Ступеньки развития
14-01-2010 23:15
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ПО СТУПЕНЬКАМ РАЗВИТИЯ РУКИ И МОЗГА
В 1980-е годы мир с трепетным волнением рассматривал фотографии внутриутробного развития ребенка, сделанные с помощью специальных приборов до появления ребенка на свет. Неделя за неделей, месяц за месяцем специальный объектив снимал чудо развивающейся жизни. Вот появляются органы, вот видно, как формируется мозг. А вот еще не рожденный ребенок сосет в утробе матери свою руку. Р у к а и м о з г в утробе формируются параллельно.
У появившегося на свет младенца рука сжата в кулачок. Она еще ничего не умеет. Но не пройдет и года, и эта рука и этот мозг овладеют многими человеческими способностями. Рука умнеет “не по дням, а по часам”, если взрослые правильно к ребенку относятся.
В три года ребенок уже сумеет и себя одеть, и о себе рассказать. В пять лет при правильном воспитании — это уже человек разумный”. Не случайно великий писатель, философ и педагог Л. Н. Толстой написал о первых пяти годах жизни: “Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много и так быстро, что всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние
“Эпоху” — от О до шестого года жизни — мы представим в форме своеобразной «летописи» - описания ступенек развития руки и мозга, ступенек развития психомоторики. Дадим также рекомендации и советы, какие игры и упражнения будут наиболее полезны на каждой из этих возрастных ступенек.
ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗни. МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ
Первый месяц.
В течение первого месяца большинство детей лежит в особой позе на боку, с сильно напряженной одной рукой и сжатой другой. Если головку ребенка повернем на другую сторону, прежде напряженная рука сожмется, а сжатая станет напряженной. В таком положении обзор младенца невелик, но он видит свои ручки. Собственная рука в этот период бывает одним из главных предметов, на который направлено его внимание. движения ребенка отрывисты и конвульсивны. Ручки сжаты в кулачки. Пощекочите малышу пальчики - кулачок разожмется и тут же сожмется. Вставьте в его кулачок свой палец - малыш с силой сожмет его. А если взять ребенка под мышки и «поставить», то как только его ножки коснутся твердого, малыш начнет делать шажки. Это так называемый рефлекс хождения. После третьего месяца он исчезнет (ходить начнет в конце первого года жизни).
Второй месяц.
Скачок в развитии произошел, но ручки еще сжаты в кулачки. Взгляд более определен и направлен. Умеет уже встретиться с глазами матери, которая наклоняется над ним. Часто разглядывает свои ручки - они находятся на зафиксированном расстоянии. Появляется специфически человеческое - улыбка! Это первый общественный контакт.
Третий месяц.
Малыш лежит на спине, лицом вверх. Руки большей частью сжаты в кулачки, но если вложить что-либо в его руку, пальчики ухватятся и будут держать решительно и осознанно. В это время подвешивают к кроватке игрушки так, чтобы малыш мог, слегка вытянув руки, до них дотянуться. Если то, что держит в руке, мы приблизим к его полю зрения, то будет долго рассматривать. Может поднимать и немного удерживать головку поднятой. Развивается зрительное внимание. Может сам найти лицо мамы глазами. Появляется то, что называют – «комплекс оживления»: улыбка, радостное возбуждение, которое ребенок выражает всем телом. Разводит ручками, смотрит, взволнованно дышит, раскачивается, снова смотрит. Малыш начинает проявлять себя голосом, а не плачем. Издает горловые звуки - звуки хорошего настроения. Появляется непреодолимое желание дотянуться до предмета, схватить его, например, игрушку над кроваткой.
Четвертый месяц.
Пальцы не сжаты. Ощупывает одной рукой другую, игры с пальцами в это время любимые. Четырехмесячный человек уже умеет держать погремушку, размахивать ею, а иногда ему удается поднести погремушку ко рту (рот - захватывающий пока орган и еще им долго будет). Если удается самому ввести игрушку в поле зрения, то появится игра глаз и руки, движения руки под контролем глаз и этот процесс будет совершенствоваться до самого взросления. Четырехмесячный малыш умеет смеяться, любит, когда с ним играют в “ку-ку” - прячут лицо и снова показываются.
П р и м е ч а н и е. Японские специалисты считают, что в это время малыш может быстро научиться плавать, если его этому обучать, а другие специалисты заявляют, что до четырехмесячного возраста ребенок лежит на воде и не тонет: так его создала и охраняет природа.
Пятый месяц.
Высоко поднимает голову, разглядывает все вокруг, умеет делать «самолет». Сам переворачивается. Если дадите малышу два пальца, он сразу же крепко их схватит и начнет подтягиваться, попытается, подтянувшись, сам сесть. Лежа на спине, поднимает голову и ноги и хватаем себя за ступни, притягивает их к голове, берет в рот пальцын ног. Если рядом предметы, то хватает их, сразу тянет в рот. Любит ощупывать предметы и снова брать в рот, вынимать, рассматривать. Xватaниe и ощупывание предметов имеет большое развивающее значение. Это не только упражнения моторики, но и разума, это познание, это упражнения в мышлении и памяти.
Шестой месяц и полгода.
Вступление в “четвероногую стадию” словно повторяет формы развития четвероногих животных предков. Когда малыш сидит на коленях у мамы или папы, то умеет схватить со стола предмет, который понравился ему. Умеет в каждую руку взять по предмету или один предмет ощупывать двумя руками, “изучать”, попробовать. Умеем предмет схватить, удержать, отпустить. И делает это не менее ловко, чем хватает. Но сжимать и отпускать схваченное еще полгода будет одним из преобладающих “упражнений”. Целенаправленная манипуляция и перекладывание из одной руки в другую представляют прогресс в познавательной технике. Ребенок хочет “добраться до сути”, узнать. Овладев манипуляцией, он сделал шаг вперед в обучении. Приобретает опыт предметно, материально понимать причину и следствие: надавишь игрушку — она пищит, толкнешь машинку — она покатится. Появляется похлопывание, постукивание одной игрушкой о другую.
Седьмой месяц.
Малыш настойчиво упражняет пальцы. После шести месяцев, когда уже достигнуты большие успехи в хватании предметов, продолжается совершенствование в столь важном деле. Психологи отмечают, что ведущий до этого вид деятельности ребенка — эмоциональное общение со взрослым — сменяется на предметную деятельность. Взрослый организует «деловое общение” с ребенком по поводу манипуляции с игрушками. В процессе этих действий младенец узнает и запоминает названия предметов. Не говорит, но многие названия уже знает и глазами показывает. Например, поворачивает в нужном направлении голову, отвечая на вопрос: “Где у нас люстра?”.
Восьмой месяц.
С восьмого месяца начинает интенсивно работать не только большой палец руки, но и указательный. Предпринимает попытки уже не только снимать крышки, но и пытается закрывать их. Пытается проталкивать в коробочках, устроенных по типу спичечного коробка, их серединки, и не всей кистью, а лишь указательным пальцем. Пока это еще получается не всегда, но тренировки идут постоянно. (Если взрослые обеспечивают коробками, крышками, кастрюлями.) Пытается, поднявшись, переступать вдоль опоры, падает и снова встает «на тренировки», чтобы достичь того заинтересовавшего предмета, что лежит на другом краю дивана-опоры. Ползает и подползает к ярким предметам, чтобы «изучить» их цепкими хватающими кистями рук и подушечками пальцев. «Контроль качества» ртом остается, так как губы и язык дают дополнительную информацию о предмете.
Девятый месяц.
Крупное событие в развитии тонкой моторики и внимания. Если поставить перед малышом большой и малый предметы (две игрушки), то внимание сначала будем обра- щено на малый, а не на большой. Берет предметы уже не хватающим, а загребающим движением. Обычно сначала трогает указательным пальцем, а потом берет двумя пальцами. Малышу удается поднять так, двумя пальцами, шарик, другие легкие маленькие игрушки.
Значит, созревание нервных путей для овладения умениями дошло до кончиков пальцев. И это центр прогресса в развитии мышления. Наступила пора, когда ребенок до всего дотрагивается кончиками пальцев, всюду пытается вставить пальчики, пытается подобрать с пола нитки, мелкие предметы, семечки, камушки, бусинки, всякий мусор, лезет во всевозможные отверстия, в замочные скважины, в дырочки, розетки.
Если поставить перед ребенком пластмассовое ведерко, то малыш сначала прикладывает к нему то, что у него в руке (а в руках он теперь постоянно что-то держит) или в обеих руках. Сначала прикладывает с внешней стороны, а затем с внутренней. Предмет при этом не отпускает, так как не совсем хорошо умеем разжимать пальцы. Все пустые предметы пытается чем-то заполнить. Скачок в развитии моторики приводим к скачку в развитии речи. Начинается слоговое бормотание. Часто слышно «ма-ма», «да-да» , «ня-ня», но это еще не речь, просто ребенок играет со звуками. О словах можно говорить тогда, когда он будет использовать определенный комплекс звуков — слово для обозначения какой-либо вещи или действия о с о з н а н н о.
Десятый месяц.
Классическая пора ползания. А ползание — это дорога открытий. Хорошо получаются вставание, координация движения рукой и ногой. Доползает до всего, что его интересует, и поэтому получает множество развивающих импульсов. Интересуют мелкие предметы —научился подбирать их. Теперь источником развивающих импульсов может стать посудный шкаф. Изучает предметы всеми органами. Поэтому стучит ими (слушает), сует себе под нос и в рот (обоняет — пробует на вкус), касается —щупает (осязает).
Появляется неодолимое желание вставлять одну вещь в другую. Поставьте коробку или ведерко и несколько кубиков. Малыш будет всовывать кубики в коробку, но, не умея разжать пальцы, не всегда оставит их внутри. Выпустить вещь ребенку удается только рывком. Понадобится еще несколько месяцев, прежде чем он научится отпускать предметы. Ребенка стали занимать зависимости между частями предметов. Долго смотрит, что внутри игрушек. Делает важные открытия. Десятый месяц — это “университет радостного обучения”. Играет со взрослыми, если им это доставляет радость. Малыш как бы говорит своим поведением родителям: основной принцип моего обучения — радостное подражание. Пора домашних игр, развития способности учиться в радостном контакте с окружающими. С этого же месяца начинается обычно бесконечное выбрасывание игрушек из манежа-кроватки, которое почему-то вовсе не радует взрослых.
В н и м а н и е. Запуск мелких движений рук, связанных с включением в действие пальцев, сверхважен для дальнейшего развития. Специалисты (Э. Г. Пилюгина, Н. П. Павлова, М. М. Кольцова) считают, что если это сделано несвоевременно, то детям в дальнейшем будет очень трудно с обучением письму в школе.
Одиннадцатый месяц.
В десять месяцев малыш уже умеет делать “козу”, или “рожки”, пальцами (“бодается”). Относительно хорошо владеет пальчиками и руками. Новый рывок в развитии мышления — появляются так называемые “функциональные действия”. Если раньше с предметами малыш производил манипулирующие действия, то сейчас начинает использовать предметы функционально, т. е. по их целевому назначению.
Из кубиков пытается строить, из чашки только пить, а не играть ею, хотя, конечно, всякое еще случается, но куклу укладывает спать укачивая. “Ложка это ложка. Ложкой суп едят. Кошка – это кошка...”, — так уже мыслит малыш, как подметила поэтесса И. Токмакова.
Выбрасывание игрушек продолжается. Но ведь малыш не просто хватает и выбрасывает предметы, он наблюдает и слушает, как падают различные игрушки: одна катится, другая нет, одна громко стучит, а другая вовсе без стука на пол опускается. Ребенок готовится к овладению вершиной ручных и сенсорных способностей — к умению нанизывать кольца пирамидки.
Двенадцатый месяц и год.
Начинает самостоятельно ходить. Постоянно и активно рукой изучает все доступные места и вещи (в том числе пытается изучить и самые опасные, например, духовку горячую, утюг, включенные в сеть приборы типа мясорубки...). С предметами “работает” функционально, подражает действиям взрослых: правильно берет расческу, но причесывает себя пока своеобразно, хотя движения целевые. Лопаткой копает, ведерком носит. Пытается даже рисовать, писать — чиркает карандашом по бумаге. Нанизывает кольца на стержень пирамидки, одевать себя тоже пытается. Начинает говорить, в его речи уже 10—15 слов, заменяющих смысл целых предложений.
И. М. Сеченов писал, что вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть “привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром”.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote