Эдуард Мане (часть 3)
"Бар в "Фоли-Бержер" (1881-1882)
В этих работах художник еще больше углубляет выразительность зрительного чувства;
о некоторых из них можно сказать, что в них отсутствует сюжет, настолько потрясающа
гениальная импровизация в изображении лиц и атмосферы.
В 1874 году Мане посетил Венецию и запечатлел этот город короткими и энергичными
мазками светящихся красок. Однако он вскоре вновь возвращается в полумрак ночной
жизни парижского полусвета, начав пеструю серию изображений баров, цирка, которую
продолжал до своей смерти.
В "Баре в "Фоли-Бержер", выставленном в Салоне 1882, художник достигает синтеза
меланхолии и очарования жизни Монмартра, к которому он долгое время был привязан.
В этот период больной художник пишет свой сад в Рюэле, цветочные натюрморты,
портреты красавиц в технике.
В конце жизни тесная дружба связывала Мане с Малларме. Художник сделал для него
многочисленные иллюстрации, в частности к переводу "Bорона". По и к одной из
важнейших поэм самого Малларме "Послеполуденный отдых фавна", а также написал
портрет поэта (1876), который, несмотря на свои незначительные размеры считается
одним из шедевров Мане. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже
(Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен). 30 апреля 1883 после перенесенной
операции он умирает в возрасте 52-х лет.
"Надо быть современником и писать то, что видишь", - сказал Мане в юности и
никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, пользовался мотивами,
почерпнутыми у старых мастеров, таков был свойственный художнику метод
утверждения современного человека в искусстве.
Натюрморт с сиренью.
Железная дорога.
Олимпия. 1863.
На картине изображена полулежащая обнажённая женщина. Правой рукой она опирается на пышные
белые подушки, верхняя часть тела слегка приподнята. Её левая рука покоится на бедре, прикрывая лоно.
Лицо и тело модели обращены к зрителю.
На её белоснежное ложе наброшено кремовое покрывало, богато украшенное по кромке цветочным узором.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
Девушка полностью обнажена, на ней лишь несколько украшений: её убранные назад рыжие волосы
украшает крупная розовая орхидея, на шее у нее завязанная бантиком чёрная бархотка с жемчужиной.
В пандан к жемчужине подобраны серьги, а на правой руке модели — широкий золотой браслет с подвеской.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты.
Второй персонаж на полотне Мане — темнокожая служанка. В руках она держит роскошный букет в
белой бумаге. Негритянка одета в розовое платье, ярко контрастирующее с её кожей, а её голова почти
теряется среди чёрных тонов фона. В изножье кровати устроился чёрный котёнок, служа важной
композиционной точкой в правой части картины.
Пространственная глубина интерьера на картине практически отсутствует. Художник оперирует всего
лишь двумя планами: светлыми человеческими фигурами — на первом плане и тёмным интерьером —
на заднем плане.
Яркая вертикальная полоса золотистой отделки стены делит тёмный фон картины почти пополам.
Это позволяет сфокусировать меньшую, левую половину, квадратной «рамкой» на голове Олимпии,
а большую, прямоугольную — на фигуре её служанки. Часть стены за торсом Олимпии в тёмно-коричневых
обоях и зелёная драпировка создаёт акцент на рыжих волосах модели. Весь интерьер комнаты за спиной
негритянки почти полностью скрывают зелёные шторы, лишь небольшой прорыв в следующий план
картины образует дверной проём.
Цветовая гамма картины отличается сдержанностью: в палитре художника лишь несколько основных
тонов: белый, чёрный, синий (переходящий в тёмно-зелёный), а из тёплых — коричнево-золотой и красный.
Преобладающие на картине светлые, бежевые тона, использованные для кожи модели и её ложа,
контрастируют с тёмными, практически чёрными тонами обстановки, образами служанки и кота,
чьи очертания почти тают на фоне занавеса. Такой сильный контраст делит полотно пополам по
горизонтали.
Художник расставляет несколько пламенеющих акцентов: насыщенный цвет орхидеи в волосах
подхватывают бутоны букета и цветочный узор покрывала. Ритм поддерживают красный платок
на голове служанки и обивка кровати. Тёмно-зеленый цвет занавеса созвучен тону листьев и стеблей
в букете, отделке покрывала, зеленоватым теням на простынях и окантовкой панталет.
В основе композиции картины положено многократное повторение треугольное формы. Тёмно-красный
треугольник обивки кровати в нижнем левом углу перекликается с чётким торчащим уголком подушки
выше. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Фигура негритянки в
розовом справа также вписана в треугольник. Композиционным центром картины является лоно Олимпии,
что подчёркивается её линейным построением: к лону девушки ведут диагональные линии плеч и рук обеих
женщин, на него направлены вертикальная золотистая линия обоев и перекрещивающаяся линия ног Олимпии.
Манера письма Мане кажется очень плоской. Мастер отказался от традиционной многослойности и
тщательности нанесения мазков. Краска кое-где выходит за границы изображённых предметов, к примеру,
букет практически распадается на отдельные цветовые пятна. В картине ощущается зарождение нового
стиля —импрессионазма, одним из родоначальников которого стал её автор.
На картине стоит подпись и дата: éd Manet 1863. Картина была создана в том же году, что и
«Завтрак на траве», ставший причиной скандала на «Салоне отверженных» 1863 г. Однако,
триумфатором Парижского салона в том году сталАлександр Кабанель со своим «Рождением Венеры».
Александр Кабанель. "Рождение Венеры"
Возможно, именно эта картина вдохновила на создание «Олимпии» боровшегося за своё признание
Эдуара Мане. Ещё в Италии в 1850-е гг. он работал над копией "Венеры Урбинской" и был хорошо
знаком с сюжетом.
По существу о создании картины известно мало. Сохранилось два эскиза сангиной. Акварель с
Олимпией 1863 г. скорее всего была написана после картины и связывает в один ряд картину с
двумя офортами 1867 г., созданными по мотивам «Олимпии». Один из этих эскизов Мане потом
нарисует прикреплённым к стене на заднем фоне своего «Портрета Эмиля Золя».
Моделью Олимпии послужила излюбленная натурщица Мане — Викторина Меран. Однако, есть
предположение, что Мане использовал в картине образ известной куртизанки, любовницы императора
Наполеона Бонапарта Маргариты Белланже.
Во время болезни в 1883 г. было написано последнее крупное его произведение – «Бар в Фоли-Бержер».
Оно считается творческим завещанием художника, в котором он отразил все то, что очень любил в своей
жизни и любил передавать в своих изумительных полотнах. Изображение, отдающее горькой печалью,
несет одновременно хорошо заметный свет, граничащий с надеждой.
Замкнутый образ жизни мастера, вынужденная статичность в работе привели к тому, что картине явно
не хватает цельности, налицо ошибки в передаче зеркального изображения. Настоящая официантка из
Фоли-Бержер, которая позировала Мане, на полотне стоит к зрителю анфас, в то время как ее фигура в
зеркале на заднем плане чуть развернута и открывает лицо собеседника. Картину он заканчивал уже
будучи прикованным к постели, и в таком положении, естественно, различные несоответствия просто
неизбежны. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно.
Истинные поклонники, ценители восхищались Мане несмотря ни на что: «Недостатками», которые
отпугивали от него зрителей, и были его основные качества, «фатальность» его дара…».
http://art.1001chudo.ru/france_171.html
Белыепионы. 1864.
Корзина с фруктами. 1864.
Букет фиалок. 1872.
Цветы в хрустальной вазе. 1882
Белые пионы
Персики. 1882.
Большой Канал (Венеция) - Голубая Венеция
За чтением
Портрет Жильбера-Марселена Дебутена (Художник)
Лимон
Портрет Жанны Дюваль
Портрет госпожи Мане на синей софе
Мадам Мане в оранжерее. 1879.
Мальчик с вишневыми ягодами
Портрет Евы Гонсалес в ателье Мане
Всемирная выставка. 1867.
Семья Моне в саду. 1874.
Розыв стакане для шампанского
Коррида
На пляже. 1873.
Девушка в саду. 1880.
Портрет Берты Моризо
В кафе
Портрет Нины де Каллас. 1873-1874.
Портрет Берты Моризо. 1870
Натюрморт
Мадам Мишель Леви
Уличная певица. 1862.
На скачках (зрительницы)
Кинг-Чарльз-Спаниэль. 1866.
На пляже в Булоне
Портрет Сюзанны Мане
Сюзанна Мане
История хранит имена многих известных художников, оставивших нам на память о себе свои произведения. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. А ведь это было бы интересно – узнать, кем были эти люди, которые вдохновляли мастеров живописи на творчество, и сегодня вызывающее вздохи восхищения. У каждого художника была в жизни любимая модель, которая чаще всего появлялась на их полотнах. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Звали ее Сюзанна Мане, и была она женой мастера.
Об истории отношений Эдуарда и Сюзанны известно до обидного мало – очень уж тщательно скрывали они свою любовь, когда она только зародилась, объявив о своем чувстве всем только после того, как они обвенчались. А произошло это далеко не сразу.
Сюзанна была известна, как замечательная пианистка. По рассказам ее знакомых, однажды сам Ференц Лист, услышав как Сюзанна, тогда еще совсем девочка, играет на фортепьяно, посоветовал ей ехать учиться в Париж, сам нашел ей учителя и дал блестящие рекомендации. Но для того чтобы прожить в Париже, необходимо было иметь деньги, да и за учебу надо было платить, а у семьи Сюзанны денег на это не было. И вновь на помощь пришел Лист, который нашел Сюзанне учеников, чтобы она сама могла зарабатывать себе на жизнь. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной.
О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. В церковной книге Цальтбоммеля есть запись от 1852 года о крещении Леона Леенхоффа, сына Сюзанны и господина Коэла. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Однако крестным отцом ребенка был Эдуард Мане, и потому возникли предположения, что Мане и есть настоящий отец мальчика. Правда, потом досужая на вымыслы публика, стала предполагать, что к рождению мальчика причастен Огюст Мане – отец Эдуарда. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. А вскоре Мане уехал в Париж, часто, однако, приезжая и подолгу гостя в Голландии, в доме отца. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. И только в 1863 году, через год после смерти отца Эдуарда, они обвенчались, и Мане увез жену вместе с сыном в Париж. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны.
В Париже Сюзанна Мане вела светский образ жизни, вечера в ее салоне, которые она устраивала еженедельно, привлекали внимание многих, и не последнюю роль в этом играли красота и милый нрав хозяйки, а также ее талант пианистки. Фортепианные концерты, которые она давала для своих гостей, вызывали восхищение и восторг.
Эдуард и Сюзанна Мане прожили вместе 20 лет. И все эти годы он неустанно изображал ее на многих своих картинах.
Удивленная нимфа (Сюзанна Манэ). 1860.
После смерти Мане в 1883 году для Сюзанны наступили тяжелые времена. Для того чтобы справиться с финансовыми трудностями, ей пришлось продавать полотна своего мужа. Очень не хотела Сюзанна расставаться с произведениями любимого Эдуарда – это была память о тех счастливых годах, которые они провели вместе. Именно поэтому перед продажей каждой картины, Сюзанна просила сделать с нее копию, для того чтобы оставить ее себе. А вскоре после ее смерти в 1906 году, эти копии кто-то выставил на продажу, объявив их работами кисти Мане. И до сих пор маститые коллекционеры с настороженностью приглядываются к картинам Мане перед тем, как купить их – а вдруг это копия, заказанная Сюзанной Мане в память о своем муже?
Боб. 1876.
Натюрморт. 1880.
Скамейка
Молодая женщина в испанском наряде.
Молодой человек в костюме мачо. 1863
Отплытие парохода в Фолкстон. 1869 г.
Отплытие в Фолкстон
Жена султана. 1871.
На пляже. 1873.
Всадница. 1875.
Юноша, чистящий груши (Портрет Леона Ленхофа)
Женщина с кувшином
Женщина в ванной. 1878-1879 г.
Портрет Маргериты де Конфлан в головной накидке.
За чтением. 1879.
"На траве" - Берта Моризо в парке. 1874.
Уголок сада в Бельвю. 1880.
"Портрет мадемуазель Викторен в костюме тореадора".
Официантка. 1879.
Женский портрет. 1879.
Женщина у зеркала. 1876.
Спаржа. 1880.
Портрет Лины Кампеноню. 1878 г.
Девушка в домашней одежде. 1882.
Портрет мадам Мане с кошкой. 1882-1883.
Женщины, пьющие из бокалов.
Старый музыкант.1862.
Певица в кафе. 1879.
Венеция.
Деревья. 1859.
Цыганка с сигаретой. 1862.
Урок музыки.
Устрицы. 1862.
Натюрморт. 1863.
Четыре яблока. 1882.
Бар в Фоли-Бержер. 1881-1882 (фрагмент картины).
Ирис с бобовником и геранью