Когда думаешь о 1920-х годах, поток ассоциаций возникает в сознании сам собой: джаз, чарльстон, Мэри Пикфорд, "сухой закон", гангстеры и, конечно же, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд.
Современные дизайнеры и архитекторы также ассоциируют 20-е со знаменитым нью-йоркским небоскребом Крайслер, роскошным лайнером "Норманди" и интерьером "Радио Сити Мьюзик Холл" в Нью-Йорке - яркими воплощениями стиля арт-деко, захватившего в то десятилетие Европу и Америку.
Художница Тамара де Лемпика cама была иконой, живым воплощением стиля "Arts Decoratifs", впоследствии сокращенным как Art Deco.
Она обладала всеми чертами женского идеала 20-х - красота, изысканная элегантность и художественный талант сочетались в ней с волевым характером и стремлением достичь непокоренные вершины.
Так кем же была Тамара де Лемпика? Сладострастной вакханкой, сибариткой и чревоугодницей, эротической танцовщицей в ночных клубах или одаренной художницей? Похоже, и тем, и другим, и третьим. Выставка ее работ в Королевской Лондонской академии представила на всеобщее обозрение жизнь одной из самых интересных и неистовых женщин в истории искусства. Она стыдилась своих еврейских корней и выдавала себя за русскую аристократку.
Тамара де Лемпика долгие годы была в центре внимания. О художнице ходили бесчисленные легенды, начиная с 20-х годов и до самой ее смерти. И в искусстве, и в жизни она была необузданной. Ее постоянно обсуждали и осуждали, но она продолжала жить, как хотела: творила, продавала свои работы и торговала собой. [444x600]
Девушка в перчатках
Тамара де Лемпика родилась в России. Поехав вместе с бабушкой в Италию, она подпала под очарование Ренессанса. Ей было тогда 12 лет. Влияние Италии было столь велико, что она начала рисовать. Она рисовала роковых женщин, несущих отпечаток особой, своеобразной элегантности, преисполненных некой мужеподобной женственности, и "амазонок" (так называли тогда лесбиянок). Одним из ее любимых развлечений были вечеринки, где блюда изысканно раскладывали на обнаженных телах ее подруг.
Стиль де Лемпика напоминал искусство арт-деко 20-30-х годов. Почему же критики (причем именно мужчины) так беспощадны к ее творчеству? По всей видимости, они ощущали угрозу, исходящую от ее таинственной фигуры, излучавшую беспощадную и безудержную сексуальность.
Как писала в своей биографической книге Леора Кларидж "Арт-деко и декаданс", де Лемпика вела необузданный образ жизни, обожала наслаждения и развлечения. Даже среди парижан она считалась заядлой "тусовщицей", говоря современным языком. Она любила посещать ночные клубы с сомнительной репутацией и танцевала откровенно призывные танцы, выискивая партнеров для оргий. Особенно ее привлекали матросы, дипломаты, актрисы и проститутки.
Натурщика для картины "Адам и Ева", достаточно редкой в ее творчестве, потому что на нем изображена влюбленная пара, в то время как на остальных мы видим или оргии, или лесбийские утехи, она нашла на улице. Это был полицейский, который ходил вокруг ее дома. Мысль о рисунке родилась, когда натурщица Тамары откусила яблоко. "Когда я увидела, как соблазнительно натурщица откусила яблоко, у меня возникла мысль о современной Еве. Следующим шагом было найти Адама. Я сказала ей: "Продолжай есть". Я вышла на улицу, запачканная краской. Увидела знакомого полицейского, который часто бывал возле моего дома. Я спросила его, знает ли он меня, и он ответил: "Ну конечно!" У него даже была моя репродукция. Когда я спросила, не хочет ли он быть натурщиком, он согласился и остался в студии до утра".
Эта картина принадлежала Барбре Стрейзанд и обошлась ей в 2 млн долларов.
Де Лемпика не сходила со страниц женских журналов. Она не только любила рисовать в голливудской манере, она любила сниматься как кинозвезда, хотя ее фигура была далека от голливудских стандартов. Она обожала свою внешность и притягивала к себе внимание стильной и вызывающей одеждой. Ее роскошная квартира на Монпарнасе, оформленная ее сестрой-архитектором в стиле арт-деко, была забита платьями из Парижа, ее авто и пышные вечеринки сделали ее главной темой разговоров среди элиты. На приемах де Лемпика часто ходили обнаженные официантки. По словам ее единственной дочери, Тамара боялась выйти из моды и делала все, чтобы не сходить со сцены.
Как известно, Мадонна, создавая свой имидж, черпала вдохновение из рисунков да Лемпика. Один из наиболее ярких примеров – это клип к песне "Voga", в который включен коллаж из фрагментов картин да Лемпике. Сам клип снят в голливудском стиле, который так близок самой Лемпика.
После Второй Мировой войны она много ездила по Америке, Франции, России и Кубе, пыталась рисовать в абстракционистской манере, но ее попытки провалились. В конечном итоге, она решила сойти со сцены. После смерти второго мужа она переехала с дочерью в Москву, где продолжила рисовать.
В 60-е, на волне возрожденного интереса к ее рисункам, Тамара прервала молчание. Она вернулась к свету рампы и оставалась на первых ролях до своей смерти – до 1980-го года. Умерла Де Лемпика во сне.
Де Лемпика создала себе плохую репутацию. Художники считали ее посредственностью, которая пыталась изображать из себя знаменитость. Современники считали ее заносчивой и развратной. В Голливуде ее называли "баронессой с кистью" не были ей рады. Для них она была лишь "странной славянкой".
Спасибо за интересный пост об очень яркой личности и художнице, по-моему, не заслуженно отодвинутой во второй ряд классиков стиля. К сожалению, в тексте много неточностей. Sorry...