Из всех вещей время менее всего принадлежит нам, и более всего нам его не достает.
Дэвид Финчер давно закрепил за собой статус культовой личности. За крайне успешным триллером «Семь» и стилистически похожей картиной «Игра», последовал самый громкий его проект — «Бойцовский клуб», получивший признание у общества, и позволивший Финчеру взобраться на самые вершины режиссерского Олимпа. Все эти работы, да и последующие, отличались неповторимым стилем, какой-то особенной атмосферой, которая словно обволакивает с ног до головы и заставляет поверить в происходящее. Но режиссер отступает от привычного жанра «триллер» и берется за крайне интересную историю, в основу которой легла небольшая новелла Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Воспользовавшись концепцией, где жизнь идет в обратном направлении, Финчер сотворил крайне интересное произведение, но теперь обо всем по порядку.
Весь фильм, не смотря на свою фантастическую составляющую, словно биография. С самого начала нам задают неторопливый темп повествования, который будет постепенно нарастать с приходом молодости к герою. Неспешно и во всех подробностях нам покажут жизнь удивительного человека, над которым судьба сыграла злую шутку. Временные рамки, затронутые в фильме, просто колоссальны — от начала двадцатого и заканчивая началом двадцать первого века. Не взирая на интересную завязку, действие может показаться вторичным. С первых же кадров можно провести параллель с фильмом «Титаник», идея с прочтением дневника явно позаимствована, ну а далее четко прослеживается сходство с «Форрестом Гампом», и это заметит любой, кто видел фильм Роберта Земекиса. Да что тут говорить, не смотря на свою глубочайшую основу, сценарий довольно схематичен, но Финчер на то и Финчер, что б выводить на экраны нечто новое и необычное.
Подбор актеров сыграл определенно значимую роль. Дуэт Бреда Питта и Кейт Бланшетт оправдывает себя на все сто, они в очередной раз доказали силу своей совместной работы. Образ, созданный Питтом, получился ну очень естественным, причем актер не просто мастерски вошел в роль, но и достоверно раскрыл своего персонажа на разных жизненных этапах. С самого начала создатели грамотно вводят в повествование интересный символ — часы, идущие в обратном направлении, словно отражающие нелегкое существование главного героя, и обращающие его жизнь вспять. Крайне удачное сравнение, выполненное технично и самое главное — уместно. Вообще, картина пропитана символизмом, в происходящие на экране нужно именно вникать, а не просто наслаждаться безупречной стилистикой.
Тут обнаруживается некий довольно спорный недостаток: Финчер показывает историю именно со своей точки зрения, и только так. Достаточно вспомнить его прошлую работу «Зодиак», которая у некоторых вызвала непонимание и показалась слишком затянутой. Дело в том, что отдельные события, с первого взгляда не имеющие никакого отношения к истории, специально утрируют вновь и вновь, и догадываться о том, как они связаны с фильмом, приходится исключительно самому, никаких наводок тут нет и в помине. Возможно, стоит упрекнуть режиссера в отдаленности от общей массы, ведь фильм все-таки для широкой аудитории, однако, лично я, не спешил бы заносить этот аспект в минусы картины. Я упомянул об этом вовсе не в укор данному произведению, а скорее в адрес тех, кто упорно настаивает, что действие слишком однообразно и монотонно, нет ничего плохого в том, что бы немного напрячь свою голову и постараться собрать все воедино.
Следить за историей, исход которой понятен после нескольких минут, не всегда увлекательно, но к счастью — это не тот случай. Есть у этого фильма просто огромное и неоспоримое достоинство. Дело в том, что львиная доля потенциала этого произведения кроется не в истории и не в диалогах. Понять заложенный смысл нам помогает просто невероятный визуальный ряд, спецэффекты выполняют совершенно другую роль, нежели в приевшихся нам блокбастерах. Работа гримеров, постановщиков декораций и визуальных эффектов вызывает восхищение. Огромный бюджет грамотно потрачен на воссоздание сказочной и пьянящей атмосферы, нас погружают в невероятную историю, так резко соприкасающуюся с реальностью, и не отпускают до конца. Наблюдая за процессом изменения внешности главных героев, невольно ловишь себя на мысли, что вот она, магия кино. Оператор показывает все то, что нужно увидеть, кажется, будто бы нет ничего лишнего.
Есть еще один интересный ход. Периодически картинка становится выцветшей, словно мы смотрим старинные документальные хроники — этот прием великолепно работает и способствует правильному восприятию. Музыка подобрана идеально, такая же неспешная, как и само повествование. Все это в совокупности делает фильм невероятно ярким и пропитанным какой-то волшебной атмосферой. Хронометраж картины конечно велик, и, не исключено, что некоторым наскучит эта неторопливая манера повествования, но все же, после просмотра хоть что-то, но остается, а это уже достижение. Ну а если же попытаться осмыслить все происходящие, попытаться вдуматься и постараться понять, то станет ясно, что в здесь заложен нешуточный потенциал, и вполне возможно, что увиденное надолго останется в вашей памяти, и фильм займет достойное место в коллекции.
История плавно и постепенно движется к уже предначертанному финалу, а для Бенджамина Баттона — к самому началу. Картина напоминает о том, как прекрасен каждый неуловимый момент нашей жизни, которую может срезать под корень любая, даже самая нелепая случайность, о неумолимом времени и конечно же о любви. Естественно, фильм делался в довольно строгих рамках формата развлекательного кино, все-таки бюджет обязывает, но Финчер не боится экспериментировать и показывать историю так, как видит он сам. И пусть эта работа кардинально отличается от прошлых творений режиссера, пусть здесь нет той фирменной атмосферы напряженности, которая выделяет Дэвида среди прочих, но не почувствовать руку мастера просто невозможно.
Цитаты из фильма:
Говорят, я скоро умру. А может быть и нет.
* * * *
Мне особо нечего оставить — несколько вещей и почти никакой суммы денег. Я покину этот мир так же, как и пришел в него — в одиночестве и пустоте. Все, что у меня есть — это моя история, которую я и записываю сейчас, пока еще помню.
* * * *
Большую часть времени ты будешь один. Так оно и есть, когда ты не такой, как большинство. Но я открою тебе секрет: толстые люди, худые, высокие, белые — тоже так же одиноки, как и мы, только их это пугает до смерти.
* * * *
Бенджамин, нам суждено терять тех, кого мы любим, а иначе откуда нам знать, что они так важны для нас?
* * * *
Никогда не позволяй никому говорить тебе что-либо другое! Ты рожден для того, для чего рожден, а я рожден для того, чтобы быть чертовым художником!
* * * *
Не трать времени на раздумья о том, как вкусны сыр и вино, потому что на самом деле они заурядны. А вот икра и водка… вот что на самом деле чудесно.
* * * *
- Если бы все люди следовали зову своей совести, времена были бы совсем другими.
- Род таких людей прервется с тобой, вождь.
* * * *
Можешь вести всю свою жизнь себя, как бешеный пес, ругаться, проклинать свою судьбу, но когда конец близок, ты должен все отпустить.
* * * *
Движения, они как слова, а слова, словно любовь…
* * * *
Наши жизни определяются возможностями. Даже теми, которые мы упускаем…
* * * *
Можно долго злиться на то, как все сложилось, можно ругаться и проклинать судьбу, но в конце пути нужно простить…
* * * *
- Бенджамин, я старая женщина.
- Кое-что помнится всегда.
* * * *
- Спокойной ночи, Бенджамин...
...и я смотрел, как она уходила
* * * *
Чего бы это не стоило — никогда не поздно, или, в моем случае — никогда не рано, — стать тем, кем ты хочешь стать. Временных рамок нет, можешь начать, когда угодно. Можешь измениться или остаться прежним — правил не существует. И из плохого можно сделать что-то хорошее. Надеюсь, у тебя все будет хорошо. Надеюсь, ты увидишь то, что удивит тебя, почувствуешь то, что никогда раньше не чувствовала, познакомишься с людьми с другим мировоззрением. Надеюсь, ты проживешь жизнь, которой сможешь гордиться.
* * * *
Некоторые люди родились, чтобы сидеть у реки, некоторых бьет молния, некоторые живут музыкой, некоторые просто странные, некоторые плавают, некоторые знают пуговицы, некоторые знают Шекспира, некоторые становятся матерями, а некоторые танцуют.
Трейлер к фильму: