Первый Всероссийский конкурс для руководителей образовательных учреждений
[Директор школы - 2010k открылся пресс-конференцией [На пути к новой школе. Роль
директора в модернизации общего образованияk, которая состоялась 20 января в
пресс-центре [РИА Новостиk. В конференции приняли участие члены оргкомитета
конкурса и эксперты в области управления образованием.
Открыл пресс-конференцию Константин Михайлович Ушаков, председатель жюри
конкурса, главный редактор журнала [Директор школыk. Говоря о цели, идеях и
основных этапах конкурса, К.М. Ушаков подчеркнул, что это конкурс не ресурсов, а
умения ими распорядиться: [Нам показалось очень важным поддержать тех людей,
которые в условиях ограниченных ресурсов находят решения проблемk.
Исаак Иосифович Калина, заместитель Министра образования и науки РФ, подчеркнул
практическую значимость конкурса и рассказал о намерении Министерства
образования использовать школы-лауреаты конкурса в качестве баз для стажировки
директоров участников федеральных программ повышения квалификации. И.И. Калина
выразил уверенность в том, что [ключевая фигура в школе это директор школы,
который собирает учителей и создает условия для эффективной работыk.
По мнению Ярослава Ивановича Кузьминова, ректора Государственного университета
Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), [ключевым ресурсом образования является
преподавательk, и очень важно этим ресурсом грамотно распорядиться. Я.И.
Кузьминов предложил рассматривать школу [в более широком контекстеk: как
институт, на который можно опираться в решении социальных, муниципальных
проблем, [как один из ключевых агентов социальной жизни в своем городе, районеk.
Школа это не только образование, подчеркнул он.
Николай Николаевич Прянишников, Президент компании Microsoft Россия, выступающей
партнером конкурса, рассказал о роли информатизации школ в совершенствовании
образовательных процессов: изучение информационных технологий в школе и активное
использование информационных технологий в учебном процессе помогают [готовить
молодое поколение к жизни в современных условияхk.
Член жюри конкурса и директор центра образования [Царицыноk 548 Москвы Ефим
Лазаревич Рачевский, говоря о конкурсе, подчеркнул, что [такой конкурс нужен,
для того, чтобы нашему директорскому сообществу были предъявлены некие успешные
ходыk.
В блоке ответов на вопросы журналистов были рассмотрены актуальные проблемы и
тенденции в сфере общего образования и задачи, с которыми сегодня сталкиваются
большинство директоров школ. Обсуждая вопрос [Кто такой директор: [учитель 1
или менеджерk, участники сошлись во мнении, что противоречия здесь нет,
необходимо объединять оба направления. По мнению К.М.Ушакова, [те системы
успешны, где основной функцией директора является обучение персоналаk. Я.И.
Кузьминов подчеркнул, что [личный пример и личные отношения, которые выстраивает
директор ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер
не являвшийся учителем, не может руководить школойk. Н.Н.Прянишников особое
внимание обратил на важность лидерских качеств и умение вести за собой людей:
[быть директором школы существенно сложнее, чем руководителем современного
бизнеса: меньше ресурсов, а задач большеk. По мнению К.М. Ушакова, одна из
главных задач директора [выработать миссию организации и сделать ее личным
делом каждогоk, ведь педагогическая работа не возможна без осознания миссии.
И.И. Калина представил портрет среднестатистического директора сегодня: [не
пожилойk, имеющий высшее образование, бывший учитель, либо завуч,
директоров-мужчин больше в процентном соотношении. [Сегодняшний директор очень
разный. В этом есть хорошее и в этом есть определенные проблемыk, которые
помогают решать существующие программы повышения квалификации и аттестации.
Участники обсудили, стоит ли привлекать в школы (в том числе и на позиции
директора) людей из других сфер. По мнению И.И. Калины, [процесс прихода в
начале 90-х директоров не из школы не всегда был отрицательнымk. С ним
соглашается Е.Л. Рачевский, подтверждая, что иногда преподаватели из других
областей [гораздо квалифицированнее, чем выпускники педвузовk. И.И. Калина
предложил новую модель подготовки преподавателей совмещение образования в
классическом вузе и психолого-преподавательской магистратуры.
Активную дискуссию вызвал вопрос общественной роли директора и зависимости
директора от властных структур. И.И. Калина подчеркнул, что [директор свободен в
своих действиях, если они не противоречат законодательным нормам и нормативным
документамk, но, конечно, важно наладить взаимодействие между директором и
властью для эффективной работы. Е.Л. Рачевский высказал мнение, что [школа
должна доказать свое право на свободуk: если школы пользуется доверием общества,
то и власть будет давать ей больше свободы. Я.И. Кузьминов отметил, что
конфликты у руководителей школ и местной власти очень редки, так как школы
сконцентрированы на решении только образовательных проблем и в жизни сообщества
не активно не участвуют.
Полная запись конференции и дополнительные материалы доступны в разделе [
Пресс-центрk
.
Состоялась пресс-конференция [На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образованияk