• Авторизация


Экскурсии на Соловках. День разочарований 29-10-2012 23:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!


И так, на второй день у меня были запланированы обзорная экскурсия по Соловецкому Кремлю и на Большой Заяцкий остров, где сосредоточены большинство Соловецких северных лабиринтов.

От первой экскурсии я многого не ожидал: хотелось систематизировать ту информацию, которой  обладал заочно и увидеть заповедные уголки крепости. Последнее актуально, потому что самостоятельно посмотреть практически ничего не получится: доступ только с экскурсией.
Мои неожидания оправдались, я даже к концу заскучал и покинул группу до завершения мероприятия. Нет, ничего плохого про экскурсовода я сказать не хочу, просто чего-то сверх того, что можно прочитать, не услышал. А так, экскурсовод вполне квалифицированный. Я бы даже заметил: не экскурсовод, а экскурсоводы, потому что в ходе экскурсии я на какое-то время примкнул к параллельной группе и могу сказать, что тексты абсолютно одинаковы.

Вообще, как я понял, экскурсоводы Соловецкого музея-заповедника – архангельские студенты. И трудно ждать от них проработки экскурсионной программы глубже, чем им дают на обучении перед началом сезона.

Но нельзя исключать и наличие запрета на определенные темы. Ведь  Соловецкий музей-заповедник учреждение государственное, а что может быть идеологичнее истории? А если еще учесть, что парадоксальным образом директором этого музея сейчас оказался настоятель Соловецкого монастыря, то вопрос цензуры совсем уже не кажется таким фантастичным.

А вот от экскурсии на Большой Заяцкий остров я ожидал многого… Накануне мой товарищ сообщил, что эту экскурсию будет проводить один из ведущих научных сотрудников музея (не в смысле должности, а в смысле истинного значения термина) .

А пока, между экскурсиями у меня образовались часа полтора свободного времени. Решение, как их «убить» пришло быстро. Взял в прокате велик и поехал на Филипповские садки.

Садки по сути являются небольшим морским заливом, отделенным от моря искусственной дамбой из некрупных валунов, сооруженной в XVI веке при настоятеле Филиппе.

[700x464]

Садки использовались монахами для сохранения живой рыбы, пойманной в Белом море при нормальной погоде. Рыба отбиралась из садков монахами в штормовую погоду, когда лов рыбы был опасен или невозможен.

[700x464]

А это кто-то втихую устроил свой лагерь около Филипповских садков, хотя режимом заповедника это запрещено.

Вернулся я как раз к погрузке группы на катер.

[700x464]

Около церкви Андрея Первозванного, поставленной здесь, на Большом Заяцком острове, еще Петром Первым в 1702 году и дошедшей до нас практически в первозданном виде, нас встретил сотрудник музея (тот самый).

[700x464]

После вступительного рассказа об Андреевском ските, которое экскурсанты слушали в пол-уха, группа наконец-то ступила на деревянные мостки, проложенные по маршруту наилучшим образом, как посчитало руководство музея-заповедника,  демонстрирующему одну из величайших загадок истории – таинственные северные лабиринты.

[700x464]

Нетерпение в группе нарастало. Вопросы начались, еще не доходя  до лабиринтов, на что экскурсовод вяло отвечал, мол, подождите, сейчас подойдем и он всё расскажет.
В принципе, его можно понять: очевидно, у экскурсии есть какой-то сценарий, по которому информация выдается по мере развития сюжета и подтверждается демонстрацией артефактов. Это я так думал.

На деле же оказалось несколько иначе: сценария не было, а рассказ больше походил на разоблачение ВСЕГО, что до сих пор говорилось и писалось о лабиринтах, и подвел он к выводу, что о лабиринтах ничего  не известно. Народ такой информационный тупик не устраивал, точнее, его форма, и вопросы не прекращались. В конце-концов наш гид в мир тайн не выдержал и произнес загадочную фразу: «Что вы всё спрашиваете! Вы слушайте, а то мы не уложимся в отведенное время и я не заработаю того, что должен». Народ заткнулся, осмысливая эту сентенцию, но ропот не утих.  А экскурсовод воспользовался тем, что кто-то из группы обратился к нему на английском и на продолжительное время стал недоступен для соотечественников.

Но у меня был вопрос, который вот уже 8 лет не давал мне покоя.
Тогда мы путешествовали по Кемским шхерам, и на одном из островов я наткнулся на мегалитические сооружения удивительно похожие на столы и расставленные вокруг них стулья. Причем и стол, и стулья были поставлены на каменные ножки-подпорки.

[показать]

Тогда я был в восторге: как же, обнаружил мегалитическое сооружение, создание которого на ледник уже точно списать не получалось. Но сомнения все же были: местные рассказывали, что был у них шутник-тракторист, который любил бульдозером что-нибудь эдакое из булыжников соорудить. К тому же, недалеко от того места, где я нашел эти «столы», была заброшенная стоянка артели заготовителей морской капусты… Так что версия о современном происхождении «столов» имела право на существование.

И вот, улучив момент, задал мучивший меня все эти годы вопрос специалисту. Ответ отправил меня в нокаут: «Острова Кемских шхер относятся к Карелии, а Соловецкий музей-заповедник находится на территории Архангельской области, поэтому ничего сказать не могу». И я тоже заткнулся.

Спасибо Природе-матушке, не дала пасть духом и разувериться в добром и вечном.

Да и положа руку на сердце, должен сказать, что рассказ о лабиринтах вообще и о Соловецких в частности помог все же структурировать разрозненные сведения.

И так, кратко.

О датировке лабиринтов

[700x464]

Кому только ни приписывали создание Соловецких лабиринтов: и неолитическим племенам, обитавшим здесь после отступления ледника, и саамским охотникам, промышлявшим здесь в средние века, и даже  Петру Первому, который якобы заставлял матросов флотилии выкладывать их, чтобы бездельем не страдали. Споры прекратились, когда в одной из каменных куч, расположенных около лабиринтов в 70-е годы прошлого века не обнаружили захоронение кремированных останков, по которым и определили возраст культового комплекса: II–Iтысячелетие до новой эры, неолит.

[700x464]
Могильные кучи на Большом Заяцком острове

Символ лабиринта известен  на всех континентах, кроме Австралии. Датировка позволяет предположить, что культ лабиринта распространялся по миру с Севера Европы, из Ботнического залива Балтийского моря, на юго-восток.

О назначении лабиринтов

В настоящее время практически не рассматриваются гипотезы, связывающие лабиринты с хозяйственно-бытовой деятельностью первобытного человека: отказались от мысли, что лабиринты это ловушки для рыбы или макеты ловушек; не подтвердилась версия, что в центре лабиринта, где обычно располагается небольшое сложение булыжников, находится захоронение. Эту версию выдвинул археолог Брюсов в 30-е годы прошлого века и сам же её опроверг, раскопав один из лабиринтов Большого Заяцкого острова и ничего там не обнаружив. Эта раскиданная центральная куча и сейчас лежит как символ проб и ошибок.
После того, как стали появляться сведения о том, что многие древние мегалитические сооружения имеют явную привязку к астрономическим явлениям и объектам, появилась версия о том, что и соловецкие лабиринты ни что иное, как древняя обсерватория. Автор гипотезы даже приехал на Соловки для её проверки, но быстро догадался, что об астрономических наблюдениях в период незаходящего летнего Солнца говорить нет смысла (доказано, что все неолитические поселения на Соловках были летними).

Сейчас общепризнанно считать, что лабиринты имеют культовое назначение и являются составной частью ритуалов в системе верований первобытного человека. Но вот какая именно роль им отводилась – это тайна, скрытая  тысячелетиями.

Впервые версию о принадлежности лабиринтов культу мертвых выдвинул историк и этнограф Н.Н. Виноградов, который занимался их исследованием во время ссылки на Соловки. Кстати, самый знаменитый сейчас лабиринт на мысе Лабиринтов Большого Соловецкого острова выложил именно он по схеме одного из реальных лабиринтов.

[700x464]

Подводя итог, скажу, что от дальнейшего посещения экскурсий я решил отказаться. А в последний день поближе познакомиться с природой Соловков.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
neppeldoffer 30-10-2012-00:03 удалить
супер пост! я для себя открыла много нового, поддерживаю насчет экскурсоводов), обычно в поездках увиливаю от них.
Andrrr 30-10-2012-00:13 удалить
Ответ на комментарий neppeldoffer # Я все же считаю, что польза в них есть. И опять же: всё от человека зависит. Я позже расскажу про независимого гида
neppeldoffer 30-10-2012-00:19 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # мне в музеях везло: смотрительницы в залах , особенно запомнилась в Псковском музее.
Andrrr 30-10-2012-00:22 удалить
Ответ на комментарий neppeldoffer # А смотрители в музеях, как мне кажется, это не должность, а призвание
Heler 30-10-2012-00:43 удалить
красивые фотографии, а с экскурсоводом по кремлю просто не повезло - там работают не только студенты(я против них ничего не имею, возможно и среди них есть те что знают более углубленно) - в частности мне повезло и нашей группе достался очень хороший экскурсовод, по которому было видно что сам, точнее она сама очень увлечена Соловками. А когда мы пересеклись со второй нашей группой(у них другой экскурсовод был) была возможность сравнить, так вот разница колосальна. А с нашей мы просто не хотели расставаться, засыпали её вопросами, да и она сама не хотела уходить и мы проболтали сверх отведённого времени) мы все единогласно были от неё в восторге, как звать не помню, но дама средних лет из Архангельска. А вот экскурсией на Заяцкий остров я тоже не очень была довольна, так как ничего вразумительного тоже не услышала.
Andrrr 30-10-2012-05:25 удалить
Ответ на комментарий Heler # Печально (про Заяцкий), я надеялся, что это у меня были завышенные ожидания...
Что-то с Соловками не так. Недоговаривают нам, однако))
Andrrr 30-10-2012-08:48 удалить
Ответ на комментарий Падунский # И это правда. Там идет крутая подковерная борьба трех сил: муниципалитета, музея-заповедника и монастыря. Т.к. директором музея сейчас настоятель монастыря, то фактически двое противоборствующих. Монастырь прессует по всем направлениям
ZnichKa 30-10-2012-09:48 удалить
Хорошие фотки каменные, интересно) Вот все такие пытливые, я тоже как-то лабиринтами интересовалась. Вот здесь и тут у меня было. Думаю, что в нашем мире много таких вещей, о которых на самом деле ничего не известно. На самом деле. И как с пристрастием не пытай, не скажут - нечего сказать. Сейчас все "умные" и никто почти не говорит честно "не знаю", а придумывают всякие фантазии... А экскурсоводы разные бывают, конечно, тут уж как повезет...
Andrrr 30-10-2012-12:06 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # -) Я ведь потом еще с одной экскурсией был на Большом Заяцком. Но об этом чуть позже
Илляна 30-10-2012-19:25 удалить
Экскурсовод не виноват, реально про лабиринты даже специалисты ничего не знают, одни предположения
Andrrr 30-10-2012-19:36 удалить
Ответ на комментарий Илляна # Илляна, на самом деле ситуация сложнее. Я описал весьма поверхностно, без фамилий, чтобы не позорить очень уважаемого и заслуженного человека. Мне кажется, что он или очень спешил, или ему просто надоело, или действует ограничение на информацию от дирекции музея.
Илляна 30-10-2012-19:43 удалить
Ответ на комментарий Andrrr # На самом деле информации о лабиринтах нет, известно только то, что они существуют во многих местах. Я специально интересовалась у специалиста, который много лет занимается этим вопросом, лекции читает. Не знает никто доподлинно кто лабиринты строил, и, главное, зачем.
Andrrr 30-10-2012-19:55 удалить
Ответ на комментарий Илляна # Это не совсем так. Есть набор сведений о лабиринтах, которые специалисты на данный момент считают доказанными. На основании этих данных делаются какие-то выводы, строятся гипотезы. Правильные они или нет - это другой вопрос. Изучения лабиринтов продолжаются, в том числе и Соловецких. Это стандартный алгоритм исследования и интерпретации объектов и явлений.
Илляна 30-10-2012-20:16 удалить
Какие конкретно выводы?
Andrrr 30-10-2012-20:21 удалить
Ответ на комментарий Илляна # Цитирую из своего же поста: "Сейчас общепризнанно считать, что лабиринты имеют культовое назначение и являются составной частью ритуалов в системе верований первобытного человека."
Илляна 30-10-2012-20:32 удалить
Эта сентенция ни о чём. есть мнение, что это портал, связь с другими мирами или измерениями. Но пока недоказуемо.
Спасибо и за рассказ, и за чудные фотографии!
Andrrr 30-10-2012-22:19 удалить
Ответ на комментарий ОтДушиНа1 # Рад, что понравилось.
Venda1 31-10-2012-15:46 удалить
Жалко, что тебе не Катюша попалась. Она превосходно рассказывала, и всю твою информацию, которую ты привел, и еще много интересного. Вот кого бы тебе поспрашивать. Мне даже показалось, что лабиринты - тема ее диплома. Она даже на носочки привставала, когда о Виноградове речь шла от восхищения этим человеком. Как одну из идей назначения лабиринтов она упоминала обряд посвящения для юношей, когда юноши водиночку должны были достигнуть острова и пройти лабиринт. Другая возможная цель - "ловушка" для душ предков. Чтобы они не тревожили живущих. Однако, поскольку письменных источников того времени, понятное дело, не сохранилось, доподлинно ничего сказать не можем. У профессора Зубова есть интересные лекции о неолитических представлениях (Цикл лекций "История религиозных идей" лекции 16-19 отсюда: http://predanie.ru/audio/lekcii/andrei-zubov/)
Andrrr 31-10-2012-17:23 удалить
Ответ на комментарий Venda1 # Venda1, спасибо, обязательно просмотрю. И по поводу того, кто рассказывает тоже согласен.Ведь серьезные специалисты не станут рассказывать небылицы а факты тоже можно преподнести по-разному.
harimau 05-11-2012-06:04 удалить
очень интересно, тоже интересуюсь лабиринтами, не знал что такое есть на Соловках, по моему наиболее адекватно его символизм объясняет Рене Генон, по большому счету проход лабиринта символизирует переход от окружности падшего состояния к центру - райскому состоянию до падения, то есть инициацию или второе рождение, ну и очевидно что путь этот тернистый с ловушками потому и петляет, то есть симол духовной брани
17-01-2013-21:11 удалить
какое ограничение информации от дирекции музея????? вы в своем уме? а бродить там, где другим нельзя, конечно, всегда интереснее. как и на белух смотреть с лодки, а не с берега.


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Экскурсии на Соловках. День разочарований | Andrrr - Дневник Андрея | Лента друзей Andrrr / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»