• Авторизация


Волшебная жемчужина Урала 07-07-2016 17:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[450x275]Моя статья, опубликованная в №3 за 2016 год российского географического журнала "Живописная Россия" о древнем городе Пермского края - Чердыни.

«Самое прекрасное и таинственное место на земле!» Эти слова Мария Владимировна Романова, потомок императорской династии Романовых, адресовала самому древнему городу Урала – Чердыни. И как тут не согласиться с княгиней. Первое, что ощущаешь, когда впервые окидываешь взором величественную панораму с высокого берега реки – необыкновенную древность и загадочность этого города. Кажется, что здесь легенды воплощаются в  реальность, а прошлое сливается с настоящим.

Чердынь – древний и загадочный город на севере Пермского края. Настоящий музей под открытым небом. Он стоит на семи холмах над рекой Колвой на правом ее берегу уже более десяти веков. С ее высокого берега и открывается величественная и завораживающая панорама. Сейчас это один из самых маленьких городов Пермского края с населением всего лишь порядка 5 тысяч человек. Город входит в Перечень исторических городов России.

Название города происходит, согласно гипотезе, выдвинутой А. С. Гантман, от двух коми-пермяцких слов: чер — «приток» и дын — «устье», — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Согласно другой версии, название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в ее устье, именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»). Современное название речки — Чердынка — вторично, дано по названию города. В писцовых книгах XVI—XVII вв, в государевых грамотах и других указах Чердынь называли Пермью Великой, отождествляя ее с наименованием исторической области.

[700x466]

Точных сведений о дате основания Чердыни нет. Город возник в районе, издревле заселенном предками коми-пермяков. На территории города найдены медные идолы и керамика ломоватовской культуры VIII—IX вв. (Вятское городище), украшения и оружие родановской культуры XIII—XIV вв. (Троицкое городище). В окрестностях Чердыни — Покче, Лобанихе и др. находились древние поселения коми-пермяков. Русский город возник на месте одного из таких поселений.

В русской историографии XIX в. Пермь Великая отождествлялся с мифической скандинавской Биармией, центр которой, как полагали, находился в районе Чердыни, которая в X—XII вв. вела обширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северными народами (Югрой).  Биармия впервые упоминается в рассказе о странствии средневекового норвежского путешественника Оттара из Холугаланда, состоявшемся в период между 870 и 890 гг. Как сам Оттар объяснял английскому королю Альфреду Великому, Холугаланд был самым северным краем современной ему Норвегии. Далее на север жили только лапландцы. Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттар отправился вдоль берега на север, через несколько дней должен был ждать попутного ветра, чтобы плыть на восток, а затем повернул на юг, где его корабль вошел в устье большой реки. Там жили не лапландцы, а бьярмы, язык которых похож на финский, и поэтому Оттар и его спутники могли с ними объясняться. В отличие от кочевых лапландцев бьярмы жили оседло, занимались земледелием и были богаты. Известны также рассказы о еще нескольких путешествиях в Биармию около 920, 1026 и 1090 гг. В них сообщается, что викинги вели с местными жителями торговлю, закупая беличьи, бобровые и собольи меха, и расплачивались за них деньгами, после чего начали войну и ограбили святилище бога бьярмов Юмалы. Этот бог считается финским, но его описание в рассказах указывает скорее на сибирское происхождение культа.

Ранняя история Чердыни нашла отражение в русских летописях, а также в писцовых и переписных книгах. Первое упоминание о городе встречается в Вычегодско- Вымской летописи в 1451 г., когда великий московский князь Василий II направил в земли коми-пермяков своим представителем вереинского удельного князя Михаила Ермолича. Очевидно, обширная область верхнего Прикамья — Пермь Великая, центром которой была коми-пермяцкая Чердынь, — считалась областью, зависимой от Русского государства. В 1455 г. русский епископ Питирим предпринял первую попытку христианизации чердынцев, оказавшаяся неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства. В 1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» (повторное, дополнительное) крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь, ставший опорным пунктом укрепления феодальных отношений в крае. При монастыре был заложен первый на Западном Урале христианский храм — деревянная церковь Иоанна Богослова.

[700x438]
 

Первые великопермские русские князья опирались на местную коми-пермяцкую племенную знать (сотников, воевод). Однако положение князей было непрочным: русское население в крае было невелико. С востока угрожало Сибирское, с юга — Казанское ханства. Бывшие удельные князья лавировали между Русским государством и Казанским ханством (как и правители Вятской земли). Это привело к походу 1472 г., во время которого «горотки пермские», в том числе и Чердынь, были заняты русскими войсками. Возник русский город Чердынь, датой основания которого условно считают 26 июня 1472 г. (в этот день весть об успешном походе дошла до Москвы).
Чердынь стала военным, религиозным и административным центром Перми Великой. Здесь соорудили деревянный кремль, остатки которого обнаружены во время археологических разведок в 1972 г. Город начал играть важную роль на основном годном пути в Сибирь. Население Чердыни и ее пригородов быстро росло за счет притока русских. Крестьяне под защитой города осваивали новые земли. В 1491 г. чердынцы приняли участие в разведках медных руд на Печоре.

Чердынь в XV —XVI вв. выдержала неоднократные набеги татар: в 1481, 1483, 1505, 1531, 1547,  1573, 1581 гг. — сибирских и в 1539, 1540 гг. — казанских. Врагам ни разу не удалось взять город. После падения Казанского и Сибирского ханств внешняя военная угроза для города миновала. В 1606, 1648 и 1671 гг. прошли выступления городской бедноты, а в 1612 и 1663 г. — восстания местные народностей.
В 1535 г., вместо сгоревшего был построен на Троицкой горе новый деревянный кремль, сохранившийся до начала XVIII в. Стены его состояли из «городней». Кремль имел 5-6 башен, 4 ворот, вал, ров, подземный ход. Внутри находился пороховой погреб и амбар для припасов и вооружения, которое было в XVII в. довольно небольшим. В лучшие времена насчитывалось 5 пушек, 11 пищалей и 156 ружей. Постоянный гарнизон в крепость вводили лишь во время военной опасности. Известно, что в 1662 г. он состоял из 20 стрельцов. Кремль охраняли сторожа — «воротники». Вокруг городского посада была вторая линия укреплений — острог из вертикальных бревен. В нем имелось 6 башен, 7 ворот, выводы для пушек в стенах и бойницы для пищалей над воротами. К концу XVII в. укрепления города обветшали и частично обвалились, подправляли лишь острог. В кремле располагались амбары, житницы посадских людей и Воскресенская церковь. Посад Чердыни был застроен очень плотно, поэтому он не раз выгорал при пожарах. Здесь находились административные здания, жилые дворы, монастырские и церковные строения, лавки, амбары, кузницы, винокурни, пивоварня.

В XVI в. Чердынь была основным административным центром Перми Великой. Чердынскому наместнику (затем воеводе) подчинялись Соликамский и Кайгородский уезды, Зюздинский край, земли печорских и вишерских вогуличей, плативших ясак.

Во второй половине XVI в. в Чердыни и уезде сложились органы земского выборного самоуправления. Старостами, головами, целовальниками выбирали, как правило, выходцев из зажиточных семей. В 1597 г. была учреждена Чердынская таможня. В XVII в. начала возрастать роль Чердыни как религиозного центра. В ней было два монастыря и 14 церквей. Иоанно-Богословский Монастырь был типичным духовным феодалом, владевшим дворами и лавками в посаде, земельными угодьями, рыбными ловлями и мельницей в уезде. В его владениях работали вкладчики 2, крестьяне, половники 3 и работные люди по найму. С 1632 г. монастырь вошел в подчинение более крупному— Троице-Сергиевой лавре. Некоторые чердынские церковнослужители активно занимались ростовщичеством, владели торговыми заведениями (в 1623 г. им принадлежало почти две трети городских лавок), землей, эксплуатировали труд половников. Церковники и зависимые от них люди составляли около 7% населения города.

В XVI в. в Чердыни проживало до 20% населения уезда. Седьмая часть посадских занималась сельским хозяйством — осваивала пригородные земли. Им принадлежало 7% пашни и более 6% сенокосов уезда. К середине XVII в. население города сократилось, но к концу столетия восстановилось, так как роль Чердыни на Камско-Печорском пути стала возрастать. По численности населения Чердынь занимала третье место на Урале (после Соликамска и Кунгура).

[700x394]
 

Русское население города составляли выходцы из посадов и уездов северного Поморья и отчасти из центра Руси. В городе жили также коми-пермяки, коми-зыряне, марийцы, манси, татары и карелы. Большая часть горожан (в 1579 г. — 79%, в 1623 — 84%) была беспашенной. Посадские платили денежные оброки в зависимости от имущественного положения и отдельно с доходов от торговли, ремесла, рыбной ловли и мельниц. Среди посадских было достаточно четко выражено имущественное расслоение. Так в 1623 г. «лутшие» составляли 2,6%, «средние» и «молодшие» — 38%, «самые молодшие», нищие и бобыли — 59,4% (почти две трети). К концу XVII в. деля посадской бедноты возросла до 76,2%.

Среди «лутших» особо выделялась семья Могильниковых, владевших обширными земельными угодьями, варницами, мельницами, амбарами. На эту семью работали до 127 крестьян и половников — вдвое больше, чем на весь Иоанно-Богословскиий монастырь. Могильниковы для своего обогащения использовали земские выборные должности. Некоторые из них вышли в первые ряды русского купечества (гостиная и суконная сотни). В это же время начали выдвигаться другие известные чердынские купцы — Алины, Юргановы и другие.

В XVI в. Чердынь превратилась в крупный центр ремесла и торговли. В 1579 г. здесь работали 49 ремесленников 25 профессий, но преобладали кузнецы и плотники. Посадским принадлежало 5 кузниц в городе и 7 варниц в уезде. В городе было 67 лавок. Некоторые посадские владели 3-4 лавками. В XVII в. развитие ремесла и торговли замедлилось. Большинство торговых заведений перешло в руки церковников и мелких владельцев — выходцев из среды низших слоев горожан и переселившихся в город крестьян. Оживление торговли в конце XVII в., было связано с освоением транзитного пути на Печору.

В XVI—XVII вв. Чердынь сыграла большую роль в освоении Сибири. Чердынские воеводы по царским наказам организовывали строительство сибирских городов, некоторые из них стали их первыми воеводами. В сибирские города направляли чердынских служилых людей, церковников, ремесленников, торговцев. С 1588 г. Чердынь стала одним из основных центров снабжения Сибири продовольствием, сохранив такое значение почти на целое столетие. Чердынские посадские люди и крестьяне осваивали сибирскую землю под пашню. Чердынь оставила свой след и в военной истории Русского государства: в 1611 г. из города отправлен вооруженный отряд в ополчение Минина и Пожарского для защиты Москвы от польско-шведских интервентов.

В XVII в. стал быстро развиваться другой северный город — Соликамск, стоявший на новом, самом коротком, пути в Сибирь. Чердынь осталась в стороне от него, и ее значение стало падать. Однако она продолжала быть центром самого большого уезда Перми Великой. Государственный административный аппарат в городе насчитывал 60 человек, что составляло около 2% населения. В 1613 году в Соликамск был перенесен и центр воеводства. К XVIII в. в связи с быстрым развитием Соликамска экономическое значение Чердыни сильно уменьшилось.

В 1640 г. вблизи Чердыни начал работать металлургический завод. В это же время Чердынь и Чердынский уезд становятся районами производства древесных строительных материалов. Чердынцы сплавляют лес по Колве, Вишере, Каме и Волге, торгуя им в Казани, занимаются выделкой деревянных изделий, сбыт которых неуклонно возрастает к концу столетия.

В индустриальный город Чердынь так и не превратилась, но зато она стала лесной столицей. На всем Урале и Западной Сибири славились чердынские лесорубы и плотники. Строительство шло и внутри города, строились новые соборы, но город оставался маленьким и удаленным. В XVIII в., во время процветания Прикамья, в городе насчитывалось всего 817 человек. Застроен город был неправильно, в основном одноэтажными деревянными домами. В 1792 г. случился новый пожар, еще более страшный. После него осталось лишь 35 дворов, сгорели крепость и все церкви.

В 1781 г. образован Чердынский уезд, просуществовавший вплоть до 1923 г. Чердынский уезд был самым большим в Пермской губернии, охватывал обширную территорию площадью 70 790 км2. В 1783 г. утвержден герб города Чердынь. Символ города – лося – можно увидеть в виде арт-объекта на площади перед автовокзалом.

В во второй половине XIX и начале XX в. в деле благоустройства города было сделано многое. 5 октября 1899г. был пущен в действие городской водопровод, построенный по проекту инженера А.Г. Гансберга, в основном на средства жертвователей, сбором которых, а также всеми строительными делами, занимался городской голова С.А. Верещагин.  С 1908г. центр города освещают уличные керосино-калильные фонари «Самосвет», выписанные почтой из Москвы. Электрическое освещение в Чердыни появилось в январе 1914г.,проект и устройство которого осуществила «Всеобщая компания электричества». Средства на обеспечение электроосвещением были заимствованы в Городском общественном банке и выплачивались в течение 24 лет. В разные годы велись работы по укреплению берега реки Колвы.

[700x437]


С XIX в. в городе началась регулярная прямоугольная застройка, сформировавшая современный облик города. В XIX в. Чердынь была «медвежьим углом» России, но это был настоящий древний город. Тогда в нем было 14 храмов и 2 монастыря (в основном они были разрушены в советское время), 602 здания, в том числе 33 каменных. Простота архитектурных форм и многочисленность памятников придавали городу неповторимый колорит.

В советское время Чердынь в основном известна как место ссылки Осипа Мандельштама. Хотя поэт пробыл там всего две недели в 1934 г. и после попытки самоубийства был переведен в Воронеж, от Чердыни и вынужденного туда путешествия в его творчестве остались хорошо заметные следы.

С Чердынью также связаны жизни известных писателей: М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. Южанинова, С. Ю. Володиной. Уроженка Чердыни российская писательница и поэтесса Светлана Юрьевна Володина многое сделала для родного города. В 1999—2000 гг. работала научным сотрудником краеведческой библиотеки Чердынского музея. Она вела архивы музея, содержащие огромное количество информации, которую позднее она использовала для написания книг. Ей были обработаны сказки и сказания Чердынского края, на основе которых она написала книги «Легенды и сказания Чердынской земли» (2004 г.), «Золотая мельница. Чердынские сказки» (2009 г.). «Чердынь — тайна вечная…» (2000 г.). За книгу «Сказки Древней Чердыни» (2008 г.) в 2009 г. она была удостоена всероссийской литературной премии им. Петра Павловича Ершова.  А книгу «Святого узника душа. Зачердынская быль» (2005 г.) она посвятила 405-летию заточения и смерти московского боярина Михаила Никитича Романова. Михаил Никитич в июне 1601 г., лишенный звания, был сослан в Ныроб, Чердынского уезда, куда привезен зимой этого года, в кибитке, под присмотром пристава Романа Андреева Тушина и в сопровождении шести человек стражи. Прибывшие из Москвы стрельцы заточили Романова в сруб, опущенный в земляную яму. Доведенный до изнеможения, к весне 1602 г. (по некоторым источникам, к августу) он скончался. Прозван в народе «ныробский мученик».
Чердынь и Покча до сих пор сохраняют облик старинных русских городков с типичными усадебными хозяйствами и не имеют многоэтажной застройки. Значительная часть населения края придерживается старообрядческого христианства, хотя церкви преимущественно находятся в ведении Московского патриархата. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII в. и находятся в Пермской художественной галерее (г. Пермь).

Город можно назвать своеобразным музеем под открытым небом. Здесь взято на государственный учет и охраняется более 100 памятников истории и культуры. Некоторые из них просто уникальны. С 1947 г. продолжаются целенаправленные археологические исследования на территории города и района. На Вятском холме были найдены остатки металлургического производства – медные и железные шлаки, а также яма-кладовка, заполненная черепками посуды, костями животных, предметами, относящимися к пермскому звериному стилю. Троицкая гора всегда привлекала самое пристальное внимание археологов – еще ни одна из проведенных здесь экспедиций не обошлась без ценных находок.

[700x476]
 

Чердынь — город одноэтажный, выстроенный из добротных изб с редкими купеческими домиками пасторальных белых и голубых оттенков, и многочисленными церквями, в основном обезглавленными и полуразрушенными. Здесь почти нет автомобилей (местные ездят на мотоциклах), по неасфальтированным улицам бродят коровы и козы, а все местные жители знают друг друга в лицо. Берег Колвы покрыт белыми ромашками, а древние железные кресты на могиле Юргановых около Иоанно-Богословской церкви смотрятся не хуже, чем каменные кресты Англии или Ирландии. В городе нет ни одного завода, и воздух здесь чист настолько, что кажется сладким, в просторных низкорослых борах (где, кстати сказать, не встречается энцефалитный клещ — холодно) нога по щиколотку погружается в белый мох, а в поле вполне можно спугнуть стаю черных воронов.

В городе осуществляется комплексное историко-археологическое изучение Троицкого городища и превращение его в историко-культурный центр. Троицкий холм уникален тем, что это единственное незастроенное историческое место, которое можно использовать для воссоздания древнего кремля. Далеко за пределами края известен краеведческий музей им. А.С.Пушкина, являющийся гордостью города.  В 1899 г. в городе был открыт общеобразовательный музей в ознаменование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. В этом же году в городе был создан археологический музей. В 1918 г. оба музея слились в один Общеобразовательный музей имени А. С. Пушкина, с 1922 г. получивший свое современное название — Чердынский краеведческий музей имени А. С. Пушкина. Музейное собрание составляет более 110 тыс. экспонатов и включает в себя коллекции: археологическую, пермской деревянной скульптуры, старопечатных и рукописных книг XVI—XVIII вв., коллекции иконописи, этнографии, клады восточных монет. В этом музее есть возможность примерить на себя 50-ти килограммовые кандалы замученного в соседнем Ныробе боярина Михаила Никитича Романова.

В Чердынском районе удивительная по своему составу флора и фауна. Здесь можно встретить редкие экземпляры животных и растений. А слава о Дивьей пещере (длина ее около 10 км), могучем былинном богатыре-камне Ветлан, реках Колве, Березовой, Каме и Вишере, богатой рыбой, идет не только в нашей области, но и по всей стране.

Древнейший город Урала становится известным туристским центром Прикамья. Из Чердыни отправляются в походы на Дивью пещеру, на отроги Уральских гор, сплавляются по рекам Березовой, Колве, Вишере. А для тех, кто хоть однажды прошел по Чердынским таежным тропам, совсем по-иному начинают звучать старинные названия селений: Покча, Вильгорт, Янидор, Камгорт, Искор, Ныроб, Колва, Полюд.

Богатое историческое прошлое района вмещает в себя развитую сеть народных промыслов и ремесел. Здесь развивались резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, вышивка, вязание, плетение, металлообработка и гончарное производство. С целью возрождения прежних традиций создано муниципальное учреждение «Центр сохранения народных промыслов и ремесел», расположенное в бывшей лавке купца Черных. Особенно привлекает туристов салон-магазин «Народные промыслы и ремесла», где всегда широкий ассортимент товара мастеров гончарного производства, узорного ткачества, резчиков по дереву.

В последнее время широкой популярностью среди гостей пользуются вновь открытые Никольская (зимняя) и Прокопьевская (летняя) ярмарки, на которых предлагаются исключительно изделия народных умельцев не только Чердынского района, но и соседних с ним районов.

[700x347]


С недавнего времени в чердынском районе стал действовать центр памяти М.Н. Романова. Он получил широкую популярность как среди местного населения, так и в области. Основной темой работы центра и «Исторического театра» стали реальные трагические события, имевшие место в конце XVI и начале XVII вв., распространение знаний об историческом наследии. На основе исторических фактов составляются сценарии для театрализованного действия «Исторического театра», что позволяет приобщить к духовному наследию не только специалистов, но и общественность, подрастающее поколение, население края, туристов. Работа в этом направлении ведется постоянно. Благодаря этим театрализованным представлениям профессиональных и самодеятельных артистов гости города могут совершить увлекательное путешествие в историю.

Сегодня город известен широкой аудитории благодаря роману пермского писателя Алексея Иванова «Сердце Пармы», в котором описаны исторические события, происходившие в Чердыни во второй половине XV в. Здесь сохранилось множество исторических и археологических памятников XVIII-XIX вв.  Чердынский район давно известен кладоискателям, потому что именно здесь князья и купцы прятали свои сокровища, скрываясь от врагов, нападавших на Пермские земли во время междуусобиц. Наиболее ценные находки были перевезены в петербургский Эрмитаж, а остальное – хранится в краеведческом музее.

На протяжении последних лет в Чердыни проходит ставший традиционным фестиваль «Сердце Пармы» и межрегиональный форум «Русский мир». В рамках этих мероприятий в городе устраиваются научно-культурные конференции, сценические представления, направленные на формирование имиджа Чердынского района как потенциального туристического центра Прикамья. Любители истории располагают богатым краеведческим материалом, который ложится в основу научных трудов местных исследователей Чердынской земли. Жители города с особым трепетом относятся к истории своего края и тверды в намерении сохранить культурно-исторические памятники.
С берега реки Колва, рассеченного грандиозным оврагом, открывается захватывающая дух панорама Пермского края. На многие километры, до самого горизонта и за горизонт, здесь тянется черный еловый лес, не прерываясь ни одним городом или даже деревней. Вдалеке над лесом возвышается одинокая гора Полюдов камень (высота — 517 м), очертаниями похожая на океанский вал, у подножья которой стоит промышленный городок Красновишерск, и, если вам очень повезет с погодой, на самому горизонте вы увидите плоский горный хребет. Это — воспетое Астафьевым плато Кваркуш (высота до 1100 м, высшая точка — Гроб-гора), часть Уральского хребта, что тянется от казахский степей до Ледовитого океана, и за которым уже начинается настоящая Сибирь.

В облике Чердыни мало что изменилось за прошедшие сто лет. Пожалуй, даже в России очень мало мест, обладающих такой потрясающей атмосферой «глуши». Даже такие города, как Тотьма или Белозерск, по сравнению с Чердынью, представляются верхом цивилизации. Описать эту атмосферу словами очень сложно, но побывав здесь, вы действительно не просто прикоснетесь к истории страны, но и почувствуете, что такое настоящая русская глубинка, ощутите всю прелесть красоты Урала.

(c) Игорь Попов

статья опубликована в российском географическом журнале "Живописная Россия" (№3 - 2016)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Волшебная жемчужина Урала | obozrenie - Дневник Редактора | Лента друзей obozrenie / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»