Ну а теперь мой виш-лист книг, которых жду в 2016 году на русском языке я.
[244x350]Первым в этом списке, конечно, идет мой любимый современный турецкий писатель Орхан Памук. Почему именно он? Да потому что он гений! Мне нравится все, что пишет Памук и поэтому я так ожидаю выхода его нового романа «Мои странные мысли» / тур. Kafamda Bir Tuhaflık (2014). Ради этого романа нобелевский лауреат Орхан Памук надолго уехал из Индии, где жил с женой, писательницей Киран Десаи. Потому что знал: хорошо писать о Стамбуле можно только в Стамбуле. И да, книга получилась очень реалистичной. Даже не книга, а мысли о жизни и стране, роящиеся в голове простого уличного торговца Мевлюта. Днем он вместе с отцом торгует йогуртом, а по вечерам с тележкой проходит по узким стамбульским улицам, предлагая желающим бузу — популярный слабоалкогольный напиток. Всю жизнь Мевлют хочет прыгнуть выше головы, перестать быть торговцем, получить образование. Он смотрит на своих соседей, родственников, детей и думает-думает. Как обычно у Памука, роман — подробный путеводитель по Стамбулу, причем в данном случае скорее политический, чем географический. Отвечающий на вопрос, как видели и оценивали местные жители холодную войну, оккупацию Кипра турецкими войсками, развал СССР, приход к власти исламистов. В конце книги даже есть календарь, в котором важные для жизни героев даты указаны параллельно важным историческим.
[224x350]Весной 2016 года выходит еще одна ожидаемая мной "новинка" - второй роман из трилогии американского писателя Ричарда Форда о журналисте Фрэнке Баскомбе "День независимости". Роман «День независимости» стал единственным, получившим одновременно две главных литературных премии США: Пулитцеровскую и премию Фолкнера. Его чаще всего сравнивают с Джоном Апдайком, и не только за умение погрузиться во внутренний мир героев, но и за способность захватывающе писать о простом, выразить многое в нескольких кратких емких фразах. Всю жизнь литература давалась Форду с большим трудом — только на излете третьего десятка у него диагностировали легкую форму дислексии. По его собственным словам, именно это нарушение и сформировало его как автора — читать и писать получалось очень медленно, но зато вдумчиво. Форда часто относят к направлению dirty realism, начало которому положил Буковски, что не совсем верно, мне кажется. Форд не вписывается в раки этого направления. В любом случае жду именно этого романа Форда.
[222x350]И третья новинка, которуя я жду - это роман Кадзуо Исигуро «Погребенный великан». это самая странная, рискованная и смелая работа, которую Исигуро представлял публике за все 33 года своей славной писательской карьеры. Роман охватывает многие ключевые темы его творчества, например, память и ее помутнение, искажение, а также наша неспособность лицом к лицу встретиться с прошлым. Но кроме этого «Погребенный великан» демонстрирует кардинальный отход от строгости и эмоциональной сдержанности романов "Остаток дня" и "Не отпускай меня". В центре сюжета «Погребенного великана» находится немолодая пара — Эксл и Беатрис, которые в поисках своего пропавшего сына пересекают опасные земли, где неведомы никакие законы. Они бредут в тумане всеобщей потери памяти — проклятия этой страны. Им встречается старый рыцарь сэр Гавейн, который путешествует подобно Дон Кихоту. Он берется сопровождать их и защищать от обыденных и сверхъестественных опасностей. Кажется, Исигуро все еще немного беспокоится о том, как будет встречена книга. Возможно, ее воспримут как потрясающий прорыв, или же она станет очевидным провалом, если читатели оставят без внимания его фантастическое путешествие. «Я не знаю, что из этого получится, — сказал Исигуро. — Захотят ли читатели отправиться следом за мной в этот мир? Поймут ли они самую суть моей работы или будут предубеждены против нее из-за внешних атрибутов? Посчитают ли они, что это просто выдумка?»