«Включай микрофон!» (фото Никиты Ерёмина)
Мои надежды на тёплую погоду, едва мы ступили на карельскую землю, растаяли без следа
.
Ну ладно, невозможность искупаться я бы ещё как-то пережила. Но стоять весь фест в куртке
…
Интересно, чем руководствовались организаторы
, выбирая временем проведения июнь?
Припоминаю, что в 13-м году, когда праздник рока прозорливо назначили на середину июля, здесь было тепло. Но не жарко! Это вам не Крым! Это Карелия! Очень «здорово» было торчать несколько часов укутанной в пять одёжек, как капуста. Вынужденная мера - не скакать же всё время, размахивая руками до изнеможения! Как согреться, пока ждёшь любимую группу? Костры, полагаю, никто разжигать не разрешил бы (и правильно, ещё пожара не хватало), а принимать внутрь горячительные напитки
, чтобы потом, в пьяном кураже, раздеться до майки (или просто тулова)… хм
. Спасибо
, мне моё здоровье дорого, как память. Приехать с концерта простуженной – всю жизнь о таком мечтала. Да и нажираться в хлам на рок-концертах – не наш метод
. Мы вообще не пьём во время таких мероприятий
. Разве что потом пропускаем по стаканчику пива
. И то - не всегда.
Это ещё повезло, что не было дождя! Даже думать не хочу, ЧТО было бы, заряди ливень
.
Кто хочет, может считать меня брюзгой и занудой, но я лично осталась недовольна решением организаторов провести фест в июне
. Ещё и с Доброфестом перекрылись! (на этот фестиваль у меня тоже были планы… в силу ряда причин они так и остались планами). На летнем фестивале я хочу смаковать вкус летнего рок-коктейля, а не цедить, чертыхаясь, какой-то сраный октябрьский настой
. И не надо всё валить на природу, а то прям как в анекдоте получится: «отопительные системы оказались не готовы к эксплуатации, потому что зима подкралась, как всегда, неожиданно – в январе…» ![]()
Ладно, хватит об этом. Неудачная дата – моя основная претензия к организаторам фестиваля.
Есть у меня предположение, что раз «Алиса» третий год подряд – хэдлайнер «Берега», то и время проведения подстраивают под их концертный график. Ну это так, из разряда домыслов.
Также хочу отметить по-прежнему радующую демократичность охранников (впрочем, у медали есть и оборотная сторона: когда всякие быдланы буйствуют
, люди в форме не вмешиваются
. Они вообще ни во что не вмешиваются, по моим наблюдениям
). Когда мы увидели, что на входе проверяют сумки, то несколько озадачились, поскольку у Анны имелись две банки питерского пива, и первой нашей мыслью было: со своим алкоголем не пускают (ага, мы умеем думать хором
). Но Великий Руководитель
, как всегда в проблемных ситуациях, проявила присущий ей здравый смысл и хладнокровие. «Если не разрешат, мы можем выпить их здесь, а потом пройти внутрь»
, – заявила она и бодро зашагала к воротам. Воодушевлённая сей светлой мыслью великого разума я без особой робости поплелась следом.
Однако всё обошлось. «Скажите сразу, что – нельзя» – обратилась моя спутница к охраннику. Оказалось, нельзя проносить стекло
. Аня слегка приоткрыла свою видавшую виды торбу (настолько слегка, что её попросили раскрыть её побольше
), с невинным видом
декларируя, что там только бутерброды (да-да, не я одна умею контрабандой проносить бухло на рок-концерты!
). Поверили на слово. Меня с моим пакетом, где были «дождевики, полотенца и прочая фигня», вообще не проверяли. Так что, благополучно миновав таможенный контроль, мы с чувством глубокого морального удовлетворения вступили на территорию фестивальной республики
.
Там мы сразу направили стопы в знакомый по прошлому разу павильон с надписью «Сувениры», потому что обычно приобретаем опозновательные знаки на холодильник
. У Великого Руководителя
магнит с надписью «Питкяранта» есть – она приобрела его в прошлый раз, а я как-то просохатила
(к слову, у меня до сих пор нет магнита с надписью «Москва», как это ни смешно
. Это притом, что в столице я бывала неоднократно, включая два полноценных ноябрьских отпуска). Думаю, на тот момент (т.е. в 13-м году) я была такой страстной фанаткой «F.P.G», что, увидев их мерч, забыла обо всём на свете
(ну ладно, это преувеличение
, хотя пару их дисков я тогда купила).
Да и вообще, мало ли чего там интересного есть.
В этот раз, по-моему, в основном продавался мерч группы «Включай микрофон». Я сразу прошествовала к стеклянному шкафчику, где были разложены всякие красивости, пришла в тихий восторг, увидев много магнитов с животными карельской фауны и, поддавшись порыву, попросила сразу пять штук, включая пресловутого стилизованного (тьфу, чуть не написала: стерилизованного!
) лося с надписью «Питкяранта» на круглом фоне. Дело в том, что это был единственный магнит с названием города. Точно такой же, как у Ани
. Правда потом, когда девушка-продавец рылась в коробке со всем этим добром в поисках нужного товара, она предложила мне нерпу – и я не стала отказываться, потому что это, как мне было сказано, самый что ни на есть местный зверь (прозвучало что-то вроде «Она уже к нам приплыла») – и уже дома я обнаружила, что над усатой мордой красуется надпись на финском «Pitkäranta». Так что у меня теперь два магнита с названием этого симпатичного городка
.
Вообще я не считаю магнитоманию чем-то вроде болезни или, скажем, глупой траты денег. Вполне милое и безобидное хобби. А ещё - вещдоки, что мы в таком-то месте БЫЛИ!![]()
Пробежавшись хищным взглядом по прилавку с мерчем, я выцепила своим намётанным глазом диск «Бригадного Подряда» со свежим альбомом «Реинкарнация». Даже зачем-то спросила, что за альбом (я же и так прекрасно знаю, что это! «Бригадники» презентовали его 14 февраля с.г. в «Зале ожидания». Жаль, меня там не было
. Виноват Золотухин, точнее его «гениальное» решение устроить выступление БП одновременно с единственным концертом «Агаты Кристи»!
Пять с плюсом, Шеф!
). «Это они перепели старые песни», - последовал ответ. Ну да меня это не смутило, и я купила диск, благо он стоил всего 100 рублей. Похоже, покупать пластинки любимых групп на этом фесте входит у меня в привычку
. (И да, вопреки обыкновению откладывать диски/фильмы/аудиокниги в долгий ящик, я прослушала его довольно скоро (до тех пор этого сделать не удосужилась). «Красота сожрёт этот мир» особенно порадовала
). «А «Включай микрофон» не нравится?» – поинтересовалась девушка-продавец. Я промямлила что-то вроде «Нравится, но не буду».
Довольно нелепо прозвучало, но я действительно не слушаю всё подряд и уж тем более не покупаю диски всех музыкантов, которые мне более-менее нравятся. Захочу – послушаю в Контакте.
После того, как я стала беднее на несколько сотен рублей (Великий Руководитель
от покупок воздержался), мы вырулили к концертной площадке. На сцене играла группа «Das kuhn», третья по счёту (для истории упомяну две первые группы: «Альфарда» и «Радиус». Сказать про них ничего не могу, так как мы их не застали
). Выступление было в самом разгаре, но эта российско-финская команда не заинтересовала Великого Руководителя
(да и меня тоже), поэтому мы учесали куда-то в сторону, к бережку, разодрали мой запасной полиэтиленовый пакет, чтоб было на чём сидеть, и взялись за пиво (у нас, напомню, были две банки-путешественницы), к которому я предложила импортные печенюшки типа крекеров (не помню название; я эту упаковку неоднократно держала в руках, когда работала в универсаме). Эта закуска оказалась для Ани приятным сюрпризом
, и мы славно перекусили на свежем воздухе. Я даже попросила сигарету
(иногда позволяю себе – в особых случаях или когда очень волнуюсь), которую с чувством глубокого удовлетворения и выкурила.
Внизу, под берегом (он не очень высокий, метра три-четыре пологого спуска по большим камням – Карелия же!
) раскинулась столь желанная мною вода Ладоги. Но увы: бдительные береговые службы никого не подпускали, издали крича осмелившимся спустится вниз «Отойдите от воды!»
Даже ручки ополоснуть нельзя было. Экстремалов, желавших искупаться, несмотря на холод и запреты, тоже как-то не наблюдалось.
Подкрепившись по принципу «выпив-закусив», мы отправились гулять по территории. Как и в прошлый наш приезд, повсюду были лотки с напитками (слабоалкогольными и обычной химией) и всякой съедобной мелочью, навесы, где жарились шашлыки, киоск с мороженым. Даже сахарная вата продавалась. Также в изобилии имелись бачки с надписью «Мусор», что позволило устроителям поддерживать относительную чистоту на берегу.
А вот по поводу отхожих мест хочу сказать следующее. Такая прорва народу – и всего четыре туалета
. Что там творилось (внутри этих кабинок) в конце дня – лучше умолчу
. Неужели нельзя было увеличить их количество хотя бы до десяти?
И расположить в разных местах (но, конечно, подальше от сцены)? Видимо, нет. Жаль, этот момент несколько портит впечатления от организации.
Ещё в этот раз было такое новшество: недалеко от входа стояла машина с медиками, где каждый желающий мог сдать анализ крови на предмет ВИЧ-инфицирования. Анька, как расчухала эту фишку, сразу закричала: «Я хочу!» и отправилась внутрь. Результаты можно было узнать через 10 или 20 минут. Я, честно, не помню, подходила она туда или нет. Об этом история умалчивает.
«Кухи» к тому времени, как мы проводили наших пивосодержащих путешественниц в последний путь
, с честью похоронив их в мусорных бачках, закончили. Не хочу ничего плохого сказать про эту команду, но они были первыми, кого мы застали на сцене по прибытии
. Это всегда нехорошо (для музыкантов в качестве претендентов на моё внимание, я имею в виду ): надо же отдышаться, осмотреться, подкрепить тощие силы, а уж потом пробираться к подмосткам. Ещё следует учесть то обстоятельство, что Анна обычно проявляет слабый (читай: никакой
) интерес к неизвестным группам, поэтому затащить её к сцене на начальном этапе феста несколько проблематично.
А я вот вполне лояльно отношусь к представителям финской рок-сцены (мне симпатична группа Viikate, например
), так что желаю коллективу «Das kuhn» всяческих успехов (правда что-то мне подсказывает, что это вполне себе российская команда
), а главное, впредь выступать на рок-фестивалях не в первых рядах – тогда мне будет, что о них написать
.
В общем, первая тройка участников, состоящая из малоизвестных и (?) / или (?) начинающих групп, в моём описании – в пролёте
. Увы и ах.
Касательно следующей тройки.
В «серединке» традиционно выступает громко заявившая о себе молодёжь и группы, имеющие уже какую-никакую историю, но не особо раскрученные. Скажем так, известные в узких кругах
. Поясню, что я имею в виду (хотя к этому фесту данная ремарка непосредственного отношения не имеет): есть, например, прекрасная группа «Meantraitors». Играют давно - и отлично
, среди ценителей имеют культовый статус и, если не ошибаюсь, даже в Европе не последние люди
. Я была на их концерте в мае, получила массу удовольствия
. Но из-за невостребованности в России их музыки (сайкобилли, такая смесь панка и классического рок-н-ролла) они мало популярны
, притом, что в своём жанре – асы и чуть ли не живые легенды.
Я написала «тройки», хотя на самом деле таких групп на фестивале было четыре. В моём сознании, однако, чётко отпечатались только три, и это неспроста. По моему мнению, одна группа здесь было лишней. Без неё фест ничего бы не потерял.
Но обо всём по порядку.
Я решила подойти к делу ответственно и, прежде чем описывать выступления тех групп, которые я, вообще-то говоря, не слушаю, познакомиться с их творчеством получше. Как минимум, прослушать ещё раз - вдумчиво и в спокойной обстановке - те их песни, что прозвучали на фестивале. Хотя бы те, которые смогла опознать.
Говорю сразу: я не любительница постфактум шарить по встречам в Контакте в поисках всяких говновидеозаписей, сделанных чьими-то кривыми ручками
. Бывают, конечно, нормальные съёмки, даже концерты целиком люди снимают, но и такие видюхи я обычно не смотрю. Не люблю я это. Концерты – тот же театр. Живое восприятие, живая энергетика, живое общение с артистами, пусть ты и стоишь где-то в толпе, а те, кто на сцене, видят только море голов и рук у своих ног. Всё равно на концертах меня не покидает ощущение, что музыканты – вот они, рядом, лишь руку протяни. Никакая съёмка не заменит это чувство. По мне так пересматривание концерта на видео лишь обедняет впечатление. А неумело снятая картинка, с плохим звукам, обрывочная и косая
– ещё и портит его
. Я предпочитаю хранить воспоминания о выступлениях своих любимых музыкантов в недрах памяти
. Записи если и смотрю, то на DVD (обычно это официальные релизы, так как мой принцип – поддерживать артистов рублём) или, в редких случаях (например, когда пишу про концерт с большим опозданием
), любительское/полупрофессиональное видео, которое можно нарыть в соцсетях. Такое я смотрю исключительно в «творческо-производственных» целях. Просто так мне это неинтересно.
Оговорка сделана вот к чему. Когда я пишу, кто что играл, я опираюсь исключительно на свою память, а она редко меня подводит
.
По возвращении с феста я в тот же день не поленилась – набросала черновики по всем шести группам, про которые пойдёт речь ниже. Тех, кого плохо знаю, искала в любимом Контакте по названиям и текстам песен. Определяла по каким-то фразам, засевшим в голове, по обрывкам знакомых мелодий. Так что если я пишу: «исполняли то-то и то-то» – значит, так оно и было, ТОЧНО
. Если я не уверена в своей памяти (такое тоже бывает), то так и говорю. Я рок-тусовщица и несостоявшаяся училка в одном флаконе, и вообще моя концертная биография достойна всяческих похвал
.
Я здесь давно - мне можно верить!
Ну ладно. Предисловие затянулось, пора приступать к писанине по существу
.
Четвёртой группой на фесте были наши земляки, задорные и слегка дурашливые панки под названием «Включай микрофон!» (вполне в духе панковских традиций давать группам нелепые имена
). Сами себя они представляют как «анти-тлен группу, выступающую против обыденной морально регрессирующей действительности и призывающей к свободе самовыражения и оптимизму самых отчаявшихся и незаметных для толпы человечков!»
Да-а-а-а-а, такие телеги – это серьёзная заявка на успех
. Парни явно те ещё стебки и приколисты
.
Я уже их видела: на панк-фестивале «Springfest» в Новгороде в этом году. Они произвели на меня хорошее впечатление, хотя группа «Йорш» (которую я тогда тоже впервые слышала-видела) мне понравилась больше. Уже на том фесте я обратила внимание, что у них довольно сильная фанатская поддержка. А вообще основная мысль была: ребята весёлые
.
Во всяком случае, солист группы, Рома Людоговский – пацан точно несерьёзный
. Чего-то там всё ворковал со сцены (да, как шоумен, по сравнению с Димоном Спириным, он ещё деточка. Не зажигает, хотя старается
. Ну зато есть к чему стремиться
), объявил «традиционный танец коленей и локтей» и даже продемонстрировал его (я, пожалуй, избавлю себя от описания этих телодвижений
, ограничусь строчкой из классика: «Не страшны дурные вести – начинаем бег на месте»
), а потом рассказал (с последующим показом) о новом танце, придуманном по дороге на фест – «танце плечей». Не помню, что за песня была после, но по ходу дела он активно пожимал плечами и при этом двигался туда-сюда вбок
.
Такая незатейливая клоунада, однако, была хорошо встречена: многие с удовольствием прыгали, попеременно поднимая вверх колени и энергично двигая согнутыми в локтях руками также вверх-вниз (ну вот, всё-таки описала…) И вообще, народу на «ВМ!» ощутимо прибавилось, из чего я сделала вывод, что у группы уже сформировалась своя аудитория и, более того, музыканты успели за годы своего существования (да-да, им уже восемь лет!) обзавестись приличной фан-базой. Что сказать – молодцы, работают над собой
. Потому и востребованы и, похоже, набирают обороты, стоя на пороге уже настоящей популярности.
Я считаю, эти их танцы – удачная фишка
. Игги Поп изобрёл стейдждайвинг, Сид Вишес – пого, Рома Людоговский – танец коленей и локтей
. Неплохо для не самых известных панков угодить в такую компанию
. Сама я это воспроизводить не стала (одно дело, когда музыканты со сцены призывают махать ручками или хлопать, и совсем другое – всякие там «делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» Нет уж, благодарствую
. Да и вообще… фигня какая-то
. Детский сад, ей-богу, физкульт-привет, малыши!), но придумку оценила. Главное – во всём выдерживать стиль, а эти «танцы» вполне вписываются в их насмешливо-стёбную концепцию. «Бодроплясы», как у них в истории группы написано. Точнее не скажешь
.
А песенки-то у «ВМ!» хорошие
. Очень такие живенькие, остроумные, где-то, я бы даже сказала, сатирические. Под них классно танцевать
или просто прыгать
. Тематику я бы с натяжкой охарактеризовала, как социальную критику – в облегчённом варианте. Потому как никакого надрыва, пафоса и т.п. я не заметила:
Новая эпоха – цифры и счеты.
Духовное счастье подменили банкноты.
Internet, SMS заменяют язык.
Я не могу поверить, ты давно привык.
Перед твоими глазами разложение века:
Исчезает грань между скотом и человеком,
Толпы съедают тех, кто сильней,
Вырастает поколение недолюдей.
(послушайте сами и поймёте, о чём я. Тема серьёзная, но это отнюдь не крик боли).
Ну и юношеского максимализма, порой весьма издевательского, тоже хватает. Как, например, в песне «Гони их всех!»:
Сколько помощников лезут в душу,
Сколько наушников шепчут в уши,
Сколько советчиков щиплют нервы –
Всех волнуют твои проблемы.
Им интересны живые драмы,
Им сериалов стало мало,
Им так приятно утешить словом,
Ведь каждый знаток и каждый психолог.
Стихи хорошие, мне нравятся
. Правда, поёт Рома так себе (и это тоже в духе панк-рока
), но зато искренне и, как бы это точнее сказать, с нужной интонацией. Нормальный такой стёб чувствуется в его исполнении.
Помимо всей этой разухабистой социальщины есть и просто весёлый нигилизм:
Наплюй на всё, взорви McDonalds!!!
…и лукавое подмигивание (типа: мы не просто смешные придурки!):
Если под вечер ты заглянешь в мой дом,
То увидишь, как мы пьем чай с Заратустрой вдвоем.
Я достану гитару, он – губную гармонь,
И из запахов, снов, философий, реалий, обрывков фантазий
Составим новый альбом.
…и такой мажорный, оголтело-радостный оптимизм:
Всплеск эмоций, фибры счастья,
Вот он, самый лучший праздник!
В моей Вселенной, в моей стране,
На моем балконе, в моей голове.
Мне думается, эта группа заняла свою особую нишу в российском панк-роке. Они позитивные, очень лёгкие и смешные. При этом песни у «ВМ!» неглупые (мне они даже не кажутся поверхностными) – многие довольно точно отражают окружающую действительность. И что особенно приятно – без грубых слов, без мата (вроде что-то всё же прозвучало на концерте, но они явно не злоупотребляют ненормативной лексикой. До раннего творчества «F.P.G» в этом плане им далеко как до луны
. И слава богу, потому как использовать мат к месту тоже нужно уметь
).
Для полноты картины дам ещё раз слово поэту (я так предполагаю, что это Роман пишет историю группы в их официальном сообществе в Контакте):
«Благодаря фан-поддержке, домашние клубные концерты группы стали похожи на что-то среднее между цирком, свадьбой, карнавалом и демобилизацией: искусственный снег, машины с конфетти, хлопушки, фальшивые деньги, воздушные шары и бенгальские фонтаны создавали атмосферу огромного праздника, о котором без улыбки мог вспоминать разве что Гуинплен, да и он не мог»
Мне, в общем, добавить к этому нечего
. Такие концерты-шутихи – то, чего не хватало на нашей панк-сцене. Это не клоунада, это стёб. Причём весьма качественный. Эти парни как будто не воспринимают себя всерьёз, что тоже их большой плюс. При этом они, как ни странно, упорно работают (с 2007 года, напомню) и… и результат налицо!
Думаю, со временем они потеснят «Тараканов!», потому как эти две группы, по моим ощущениям, примерно одного порядка.
На нынешнем «Береге» (они тут были и в прошлом году) «Включай микрофон!» исполнили довольно продолжительный сет (по-моему, около часа выступали. Ну минут сорок – точно). Я вычленила пять песен: «Взрослых людей не бывает», «Подарю революцию», «Поэты, артисты», «Гони их всех», «Да просто мы бедные». Кажется, ещё были «Пошлый мир» и «Пойдём в McDonald’s», но тут я в больших сомнениях
. Не помню, хоть убей
. В любом случае, выступили ребята с огоньком
. Зрители остались довольны
.
Должна сознаться, это я сейчас пишу в таком доброжелательном ключе. На фесте мы с Великим Руководителем
отреагировали на «ВМ!» довольно вяло. Потом, говоря о них (немного, но всё же), сошлись во мнении, что эта группа слишком… молодёжная
. Как ни странно, для нас это оказалось их главным недостатком. Почему Аню они не зацепили, судить не берусь (хотя я уже говорила, что она очень спокойно, если не сказать: равнодушно, относится к новым для себя группам), но я, как человек в уже довольно-таки солидном для рок-тусовщицы возрасте, от своего имени скажу, что предпочитаю более серьёзную музыку. Панк люблю, но не весь, и вообще, как я поняла со временем, чистый панк – это не моё
. «ВМ!», на мой вкус, играют слишком легковесную музыку, притом, что песни, считаю, у них хорошие, как по форме и мелодике, так и по содержанию. Как-то такие тексты не очень сочетается с их откровенным дурошлёпством. Ну, может, это я их так воспринимаю… гм… с лёгким пренебрежением, как ещё зелёных пацанов – уж больно они резвятся на сцене… не знаю. Не разобралась ещё
. В любом случае, они мне нравятся куда больше, чем «Площадь Восстания» – те какие-то слишком пафосные, и их натужный романтизм мне чужд
.
А вот дома я прослушала несколько песенок питерских панков с большим удовольствием
. При случае уделю им больше времени (ну-ну... то же самое я говорю себе по поводу открытых мною в этом же году групп «Порнофильмы» и «Эйзимо»... а воз и ныне там
! Ну да у меня всегда так
. Но всё-таки не может не радовать тот факт, что появляются молодые и яркие команды, способные вызвать у меня интерес
. Это прекрасно!
)