• Авторизация


О Моржове и рабской психологии 18-07-2013 15:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Из переписки с Максимом о книге А. Иванова "Блуда и Мудо".

 - М. Скачал и сегодня дочитал, так как появился незапланированный провал в планах. Еду вот домой уже 
седьмой час. Все пришлось перенести на понедельник, поэтому просто читал. Книжка, действительно, 
написана с точки зрения литературной правильно: и сдвиги у героев, и шок у публики присутствуют. 
Но вот с точки зрения искусства - эстетической или прагматической - написана плохо. 
Начну с того, что искусственные герои поставлены в искусственные ситуации, в которых у них 
практически не было выбора. Интриги нет, все понятно минимум на три страницы вперед. 
Неожиданна только концовка, но она настолько неправдоподобна, что похожа 
на литературное самоубийство автора. Идеология персонажей убога своей однотонностью: автор создает 
несколько типажей, но в рамках одной и той же психологии рабства.  Главный герой ничем не отличается 
от всех, кого он "нагнул", разве что умнее придумал, как это сделать. В общем, ни один из персонажей 
мне не был симпатичен. 
Наверное, автор страдает острой ненавистью к людям, к женщинам в особенности. Возможно, эта книга - 
его реванш перед теми, кто его обидел? Иначе откуда ему набрать столько отрицательных героев и 
столкнуть их всех в одной деревне?
В том, что герой всех поубивал, нет ничего удивительного. Это заключительный штрих к портрету "
хозяина судьбы" в рамках той же рабской психологии: "или ты, или тебя". 
Сложно жить в России, никого не "нагибая", не правда ли? Говорят, на западе всем на тебя наплевать, 
но это совсем не так. Нормальные дружеские отношения есть, взаимного "нагибания" - почти нет. 
Смотришь на людей и печально от мысли, что самый опасный среди них - я. 
Опасный в смысле постоянной готовности к агрессии, привезенной из советского детства.
- И. Честно говоря, не совсем понимаю, что ты считаешь рабской философией? Была бы благодарна, 
если бы ты пояснил.
- М. Рабская философия - философия, рассматривающая отношения между людьми как отношения 
насилия и подчинения. В книге насилие и подчинение завуалировано, но тем не менее, оно есть, 
и нет ничего кроме. Моржов - это не более, чем раб, вырвавшийся на свободу и подчиняющий 
себе остальных. Он бы и рад иначе, но ведь не умеет.
Это как в советской армии - новобранцы испытывают на себе все прелести рабского положения, но почему они, 
становясь старослужащими, не меняют порядки? Потому, что им так проще?  Нет, не проще. 
Унижать ничем не лучше и не приятнее, чем быть униженными. Просто они не знают, 
что бывает иначе, и не умеют выстраивать отношения, хотя бы похожие на человеческие.  
Вот и Моржов - если бы это была книга о волчьих стаях, я бы ее принял. Но мы ведь люди, у нас есть еще 
и культура, гуманизм, и Христос уже 2000 лет как нам рассказал о том, как это надо было бы ...

- И. Спасибо, Максим за ответ. Умеешь ты объяснять кратко и чётко. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
хорошо написал сей Максим, единственное, с чем не могу согласиться - со словами о волчьей стае) - ибо в ней нет рабства).. впрочем, думаю, он и сам это знает, просто проскочило ради словца красного).. хорошего дня-вечера)..
Ответ на комментарий Такахаши_Омояра # Благодарю за отклик. Но насчёт волчьей стаи вы не правы. Там строгая иерархия подчинения вожаку. А вожак - самый сильный самец, доказавший это в бою.
).. благодарю, что просветила насчёт стаи).. а по существу, если - я прав) - ибо иерархия там, а не рабство).. семантика разная у этих слов).. и просьба -.. впрочем, воздержусь..
brombenzol 19-07-2013-04:58 удалить
Слово "рабская", на мой взгляд, не подходит по смыслу к тому, что говорит Максим. "Звериная", "волчья" - да, возможно. Потому что не в искусственно выстроенном мирке, где все добрые, а среди волков действие происходит (как я понял, эту книгу я не читал). Поддержу комментатора выше: иерархия - не рабство. Это как бы естественная среда обитания, увы.
Ответ на комментарий brombenzol # Я привела диалог не до конца. Вот мой полный ответ: Увы, так называемые общечеловеческие ценности в политике между странами остаются декларацией. Горбачёв пытался их осуществить на деле, но его же не поддержали, не стали разоружаться. В отношениях между людьми различных национальностей сказывается неравномерность развития. Многие ещё живут при феодализме с его ветхозаветной установкой "Око за око, зуб за зуб". А "с волками жить - по волчьи выть". Вот ситуация со Сноуденом. Как разозлились США, когда он раскрыл их подслушивание всех разговоров. Это же наглое нарушение прав человека, которым они похвалялись. Ну как в таком мире жить по христианским заветам? Наверное, это будет возможно лишь в далёком будущем. Однако, сейчас, наверное, возможны или уже есть лишь отдельные оазисы, где существуют человеческие отношения. Ответ Максима мне не понравился. Он написал, что с волками бороться бесполезно. Но он сам живёт и будет жить по другому. Получается, что у человека есть возможность выбора, по законам какого мира жить. Но так ли это?
brombenzol 19-07-2013-18:42 удалить
Ответ на комментарий ирина_каминская # Тут, на мой взгляд, есть один очень важный нюанс, который недопонимается обычно. Жить по-христиански (или не по-волчьи - неважно как назвать) можно только индивидуально. Не может быть никакого христианского (или любого другого идеологического - ну вот коммунистического, например) общества, ибо сразу начнут нагибать тех, кто не согласен. И вся идея тут же рушится. "Человеческое" общество - это то,в котором много отдельных людей, живущих по-человечески. Отсюда и выбор: живи сам по-человечески - и это самое большее и самое лучшее, что ты можешь сделать.
О! Ваша точка зрения совпадает с Максимом. Он написал: " Не знаю, как. Впрочем, это для меня не проблема. Сам живу как умею, а как живут остальные Моржовы - их проблемы. Учить их жить бесполезно, следовать их примеру тоже, так зачем по этому поводу напрягаться?" Вы объяснили почему так. И тем не менее, когда большинство будет жить по-человечески, начнётся другая история человечества. Но насилие останется по отношению к преступникам. Иначе нельзя. Но их будет меньшинство. Вот противоположное мнение о Моржове. Геннадий Быков, 14-07-2013 12:28 Ирина, про свое отношение к Моржову и к главному герою "Географа..."я писал раньше. Теперь же я одну из этих книг прочитал и отношение к Моржову изменил на противоположное. С моей точки зрения , это очень положительный и позитивный, но весьма трагический и "лишний" в нашей жизни персонаж ( и пусть в меня будут "бросать камни" абстрактные "гуманисты" и "защитники прав любого человека на жизнь", которым, видимо, никогда еще не представляли нож к горлу в темном переулке ( в буквальном смысле ) такие вот "люди", одного из которых , надо сказать, совершенно неожиданно для меня, убивает в заключительных эпизодах книги Моржов)... Личную антипатию к герою "Географа..." я еще не преодолел, но книгу со временем обязательно прочитаю...


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О Моржове и рабской психологии | ирина_каминская - Дневник ирина ив | Лента друзей ирина_каминская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»