• Авторизация


О женской фантастике и воображении. Постскриптум к прямому эфиру 18-02-2016 14:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[500x313]"История фантастики" для меня особенный цикл передач, созданный специально под моего соведущего писателя и критика Олега Комракова. Олег человек уникальный и талантливый, работать с которым для меня особенное удовольствие. Это происходит даже на этапах планирования, когда мы обсуждаем темы и героев передач. Еще раз я убедился в этом вчера, в прямом эфире, когда мы с ним говорили о трех леди советской фантастики - Ариадне Громовой, Валентине Журавлевой и Ольге Ларионовой.

Читал я произведения этих писательниц "на заре туманной юности". Помню как был восхищен творчеством Громовой, а вот Журавлеву я читал тогда мало, как и Ларионову.  Готовясь к передаче, я стал перечитывать всех троих и к удивлению для себя открыл великолепную прозу Валентины Журавлевой. Она просто поглотила меня и заставила забыть про окружающие обстоятельства. Особенно восхитил меня цикл рассказов "Мост над снежной пропастью" о психологе Кире Сафрай. И передача получилась под стать творчеству этих замечательных писательниц - яркая, эмоциональная, дискуссионная, веселая.

Ариадна Громова была личностью уникальной, под стать эпохе. Окончила историко-филологический факультет Киевского университета, кандидат филологических наук. Печаталась с 1935 года, активно работала в области литературной критики и литературоведения. Участница Великой Отечественной войны. В 1942—1943 годах была в киевском подполье, чему в дальнейшем посвятила свой первостепеннный роман «Линия фронта — на востоке». После войны жила в Москве, возглавляла секцию научной фантастики при Московской писательской организации СП РСФСР.  В жанре фантастики работала с конца 1950-х годов. Первое большое научно-фантастическое произведение, роман «По следам неведомого». Громова навалом переводила с английского и польского языков (в том числе, произведений Станислава Лема), была составителем различных сборников и антологий, участвовала в выпуске 25-томной «Библиотеки современной фантастики». Значительное местоположение в её деятельности занимали работы по теории и истории научной фантастики, в 1960—1970-е годы она была одним из наиболее известных критиков и теоретиков фантастики. Ряд ее литературоведческих работ посвящён утопии и антиутопии, творчеству С. Лема, А. и Б. Стругацких.

Второй роман писательницы, «Поединок с собой» (1962; 1963), описывает эксперименты по моделированию деятельности головного мозга, которые приводят к созданию искусственных мыслящих «антропоидов», в конце концов восставших супротив своего создателя и погибших сообща с ним. Затем Громова обратила на себя участливость повестью «Глеги» (1962), одной из первых в отечественной фантастики обратившись к теме вмешательства в ход развития другой цивилизации. В повести «В круге света» (1965) интересы писательницы сдвигается от «твёрдой научной фантастики» в сторону «гуманитарной»: герои — группа выживших в ядерной войне телепатов — решают для себя вопросительный мотив, могут ли они отстраниться от судьбы нового мира. Последний сольный роман писательницы — «Мы одной крови — ты и я!» (1967) — посвящён кроме того телепатии и контакту, но не с инопланетянами, а с земными животными. Позже в соавторстве с Р. Нудельманом Громова написала роман детективной фантастики «В институте Времени идёт расследование» (1971; 1973), герой которого путешествует в собственное прошлое и убивает самого себя, рождая бесчисленную цепочка парадоксов-«хроноклазмов».  13 ноября 1981 года, А. Г. Громова скончалась в Москве.

Валентина Журавлева мой фаворит в этой компании. один из лидеров советской фантастики 60-х годов. Родилась в г. Баку (СССР, Азербайджан), в 1956-м окончила фармацевтический факультет Азербайджанского медицинского института. Кандидат химических наук. Член Союза писателей с 1963 года.  Супруга другого известного фантаста Генриха Альтова (Альтшуллера), вместе с которым написала несколько произведений и являлась помощником в его работе над созданием теории сильного мышления (ТРИЗ-ТРТС-РТВ-ТРТЛ). С 1990 г. после кровавых событий в Баку, вместе с мужем жила в Петрозаводске (Карелия), а после его смерти в 1998 г. занималась систематизацией материалов и документов личного архива Г. С. Альтшуллера.

Писать фантастику начала еще в институте, а первая публикация состоялась в 1958 году – рассказ «Сквозь время». Дебют писательницы оказался таким ярким и мощным, что сразу же вывел ее на первые позиции отечественной НФ. В течение трех-четырех лет рассказы Журавлевой, основная тема которых касалась космических первопроходцев («Звездная рапсодия», «Буря», «Астронавт», «Орленок» и др.), отличались тонким психологизмом и романтическим настроем. Затем писательница на некоторое время замолчала. Второй этап творчества, приходящийся на конец 60-х и начало 80-х гг., отличался некоторой «приземленностью», большим реализмом и внутренней психологией героев («Придет такой день», «Некий Морган Робертсон», и др.). Тогда же она написала серию рассказов об исследовательнице-психологе Кире Сафрай, расследующей запутанные детективные дела («Снежный мост над пропастью», «Приключение», «Мы пойдем мимо – и дальше»). Скончалась в 2004 году.

Ольга Лариона жива до сих пор. Легенда среди женщин-фантастов. родилась в Ленинграде, окончила физический факультет Ленинградского университета, некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, в 1967 году окончательно стала профессиональным писателем. Её литературный дебют состоялся в 1964 (рассказ «Киска»), вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность — роман «Леопард с вершины Килиманджаро» (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости.

В конце 1960-х вышло ещё несколько ярких рассказов Ларионовой, объединённых в сборнике «Остров мужества» (1971), предисловие к которому написал Иван Ефремов. А затем на Ларионову «обиделась» советская цензура... Только во второй половине 1970-х негласный запрет на публикацию книг Ларионовой был снят. В печати появились повести её «чюрлёнисского» цикла. В начале 1980-х вышли авторские сборники «Сказка королей» и «Знаки Зодиака». В 1985 Ларионова опубликовала повесть «Соната моря», за которую через два года получила главную на тот момент советскую фантастическую награду «Аэлита». А в 1988-м вышла повесть «Чакра Кентавра», которая вызвала настоящий взрыв читательских восторгов. Учитывая, что примеры «космической оперы» в советской фантастике можно пересчитать по пальцам, немудрено, что этот яркий, увлекательный, гармоничный гибрид звёздных приключений с рыцарской сказкой пришёлся публике по душе. Ларионова живёт в Москве. В 2001 году Ольга Николаевна отмечена премией «Паладин фантастики» конгресса «Странник». В постсоветские годы она пишет мало, продолжая в основном цикл, начатый «Чакрой Кентавра».

Если вам не удалось послушать прямой эфир, то вы можете послушать его запись. Запись выкладываю в блоге. Передачу можно также послушать и скачать на сайте радио "Новая жизнь".


Слушайте, спорьте, не соглашайтесь, но не будьте равнодушными! Жду ваших откликов!

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О женской фантастике и воображении. Постскриптум к прямому эфиру | obozrenie - Дневник Редактора | Лента друзей obozrenie / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»