• Авторизация


Художник Константин Крыжицкий. "Повеяло весной". Почему из-за этого прекрасного весеннего пейзажа художник решил расстаться с жизнью. 12-03-2025 23:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Алевтина_Серова Оригинальное сообщение

16 (700x518, 173Kb)
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858 - 1911). "Повеяло весной", 1910 год

Почему из-за этого прекрасного весеннего пейзажа художник решил расстаться с жизнью

На этой картине художник изобразил заснеженный весенний лес, который только-только начинает просыпаться после зимней спячки. Солнечный пейзаж наполнен тёплым спокойствием и хорошим настроением, вот только самому автору он принёс чрезвычайно трагические последствия. Почему же так получилось?

Константин Яковлевич Крыжицкий был мастером реалистичного жанра. Он старался писать свои картины с фотографической точностью, неоднократно ретушируя отдельные фрагменты и доводя их до совершенства. Не стала исключением и его работа под названием «Повеяло весной», которая словно переносит нас в мартовкий лес и заставляет ощутить дыхание свежего ароматного воздуха.

Закончив картину осенью 1910 года, художник, совместно с другими своими работами, отправил её на выставку в Лондон, где полотно было встречено многочисленными комплиментами. В 1911 году пейзаж вернулся в Россию, где также получил массу положительных откликов.

Однако не все люди умеют радоваться чужому успеху. Некий непопулярный художник Фома Рейлян позавидовал славе Крыжицкого и опубликовал о нём разгромный пасквиль, который стал роковым в жизни Константина Яковлевича.


В злосчастной статье говорилось, что картина Крыжицкого «Повеяло весной» является ничем иным, как плагиатом картины Якова Бровара «Зимний пейзаж. Вид Беловежской пущи», созданной им в 1908 году.

Эту тему сразу же подхватили многие газетчики, художники, да и просто сплетники. Начались активные обсуждения двух картин, которые были явно не в пользу Крыжицкого, ведь картина Бровара была написана гораздо раньше, при этом оба пейзажа действительно похожи.

Однако были и те, кто считал мысль о плагиате чушью, поскольку сходство картин сводится лишь к сдвоенному дереву с правой стороны пейзажей, да и оно написано художниками совершенно по-разному.

Наиболее дотошные исследователи выяснили, что картины так похожи между собой, поскольку художники писали их с одной и той же фотографии, сделанной кадровым российским офицером Евгением Вишняковым. Он был страстным и талантливым фотографом-путешественником, любившим публиковать свои работы. В 1894 году Вишняков выпустил альбом «Беловежская пуща. Наброски пером и фотографиею», который состоял из 40 снимков. Вероятно, именно там Бровар и Крыжицкий увидели то злосчастное фото.

Сам Константин Крыжицкий был человеком очень мнительным и ранимым. Он крайне тяжело переживал травлю, пытался оправдываться, говорил, что никогда не видел картины Бровара. Многие верили ему, но тем не менее, скандал оказал необратимое влияние на психику художника.

В результате 4 апреля 1911 года мастер ушёл из жизни, оставив записку:

«Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все... дорогие, хорошие... Был ваш и ухожу с мукой о вас... Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил... Райлян судит Крыжицкого!»

Трудно сказать, хотел ли Райлян именно такого исхода, однако эта история наглядно демонстрирует то, к чему может привести банальная человеческая зависть.
Источник


Спасибо за ваши комментарии!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
aia0 13-03-2025-08:15 удалить
Здравствуйте, Николай!

Сейчас две трети художников с фото работают вместо этюдов и я часто так делаю, но вот к фотоэтюдам отношусь творчески... и что? Зависть среди художников всегда есть, и это не повод на нее реагировать. Вообще для ухода из жизни человеческие страсти не повод, повод только опустошенность, когда мир тебя исчерпает и ты перестаешь наполняться, однако тогда Творец сам и разберется с твоим телом, как бы выбросит изработанную, стертую кисточку или приспособит под что то еще. Мы не можем сами уйти из жизни, по своей воле. Это все роли такие ...
Здравствуйте, Арина!
Да, совершенно с вами согласен. Но, с другой стороны, у каждого разная психика.
aia0 14-03-2025-09:07 удалить
Ответ на комментарий Николай_Пономарёв # В общем да, психика строится из калейдоскопа житейского опыта, а он разный у всех.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник Константин Крыжицкий. "Повеяло весной". Почему из-за этого прекрасного весеннего пейзажа художник решил расстаться с жизнью. | Николай_Пономарёв - Дневник Николай_Пономарёв | Лента друзей Николай_Пономарёв / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»