• Авторизация


Четыре уровня опыта 16-10-2012 06:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Подтверждение  этих  потребностей  организмом  матери  имеет 
далеко идущие последствия для психофизического развития ребенка. 
Здесь рассматриваются нижеследующие  4 уровня  (уровни, которые  
имеют особую значимость в телесно-психотерапевтической практике).


   Опыт научения на телесном уровне
   --------------------------------

   На этом наиболее фундаментальном уровне индивид познает, что 
он может доверять своим телесным импульсам и следовать им. Плод 
может отдать себя пульсациям жизни: чередованию активности  или 
пассивности, напряжения  или  расслабления, активного "делания"   
или  простого   присутствия.   Саморегулирующиеся  вегетативные  
функции  его  тела могут  развиваться  беспрепятственно.   Тело 
ребенка  испытывает  наслаждение  в  океаническом,   насыщенном  
энергией   существовании   и   беспрепятственном   движении   в 
пространстве.   Индивид  на  этом   уровне   привязан  к своему 
телесному "Я" (self). Я - это мое тело, мое тело - это Я.


   Опыт научения на психологическом уровне
   ---------------------------------------

   Неосознаваемое  эмоциональное существо  занимает  центральное 
место в опыте   объединительной  привязанности.   Ребенок  живет   
в своем бессознательном. В течение всей жизни он не оставит этой 
основы  своего бытия.  Бесознательное  будет   отодвигаться  все 
дальше  и дальше  на  задний план,  в то время как  осознаваемые 
чувства и  действия происходят  из  этих   "диффузных  истоков": 
возникают идеи,  являются  озарения-инсайты,  поднимаются эмоции, 
слова приходят  как бы  сами собой  и т.д .  Датский  специалист  
по психологии развития  Фоссен (Vossen) описывает это  следующим 
образом: "Этот способ выражения затрагивает [...]   индивида  до  
такой  степени,  в которой  он  диффузно,  эмоционально,  неясно 
сознательно или  бессознательно участвует  во  взаимодействии  с 
миром,  с людьми  и  своим  собственным опытом.  Это  опыт того, 
чтобы быть участником, быть включенным  и  принятым,  [...] быть 
связанным с другими,  быть эмоционально вовлеченным,   позволять  
чему-либо происходить или  что-либо испытывать. Это относится  к 
объединяющей  части опыта  и  [всей]  личности;  создает основу, 
сердцевину и цельность индивида, его  интеграцию.  Это - матрица 
всего  опыта,  всех  эмоций" (Vossen, 1970).  Один  из    первых 
психоаналитиков   Отто Ранк   высказывает  сходную  точку зрения 
в примечательном  утверждении,  связывающем   эмбриональный опыт 
с бессознательным    и   фрейдовским   "Оно"  ("Ид"):  "первично 
психологическое,     истинно     бессознательное,    оказывается  
эмбриональным    аспектом    психики,     который     существует   
неизменноым  в растущем  "Я".    Этот   аспект   подразумевается  
в психоанализе под термином  "Ид" (цит. по  Janus, 1993). Говоря 
кратко:  испытываемый индивидом  эмоциональный  опыт   формирует 
его  психологическое "Я".   Я -  это  мои  эмоции,  мои эмоции - 
это Я. 


   Опыт научения на социальном уровне
   ----------------------------------
   На уровне отношений - в данном случае полной зависимости от 
матери - индивид познает на самом фундаментальном уровне,  что 
он  может создавать свою целостность в отношениях с другими. А 
именно  то,  что  "внешний"  мир   может   бережно  хранить  и 
поддерживать его.  Это -  основа   базового  чувства  доверия, 
которое позволяет  людям вступать  в близкие взаимоотношения и 
является существенным для мгновений  блаженства, испытываемого 
в  моменты  подчинения  или [эмоционального] слияния   с ними.  
Здесь  находятся корни  стремления   мирно  сосуществовать  во 
взаимном согласии  и  способности  эмоционально резонировать с 
другими  человеческими существами. Это   индивидуальный   опыт 
соединения собственного  "Я"  с  "Я" других людей. Я - это ты, 
ты - это я. 


    Опыт научения на духовном уровне
    --------------------------------

   То, что  существование до рождения  может включать ощущения, 
которые можно описать не иначе,  как духовные - это наблюдение, 
которое  неоднократно упоминает С.Гроф в своих описаниях опыта, 
полученного людьми под воздействием ЛСД: "Опыт  непотревоженной 
пренатальной  жизни [...]  включает  блаженное,  неразделяемое, 
океаническое  состояние   сознания   [...]   опыт  космического 
единства [...] участники экспериментов заявляют о полной потере 
своего "Я" и в то же время говорят, что их сознание расширилось 
настолько, чтобы воспринимать всю вселенную. Они чувствуют себя 
поглощенными    благоговением,    смиренными    и    совершенно 
незначительными  и  в  то же самое время   испытывают   чувство 
потрясающего  достижения  [...]   иногда  даже  идентичности со 
Всевышним...  Это чувство слияния с окружающим миром и ощущения 
единства    воспринимающего     с   воспринимаемым    объектом" 
(Grof,  1983;  in Janus, 1993).     Для   достижения   подобных 
состояний психодинамическая телесная психотерапия не использует 
медикаментов,    но   именно    это  происходит    с    помощью 
психотерапевта,     который    символически    выполняет   роль 
заботливого      "как бы" - внутриутробного   окружения.    Это 
столкновение   может  приводить   к достижению духовного опыта, 
который произрастает из глубинного контакта с другой личностью. 
С этой точки зрения  духовные   привязанности    очень    тесно 
переплетаются с социальными привязанностями. Они проявляют себя 
в чувствах привязанности и любви  к другим людям,  человечеству 
в целом,  природе  и  другим  живым существам.  Индивид ощущает 
себя взаимосвязанным со всем  сущим.  Я - это все, все - это я. 

------------------------
Комментарий переводчика.

   Описываемые И.Кренц психологические состояния,  используемые 
в телесной психотерапии  (см. выше) - "мгновения   блаженства и 
эмоционального слияния" или "слияния с окружающим  миром" - это 
и есть упомянутые нами  ранее   измененные  состояния сознания. 
Когда взрослый человек  испытывает  особые  состояния сознания, 
как бы возвращаясь в детство, в период внутриутробного развития 
и связанные  с  переживанием океанического блаженства, единства 
со всей Вселенной,  возвышенного  экстаза,  "прорыва"  в  сферы 
высшего состояния бытия и сознания и проч.- то ранее казавшиеся 
для   него   неразрешимыми   проблемы   становятся   мелкими  и 
несущественными.   А  обременявшие  его   стрессы,   навязчивые 
негативные мысли   и  банальные  житейские  перипетии,  до того 
занимавшие его чувства,  как бы  растворяются  в этом состоянии 
единства с миром...  и уходят прочь. Подобный  способ выхода за 
пределы обыденности  и  разрешения,  "снятия"    противоречий - 
фундаментальный  механизм  психотерапии    (впрочем,   общий  с 
религией -  особенно  наглядны  здесь  параллели  с  восточными 
религиозно-философскими  воззрениями   о  единстве  мира). 

И.Кренц "Свобода через связывание. О психодинамической  телесной  психотерапии"  
 (Freedom  through  Bonding.  On the Nature of Psychodynamic Bodytherapy -  Hamburg,  
1999).

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
очень интересно! спасибо!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Четыре уровня опыта | Дядюшка_Шу - Лаборатория Дядюшки Шу | Лента друзей Дядюшка_Шу / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»