• Авторизация


Воспоминателям. 29-11-2017 06:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


magritte-rene-1898-1967-belgiu-la-troisieme-dimension-3077241 (538x700, 45Kb)

Поиски запоминающих областей мозга или обособленных «центров памяти», дали отрицательный результат. В тридцатых и сороковых годах XX века известный нейропсихолог Карл Лэшли провёл серию широких исследований, и один из основных экспериментальных приемов Лэшли заключался в следующем. Крыс обучали сложной системе навыков. После того как крыса приобретала определенные навыки, у нее удаляли корковую ткань различных областей мозга. В результате было установлено, что ухудшение памяти зависит от величины удаленного участка, а не от того, какой именно участок удален. Это означает, что память не сосредоточена в каком-либо определенном участке мозга, а как бы диффундирует сквозь объемы серого вещества.

Когда люди берутся рассуждать о том, что такое память и каково её применение, им нелегко обойтись без лукавого мудрствования и оставить в стороне метафоризирование. Не могу сказать, что меня одинаково будоражат все аспекты этого дара божьего, но один из них, надо сказать, прочно засел в моей голове и давно требует подробного истолкования. Это касается воспоминаний, а именно процесса активного вспоминания и непроизвольного возникновения воспоминаний. У. Джеймс (американский философ и психолог XIX в.) называл воспоминания «важнейшим элементом памяти; оживанием в сознании образа минувшего явления, его копии». Как и отчего эта «копия» оживает?

…метод лечения у У. Пенфилда состоял в деструкции тех отделов коры головного мозга, которые представляли собой очаг судорожной активности. Совместно с электрофизиологом Г. Джаспером он разработал методику, заключавшуюся в том, что во время операции на открытом мозге производилась электрическая стимуляция его различных отделов – это позволяло более точно локализовать эпилептический очаг и оценить функции тех или иных структур. Во время операции больные находились в сознании и описывали свои ощущения, которые тщательно фиксировались, а затем анализировались. По окончании нейрохирургической операции (под местным обезболиванием), прежде чем закрыть трепанационное отверстие в черепе, Пенфилд производил раздражение различных участков мозга слабым электрическим током с помощью небольшого серебряного электрода. При раздражении коры височных отделов мозга у больных возникали воспоминания, сопровождаемые ярким чувственным восприятием зрительных образов и осмысленной речи. Больные как бы одновременно присутствовали в двух ситуациях —  настоящей и вспоминаемой. Последняя неотразимо завладевала вниманием испытуемого благодаря своей яркости. Интересно, что таким путем удавалось вызвать у больного воспоминания, которых он не мог вызвать произвольно, причем в них присутствовало огромное число, казалось бы, совершенно забытых деталей. В 1933 году Пенфилд получил первые электрические флэшбеки в мозге пациента с эпилепсией, и в последующие полвека его идеи не опровергали…

В 1982 году Pierre Gloor и четверо его коллег-неврологов опубликовали данные о новой серии экспериментов на эпилептическом мозге. 29 пациентам в мозг были вживлены глубинные электроды. Их сохраняли на месте на протяжении нескольких недель, и они отслеживались с помощью телеметрии. В отличие от Пенфилда, который стимулировал только поверхность мозга, в этом исследовании некоторые электроды достигали гиппокампа и миндалевидного тела, которые являются частью лимбической системы, а это эволюционно древний отдел мозга. У 62% пациентов отмечены те же признаки, что и у Пенфилда: дежавю и флэшбеки. Но чаще всего пациенты сообщали о страхе. В одном случае страх был связан с детскими воспоминаниями и боязнью захлебнуться в воде; в другом случае это был страх, что не была сделана работа, которую они должны были закончить двумя неделями раньше. Во всех случаях восприятия были не более, чем отдельно взятыми изолированными образами, которые никак не производили впечатление фрагмента проигрываемой записи, сделанной ранее. Все ощущения и переживания, возникали в результате стимуляции лимбической системы, а раздражение поверхности височной доли не давало никаких ощущений и образов.

Эти данные привели к изменению интерпретации результатов Пенфилда. Дежавю и флэшбэки возникали лишь при разрядах в лимбической системе. То, что Пенфилд все это время отмечал их при воздействии на поверхность височной доли, вероятнее всего, было обусловлено тем, что при раздражении мозга возникали малые эпилептические припадки, которые в свою очередь вызывали дисрегуляцию в более глубоких структурах мозга. Активация гиппокампа была причиной странных смещений во времени, которые придавали восприятиям чувство ''знакомости''. Таким образом все переживания, включая галлюцинации и фантазии, обретали характер воспоминаний. Даже если человек во время припадка считал, что находится в каком-то совершенно незнакомом ему месте, он все равно воспринимал это как воспоминание.

Непроизвольные рецидивирующие воспоминания, или репереживания, или flashback. Феномен, при котором у человека возникают внезапные, как правило сильные, повторные переживания деталей прошлого опыта. Это повторяющиеся циклические воспоминания какого-либо явления. Репереживания могут быть счастливыми, грустными, захватывающими или какими-либо другими. Термин также применим к воспоминаниям, повторяющимся непроизвольно и (или) когда они так интенсивны, что человек «переживает заново» опыт, будучи не в состоянии полностью осознать, воспоминание это или действительность. Воспроизведение может начаться спонтанно, или же для этого может послужить какой-либо раздражитель. Частота и интенсивность воспроизведения флэшбэка изменчива в зависимости от состояния человека, его настроения, окружающей среды или вида употреблённого наркотического вещества. Длительность такого «повтора» обычно от нескольких секунд до пары минут, но в редких случаях может быть продолжительностью до нескольких часов и нести разрушение в психику (если образы негативные, и сильные психотропные вещества).Для многих людей они несут также позитивную информацию. Для некоторых цель приёма наркотиков и состоит в вызывании таких «флэшбэков», отсылающих к незапамятному прошлому.

Флэшбэк в искусстве – художественный прием, временное прекращение повествования сюжетной линии с целью демонстрации зрителю событий прошлого.

Déjà vu”(от фр. déjà vu — «уже виденное») Феномен, выражающийся во внезапном и стойком ощущении того, что «это уже было», какое-то событие, ситуация в такой же расстановке уже имели место в прошлом. Хотя человек, испытывающий дежавю, не может вспомнить, когда и каким образом с ним могло это происходить. Как только наступает ощущение «виденного ранее», он сразу начинает усердно пытаться вспомнить, что же будет секундой позже, ему кажется, что он совсем близок к истине — и по ходу сиюминутных событий человек понимает, что в деталях уже видел эти мгновения. Состояние дежавю обычно сопровождается ощущением расплывчатой реальности (деперсонализация).Существует как минимум два возможных объяснения такого состояния.

1.    «Искажение памяти». Происходит одномоментное нарушение кодирования времени головным мозгом. То есть, изменение способа кодирования информации влечет за собой путаницу понятий «прошлое» и «настоящее». Возможно, это связано с одновременной «записью» происходящего и в «прошлое», и в «настоящее». Оттого человеку кажется, будто бы он уже это переживал.

2.    В последние годы родилась гипотеза, что дежавю может быть причиной предварительной бессознательной обработки информации. К примеру, человек, будучи во сне, испытывал какие-то эмоции (видел определённые образы, переживал некие ситуации). Столкнувшись с похожим раскладом наяву, мозг человека оперативно моделирует восприятие, доводит его до «идентичности» с испытанным во сне, оттого человек и пребывает в состоянии дежавю.

Это явление весьма распространено. Исследования выявили до 97% здоровых людей, испытывающих дежавю хотя бы один раз в жизни. Однако вызвать его нарочно невозможно. По этой причине научные исследования данного феномена затруднены.

«Jamais vu» (с фр. «никогда не виденное»). Феномен, при котором состояние противоположно состоянию дежавю, выражается во внезапном ощущении того, что хорошо знакомое место или человек кажутся совершенно неизвестными или необычными, как бы увиденными в первый раз. У человека, испытывающего жамевю, возникает впечатление, что знания о них мгновенно и полностью исчезли из памяти.

Психология восприятия хранит такое чудесное явление, как способность ассоциировать стимулы различной сенсорной модальности с какими-либо автобиографическими воспоминаниями. В первую очередь, катализаторами воспоминаний выступают запахи. Относительно того, почему именно обоняние так крепко связывается с процессом воспоминания, бытует несколько теорий. Одни учёные определяют данное явление как связь обоняния с эмоциями. Во многих анатомических изданиях говорится о том, что обонятельный центр (представительство в лимбической системе) анатомически и физиологически сопряжён с центрами эмоций. Так как лимбическая система главным образом участвует в регуляции обоняния и, в ряде прочих функций, эмоций – это может трактовать природу насыщенности воспоминаний, навеваемых ощущаемыми запахами. Другие исследователи объясняют значимость обонятельного стимула в реализации высших психических функций тем, что эта сенсорная модальность филогенетически наиболее древняя. Оттого многие запахи устойчиво приобретают ситуационно-специфическую окраску для каждого индивида. Действительно, никто не поспорит с тем, что в ряду стимулов различной сенсорной модальности именно обонятельный сигнал спровоцирует наиболее точную и яркую ассоциацию.Специалисты университета Дьюк (США) экспериментально подтвердили гипотезу о том, что формирование «долгосрочных» воспоминаний связано с областью мозга, ответственной за восприятие запахов. Ученые хотели доказать, что для запоминания достаточно двух факторов – выработки норадреналина и наличия запаха. В мозге мыши, находящейся под воздействием наркоза, с помощью электродов стимулировалась выработка норадреналина. При этом на подопытных животных направлялись запахи еды или выделений другой мыши. Наркоз был необходим, так как в состоянии бодрствования мышь отвлекалась бы на происходящее, и нельзя было бы проследить, какие именно нейроны активизированы. После стимуляции выработки норадреналина наблюдалась примерно 40−процентное ослабление активности нейронов, что свидетельствовало о том, что память о запахе уже сформирована. После пробуждения подопытные мыши узнавали своих сородичей, запах которых им довелось услышать в ходе эксперимента. Такое изменение социального поведения демонстрирует роль обоняния в формировании воспоминаний.

Однако не только запахи, но и звуки (будь то пение птиц, гудение корабля или музыка) способны инициировать ассоциации и фактически возродить в сознании представления и образы из прошлого.Воздействие музыки на память в среде научных объяснений пока ещё преобладает на феноменальном уровне. Хотя всем известен тот факт, что музыкальные композиции часто ассоциируются с какими-либо эпизодами из жизни, а многие моменты и периоды ассоциируются с определённой песней. Такое бывало почти с каждым, что он слышал знакомую мелодию —  и «оживали» его воспоминания. В настоящий момент изучением степени влияния музыки на память занимаются многие учёные по всему миру. Например, одно из направлений — MEAM (вызываемые музыкой автобиографические воспоминания), Калифорния.

Всем известно, что в психотерапевтической практике важную роль играет память пациента. В предметной литературе, психоаналитических теориях особенно, подчеркивается необходимость анализа ранних воспоминаний детства и воспоминаний, касающихся других возрастных периодов. Обращение к автобиографической памяти незаменимо в случае необходимости оживления значимых воспоминаний и ослабления их психотравмирующего воздействия;наличия потребности изменить отношение к наиболее болезненному или важному опыту прошлого;или избавления от ложных, контаминированныхвоспоминаний.Коррекция отношения к воспоминаниям может улучшить состояние пациента в настоящем времени.Для облегчения процесса вспоминания можно воспользоваться техникой когнитивного интервью, основанной на следующих правилах: начинать припоминание с простых событий, которые предшествовали происходившему событию; представлять все сопутствующие событию детали (планировка помещений, погода, транспорт и т.д.); вспомнить эмоциональное состояние; не вносить поправки в воспоминания и не исключать отдельных деталей; восстанавливать ход событий в прямой и обратной последовательности во времени; посмотреть на события глазами другого человек, находившегося в момент события рядом.

Ни для кого не секрет, что воспоминания – это кладезь для любителей рефлексии. Копающие недра памяти стремятся оживить прожитые чувства и эмоции, чтобы подвергнуть их детальному анализу и переосмыслить текущие события, а продвигающиеся дальше в своем самопознании пытаются изменить эмоциональный окрас прошедших событий, таким образом устраивая себе самостоятельный психотерапевтический сеанс. Многие творческие личности обращаются к воспоминаниям, как к источнику вдохновения. Для меня путешествие на страницы своих чувственных впечатлений всегда выступало как некая эмоциональная перезагрузка, как заряд ментальной бодрости для новых свершений.

Наряду с неотъемлемой ролью памяти в психотерапевтической практике, существенным является и психотерапевтический эффект самого процесса вспоминания. Поэтому немало людей, которые просто получают радость от процесса обращения к воспоминаниям – про таких говорят, что они любят ностальгировать, «живут прошлым», консерваторы или «застряли» в каком-то периоде. Так или иначе, подобным людям воспоминания дают возможность испытать массу положительных эмоций. Для кого-то это чувство уверенности в себе, для кого-то снижение тревоги, а кто-то таким образом борется со стрессом.

Мне на глаза попалось одно очень ёмкое слово – «воспоминатели», в контексте «Воспоминатели мгновений» (это было название книги, собравшей переписку и взаимные рецензии двух представителей русской культуры Серебряного века – В. Розанова и П. Перцова). Слово как нельзя кстати подходит для называния людей, производящих акт активного вспоминания. Тавтология в конце предложения умышленна: в действительности, автономное вспоминание (самостоятельная работа со своей автобиографической памятью), начатое ввиду собственного волеизъявления (а не «из-под палки» психотерапевта) является активным; и без этого определительного слова теряется важная смысловая составляющая. Дело обстоит в том, что при организации такого вот обособленного мнемического сеанса – без профессиональной инструкции извне, без направления хода мысли – не столь просто добиться нужного вспоминательного результата, нужного «флэшбэка» (это отсылка к кинематографическому приему ретроспективно показывать прошлое героев, а не к психиатрическому понятию, связанному с репереживанием (его описание см. выше)).

Во-первых, чтобы процесс оказался плодотворным, следует осознавать причину обращения к вспоминанию. Если вам хочется просто окунуться в «кино из памяти» и, так сказать, пассивно пронаблюдать свой биографический видеоряд, то главное для вас быть освобождённым от побочных размышлений, быть открытым прежнему опыту с его архаичными эмоциями и сконцентрироваться на визуальном ряде. Если инициирование воспоминаний вам требуется для достижения каких-то заранее поставленных целей, то, скорее всего, вам потребуется и результат «путешествия во времени», выраженный в какой-либо абстрактно-символьной форме. Потому стоит заранее озаботиться средствами фиксации грядущих воспоминаний и оживающих образов. Если вы сторонник визуального представления материала, вероятно, вам удобнее будет делать зарисовки, если обращения в текст – пожалуйста, переводите свои флэшбэки в вербальную форму (хотите вслух, с записью на диктофон, хотите, письменно). Главное, чтобы вы могли беспрепятственно запечатлевать быстро сменяющиеся образы и не волноваться о том, что собьётесь или упустите важную деталь. Не впадая в суету, не собьётесь, а деталь, будь она действительно важная, ни за что не выпадет из образного ряда.

Во-вторых, не менее важный технический момент претворения акта вспоминания, чем же его инициировать? Тут нужно знать свои особенности – в первую очередь, касаемо доминирующей перцептивной особенности (ведущий канал восприятия). Есть представители аудиального сообщения со средой, есть кинестетического, визуального и т.д... Помимо этого, следует учитывать высокую эффективность обонятельных стимулов (см. выше) и особенно интермодальных. Что касается интермодальности, есть основания полагать, что получение сигналов от двух и более органов чувств играет важную роль в процессе узнавания. А обладающие или имеющие склонность к синестезии люди вдвойне эффективно воспоминают при участии компонентов разных сенсорных модальностей. Итак, в погоне за флэшбэком нам потребуется мощный сенсорный стимул, но лучше, если их будет два. Что за вспомогательные компоненты это будут – решать вам, ведь вы выбираете себе период для «перемещения» и наверняка располагаете информацией о том, что вас может связать с тем отрезком времени. Если период столь неуловимый, что вы не можете придумать подходящих вариантов «для запуска» или не знаете, как выбрать, обратитесь к логике. Примерный ход поиска значимых стимулов:
Какая музыка была актуальна лично для вас в тот период? А для вашего окружения? А какая музыка в тот период была популярна и звучала на каждом шагу, даже если лично вас она жутко бесила?
Какими духами вы пользовались? А какими пользовалось ваше окружение?
Какую особую еду предпочитали в то время? А, может, алкоголь? Или сорт табака?
Какое время года было, тепло/холодно? Может, шли дожди или стоял зной?
Какие медиакультурные явления были на пике популярности? Какие были тренды, «иконы стиля»? А, может, какие-то сериалы или передачи особенно волновали народ в тот период? И в таком духе.
Приведу перечень сенсорных регистров и их рабочих сочетаний с примерами стимулов.

  •    Для слухового регистра: музыка (треки или альбомы, минуса или плюсы, мелодия – как угодно), звучание музыкального инструмента, пение птиц (если воспоминания связаны с нахождением на природе), журчание ручейка или бурление водопада, шум листвы, свист ветра, какие-нибудь индустриальные звуки (шум стройки, ремонта или газонокосилки), гул транспорта (метро, автострады, железной дороги, самолёта), звон колоколов, цокот копыт или каблуков, системные звуки и любые технические сигналы (предметов бытового пользования), сирена и т.д. – вплоть до механически воссозданных звуков (щелканье зажигалкой).
  •    Для обонятельного регистра: парфюм (духи, одеколоны, отдушки), эфирные масла, ароматические палочки, запах цветов (и любых других растений, включая аромат леса или свежескошенной травы), древесина, лекарства (их есть не придется, коробочки хорошо сохраняют запах), химические средства (для уборки или ухода за одеждой), табак, мокрый асфальт, мокрая опавшая листва, запах краски, мазута, бензина, запах любой еды или напитка (будь то хоть имбирный шоколад, хоть корейская морковка, хоть молочный напиток, хоть смородиновая водка).
  •    Для зрительного регистра: фотографии, компоновка из значимых предметов (собрать 3-5 актуальных предмета быта вместе для созерцания), картинки (любых мест и явлений, отсылающих к нужному периоду), пейзажи и виды нужных геопозиций, любые коммерческие знаки (логотипы, вывески, упаковки), тексты (поэзия, фрагменты переписки или тексты собственного сочинения), веб-страницы в неизменном виде.
  •    Для тактильного регистра: маловероятно, но, может, вы тогда специально ущипнули себя за палец или за что-либо еще - с намерением маркировать происходящее для дальнейшего воссоздания этой констелляции чувств? Возможно вы удивитесь, но некоторые так делают. Одежда (и любые ткани, которые можно пощупать), мебель, жидкость, части своего собственного тела (двойная чувствительность: активное осязание и ощущение прикосновения), термическое решение (температура - жарко, холодно) и погодное (ветер, дождь, снег), болевые ощущения (только несильно! Лишь намёком).
  •    Вкусовой регистр слабо отражает ассоциации, так как напрямую зависит от обонятельного. Но можно сочетание вкусовой + обонятельный (это любая еда или напиток, если его не только нюхать, но и помещать в рот).
  •    Зрительный + слуховой: видеозаписи, клипы, заставки к сериалам и телепередачам, трейлеры к фильмам и т.д.
  •    Зрительный + обонятельный + слуховой: нахождение в определенной геопозиции.

В общем, насколько детальным будет ваше сенсорное сопровождение для путешествия по воспоминаниям, настолько успешным будет и сам «флэшбэк». Выбор за вами: чувственный флёр протяжённого во времени периода или острые ощущения одной ситуации?

При хорошо развитом воображении можно обойтись без восприятия сенсорных компонентов напрямую, но при ясном мысленном воспроизведении оных. Однако такой способ не гарантирует результативности вспоминания.

Запечатленный при «флэшбэке» материал – рисуночный или текстовый – может впоследствии выступать как хороший визуальный компонент. Как делала я: под воздействием образов из памяти я быстро записывала через запятую приходящие на ум разрозненные слова, этот вербальный ряд напоминал перечень хэштегов.

Ну и напоследок стоит добавить, что всем воспоминателям надо быть готовым к большим и резким эмоциональным затратам. Это не значит, что каждое погружение в воспоминания непременно грозит кражей уймы жизненных сил и обескровлением, однако стоит предостеречь себя от незапланированных реакций - резкой смены настроения, оживания эмоциональных рудиментов или чувства опустошения. Обычно флэшбэк не оставляет после себя подобного хлама, но все же, случается по-разному. Иной раз вы рискуете обжечься об эмоциональный аффект, глубоко запрятанный в пучины подсознания.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Воспоминателям. | korosha - Блог. | Лента друзей korosha / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»