Хочется еще раз коснуться обсуждений фильма Михаила Задорнова "Рюрик. Потерянная быль".
Понятно, что зрительские оценки разделились: есть сторонники и есть противники. Я не могу сказать, что просмотрел все публикации и комментарии по этому вопросу, но вот что интересно: практически все отрицательные отзывы о фильме сводятся к поношению (от слова понос) Задорнова, но не идеи фильма.
Сводятся они к следующему:
То есть сквозит такая обида клана «носителей истинного знания» и причисляющих себя к ним.
Вообще-то, в цивилизованном обществе, заинтересованном в конструктивном решении вопросов, принято обсуждать предмет спора, а не то, достоин ли оппонент его обсуждать. А если проблемы нет (Задорнов ничего нового не сказал) и причина в снобизме и затронутых цеховых интересах, то это проблема цеховиков.
Понятно, что гораздо комфортнее заниматься «чистой наукой», мнить себя уникальным носителем «истинных» знаний, иногда полемизируя в свое удовольствие с коллегами по цеху и чувствовать себя НАД серой массой быдла, чем пытаться донести до него, быдла, свои знания, поделиться своей уникальностью.
Понятно так же, что ученый-историк – это такая же профессия, как и слесарь, только конечный продукт другой. А бизнес есть бизнес, как говорится – ничего личного: заплатят – исследую исторический факт, не заплатят – не исследую. А то, что История это не только ремесло, что она имеет просветительскую миссию, так это смотри строкой выше или пусть энтузиасты занимаются.
Вот энтузиасты и занимаются, делая работу профессионалов. Кстати, в фильме Задорнов нигде не сказал того, что изложенные факты именно он нашел, откопал, открыл или получил озарение. Он их только изложил.
Возникает вопрос к профессионалам, которые возмущаются: если вам это всё давно известно, то почему ВЫ молчите? Почему в школьной программе до сих пор преподают искаженную историю? Почему вместо вас об этом должен говорить своим корявым непрофессиональным языком юморист-сатирик, но в отличие от вас пользующийся популярностью?
А вот несколько иллюстраций продуктов профессиональной деятельности историков из личного опыта.
Купил я ученическую тетрадку для записей на курсах повышения квалификации. Открываю, а на первом развороте перечень «Важнейшие события и исторические личности» (во время моего школярства такого не было). Читаю: «862 год – приглашение на княжение варяжского конунга Рюрика».
Попробуйте, не заглядывая в словарь, сказать, что такое конунг? Принято считать, что конунг - вождь, король в скандинавских странах, но мало, кто знает, что у этого слова есть другая, более древняя этимология – родственник. Вот интересно, составители этого Перечня имели в виду какое толкование слова?
Еще одна иллюстрация.
Этим летом мне довелось на Соловках дважды посетить одну и ту же экскурсию: на знаменитые Соловецкие каменные лабиринты. Сравните:
Признаюсь, на первой экскурсии я почувствовал себя именно тем быдлом, недостойным высокого внимания.
Вот и встает вопрос: Тварь ли я дрожащая или право имею? Право - знать.
Кстати, при общей оценке как низкопробная, специалисты считают, что лубочная литература сыграла немалую просветительскую роль в дореволюционной России.
Исходное сообщение Andrrr ключевой фразой я считаю здесь эту: "...но «в народе», так сказать, в широких массах обсуждающих явно ощущается недостаток исторических знаний." Кто бы спорил! В отличие от Вас, я технарь. отношу себя тем самым широким массам. И мне не придет в голову изучать исторические тонкости события или места без явной на то причины. Для этого есть базовое образование, а в рамках обсуждаемого вопроса оно рисует искаженную картину даже в рамках необходимости и достаточности. Мне это не нравится. Кто виноват? Если мне плохо сделают ремонт, мне это тоже не понравится и я буду ругаться с мастером.Приведенные тобой доказательства непонятно чего я не могу принять в силу вульгарного языка их изложения. Уж извини, есть у меня некоторая щепетильность.
Исходное сообщение Сергий_Былинин ...Православия ... является идеологической основой Русской культуры и русской 1000-летней государственности... Острие нео-язычества откровенно направлено против Православия и основанной на нем 1000-летней русской культуры. Вот и подумайте кому это выгодно? С точки зрения историка причины нужно искать в этом направлении.То есть Вы считаете, что до христианства Русского государства не было? И почему целый ряд церковных праздников совпадает с языческими? Конечно, я не могу и не хочу отрицать роль христианства в становлении России: 1000 лет - не шутка. Но это одна из граней нашей культуры. И нео-язычество я расцениваю как реакцию части общества на кризис РПЦ _(результаты опроса "Церковь и общество" http://www.liveinternet.ru/users/andrrr/post251870362/)
Исходное сообщение Andrrr А почву для этого создала официальная историческая наука…Было бы не плохо раз и навсегда усвоить, что никакой «ОФИЦИАЛЬНОЙ исторической науки» не существует! Это заблуждение или намеренно распространяемый обман. В любом случае Вы, очевидно, путаете науку с официальными установками идеологического отдела ЦК КПСС, который в своё время немало вмешивался в дела НАУКИ. Но, во-первых, отнюдь не в каждую букву. А во-вторых, даже в советское время существовали закрытые исследования, противоречащие идеологическому официозу. Официоз и наука – вещи несовместные! В науке всегда существуют несколько и часто противоположных точек зрения. Бывает, правда, общепринятая точка зрения, но она вовсе не исключает существование других теорий и объяснений. Профессиональный историк обязан их знать (или предполагать). Дилетантов разводят на мякине и навешивают им лапшу на уши. Именно этим занялся Задорнов. Общепринятая в науке версия чаще всего и попадает в массовые учебники. Но учебники – это не наука! Например, общепринято относить Куликовскую битву к 1380 г., но есть вполне обоснованные исследования и расчеты, указывающие на 1379 г. Наука – это то, что начинается после освоения учебников. Наука - это изучение всех существующих исследований (монографий, статей, докладов, архивов и тп.) по интересующему вопросу. Только изучив всё, что уже сказано по данному вопросу можно выдвигать свою теорию (а скорее присоединиться к той или иной точке зрения уже существующей).
Исходное сообщение Andrrr Эту почву еще хорошо удобрила и продолжает активно удобрять РПЦ, заявления патриархов которой заставляет сомневаться, что они вообще читали Евангелие.Я не знаю примеров, чтобы Православная церковь вмешивалась в историческую науку, как это делала КПСС. Скорее наоборот – роль церкви в истории России до сих пор недооценивается, поскольку наши историки 19 в. были, в основном, светские, а историки 20 века – сОветские. Поэтому чего там удобряет РПЦ, мне осталось непонятно. Непонятно также и обвинение русских Патриархов в незнании Евангелий. Хотелось бы уточнить кто именно из 18 русских патриархов на ваш взгляд не знал Св.Писания и в чём именно ошибался? QUOTE]Исходное сообщение Andrrr То есть Вы считаете, что до христианства Русского государства не было? И почему целый ряд церковных праздников совпадает с языческими? [/QUOTE] Тут было бы не плохо разделить два понятия - государственность и государство. Государственность – это скорей процесс или некая способность к государству, а государство – это определенное политическое образование. Русская государственность зародилась и развивалась еще в языческое время и даже неясно точно, когда и где? Это тайна слова-племени Русь. Русское государство – это не только Россия, но и например Великое княжество Литовское и, в известной степени, - СССР. Но древнее русское государство в любом случае возникло на землях восточного славянства в 9 веке (условно 862 г.). Причем к тому времени восточное славянство уже имело свою государственность, то есть либо входило в чужую (скифо-сарматы, готы, гунны, хазары), либо имело собственное управление государственного типа. С самого начала возникновения Русское государство проявило склонность к Православию – ок. 860 г. произошло крещение киевских правителей Аскольда и Дира, ок. 957 г. крестилась княгиня Ольга и, возможно, некоторые ее сыновья и внуки (Улеб – брат Святослава и Ярополк Святославич), в 989 г. Владимир Святославич принимает Православие в качестве государственной религии. Теперь посмотрите чисто арифметически из 1055 лет существования Русского государства (862 - 1917) 929 лет или 88% времени существования приходится на христианский период. Но, строго говоря, Русское государство только с Владимира и начинается. Ведь еще Святослав – папаша его – хотел бросить Киев и сделать столицей какой-то болгарский город Переславец (то ли Доростол, то ли некий городок в Добрудже): «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы.» Ну, и где бы мы с вами были? В какой Болгарумынии? А по поводу совпадения языческих праздников с христианскими – так нет ничего проще: Земля, созданная Богом, вращается одинаково и для язычников и для христиан! Сначала появилась Земля, потом расплодились грешные язычники, а для спасения грешников послал Господь Христа. QUOTE]Исходное сообщение Andrrr Конечно, я не могу и не хочу отрицать роль христианства в становлении России: 1000 лет - не шутка. Но это одна из граней нашей культуры. [/QUOTE] Ну, чисто арифметически мы уже выяснили выше, что это не одна из граней, а 88% граней нашей культуры и государственности. Скажу больше, даже если это одна из граней, то краеугольная, ключевая, так сказать, замковый камень. Выньте его – и не будет России. Будет очень даже языческий СССР, с его поклонением материальным стихиям и мавзолейным мумиям. QUOTE]Исходное сообщение Andrrr И нео-язычество я расцениваю как реакцию части общества на кризис РПЦ [/QUOTE] Здесь я опять вижу сумятицу в Вашем сознании. Не путайте организационные противоречия иерархов «РПЦ» с Православным Христианством. В России Православие сейчас всё-таки на подъёме. Но христианство - религия не простая, требующая от человека постоянной работы ума и всех душевных (духовных) сил. Кто-то смог и уже пришел в Церковь, кто-то еще на пути, кто-то хотел бы, да воли не хватает, кто-то еще в сомнениях… Это вполне закономерный процесс. В Древней Руси христианство утверждалось на протяжении 200 лет, а то и более. Нео-язычество манит своей простотой, как рекламный ролик и не требует от человека никаких душевных усилий. Нацепил значок и ходи. Сочинил сказку – и веруй в Русь нордическую в обнимку с Розенбергом. Кстати наш ведь был немчина «исТаалллинаа», в городе ткачих - Иваново-Вознесенске от германского империализма спасался в Великую войну. Неоязычество - это скорей преображённые советские кружки юных атеистов. Или массово-пленэрное мероприятие музея истории религии. Причина неоязычества вовсе не в кризисе Православия, а в кризисе советской бездуховной материалистической и атеистической идеологии. От прелестей коммунизма отпихнулись, а до настоящей духовности былого русского Православия сил нет добраться. Вот и играем в полевом театре Берендеева.