы считаете, что самую главную, самую ценную информацию о себе уже выложили в сеть, так подпишитесь своим настоящим именем. Это последнее что осталось не раскрыто, ведь все самое главное итак уже публично. Я то считаю что анонимность позволяет легче писать о том что думаешь на самом деле, снять давление социума так сказать. Но Вы противник анонимности, Вам можно и подписаться... Шутка конечно, старый прием "на слабо". Просто не вижу разницы между "Зничка", "Аноним", "Anonymous"
lfzhdy 16-05-2013-20:17 удалить
замечательный получился пост, прочитала с превеликим удовольствием, спасибо Андрей, очень интересно!!!!
Andrrr 17-05-2013-08:43 удалить
Ответ на комментарий lfzhdy # -) Искренне рад!
kis_triskobochki 15-06-2013-16:01 удалить
На 10 фотографии домик, который мне давно еще понравился, по фото, и когда мы ездили в Боровск погулять ходили его искать) Нашли) Последняя фотография в обработке интересная получилась)
Andrrr 20-06-2013-09:23 удалить
Ответ на комментарий kis_triskobochki # На этом фото не так видно, но если в фас смотреть.... Недолго ему осталось стоять...


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Боровск – город старообрядческого подвига | Andrrr - Дневник Андрея | Лента друзей Andrrr / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»