• Авторизация


Мои любимые книги. Собственный список 01-08-2015 19:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Я, конечно, не Колин Фёрт, до него мне далеко, но раз уж обещал я поделиться своим списком любимых книг, то и откладывать в долгий ящик не буду.

Итак, мой список любимых книг. Он несовершенен, потому что не может короткий список вместить всего, что мне нравится и что я люблю, но это первые книги, которые пришли мне на ум и которые в какой-то степени повлияли на меня. В этом списке только художественная проза, в нем нет огромного пласта нонфикшена и философской литературы.

[219x350]1. А. и Б. Стругацкие "Град обреченный"

Первым номером в моем списке, конечно, стоят кумиры моей юности Аркадий и Борис Стругацкие и один из самых значительных этико-философских романов, написанных на русском языке, конца XX века. За что же я его так люблю и выделяю? Это удивительное размышление о Человеке, Времени, человечности, эпохах и цивилизации. Это первая книга, которую Стругацкие писали в стол, понимая, что при советской власти она не могла быть напечатана. И я не представляю себе, что сегодня может быть написана подобная книга. Может быть, и читатели сейчас изменились, пришло поколение, которое не верит в силу печатного слова. А тогда мы в него верили, может быть поэтому книги и меняли нас. Роман "Град обреченный" - многослойное произведение. В нем есть главная идея, но роман только этой идеей не ограничивается. Не смотря на свою политическую конъюнктурность на момент написания, политика не главный фон произведения. Это скорее эпос о человеке и о том, каким становится человек, как он меняется и готов ли он встретится с самим собой. В романе много метафор очень точных и ярких и также много лакун, в которых читатель может сам попробовать стать соавтором гениального романа, домысливая и проявляя свою собственную творческую энергию.

 

[231x350]2. Ф. Достоевский "Братья Карамазовы"

Думая над тем, какой роман Достоевского включить в свой список, я отдал предпочтение все же "Братьям Карамазовым". Выбор нелегкий, потому что моя любовь к Достоевскому простирается на все его романы и не только романы. Я возвращаюсь к нему постоянно и все больше погружаюсь в его многослойное повествование. Я не буду писать о значительности этого романа, о всех его смыслах. Я думаю, тут не тот формат, чтобы давать развернутую рецензию. Скажу лишь о том, что меня поражает в нем до сих пор. Удивтельно как Федору Михайловичу удалось описать процессы, которые мы только-только стали сами осмысливать. Это уникальная энциклопедия, если не энциклика русской духовной жизни. Но два эпизода романа на меня повлияли особенно - это сон Мити Карамазова и "Легенда о Великом Инквизиторе", уже потом я прочитал великолепную работу Бердяева "Миросозерцание Достоевского", в которой он исследовал именно "Легенду о Великом Инквизиторе". До сих пор я возвращаюсь к этим строкам и пытаюсь осознать насколько глубоко они проникли в мою жизнь, перевернули что-то очень важное во мне. Это тот самый случай, когда книга поменяла что-то во мне, поменяла по-настоящему.

 

[223x350]3. Альбер Камю "Посторонний"

Если бы меня попросили назвать самый великий религиозный роман, написанный западным автором в XX веке, то я бы даже не задумывался над этим вопросом - это "Посторонний" Альбера Камю.  Камю удивительно точно удалось передать всю драму раздвоенности человеческой души. И это один из самых беспощадных романов о нравственной деградации. Мерсо в этой жизни становится для всех и вся посторонним. Это "Преступление и наказание", доведенное до вершины античной трагедии - беспощадное и страшное описание внтуреннего ада без катарсиса и метанойи. И самая сильная сцена - беседа Мерсо со священником. Меня поразило насколько точным может быть описание внутреннего молчания, отчаяние без крика, безумия без истерики. Сухой слог, выбранный Камю, только подчеркивает эту внутреннюю бездну героя.

 

 

 

 

[228x350]4. Василий Гроссман "Жизнь и судьба"

Величайшая литературная трагедия прошлого века - роман, который слишком поздно дошел до читателя. Если бы Гроссману удалось опубликовать вовремя этот роман, то у Солженицына не было бы того культового статуса, который он приобрел. Не зря же газета Wall Street Journal назвала роман «Жизнь и судьба» одной из величайших книг двадцатого столетия. По сути это роман-обличение тоталитаризма. Гроссману удалось невозможное - он описал природу тоталитаризма и отождествил сталинский тоталитаризм с фашистским. Все линии в романе, все судьбы перекликаются друг с другом. Меня поразило насколько честно, даже беспощадно честно Гроссман пишет о самых сложных этических и нравственных вопросах. Даже вопросы веры, религии и сохранения человечности он описывает предельно откровенно. Меня поразило насколько ярко описана фигура католического священника отца Гарди в нацистском лагере, сколько в ней правды и силы. Есть много фрагментов, которые до сих пор поражают меня в романе. И я постоянно возвращаюсь к нему, перечитывая и переосмысливая роман.

 

[256x350]5. А. Солженицын "Матренин двор"

Два произведения Солженицына, которые я считаю вершиной его литературного дара - "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор". Все остальное имеет налет публицистики, и на меня не оказало такого влияния, как эти два небольших произведения. Авторское название "Не стоит село без праведников" наиболее точно отражает смысл произведения. Матрёна всю жизнь жила не для себя. Она постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя тяжелую работу и при этом даже не думая о выгоде, она просто стоически несет все тяготы жизни. В ней вообще чувствуется огромная духовная сила. Поэтому для Солженицына она и есть пример того самого праведника, "... без которого … не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Больше всего меня поразил финал рассказа, восходящий к античной трагедии и именно поэтому такой сильный, выбивающий почву из-под ног.

 

 

 

[215x350]6. Г. Грин "Сила и слава"

Мой любимый роман у Грэма Грина. Роман великий и сильнейший по степени эмоционального воздействия. Но у него есть одна сособенность, что отличает его от всех других драматических повествований, о которых я писал выше. Это удивительный роман о силе, которая проявляется в немощи. Главный герой - невзрачный и заурядный католический священник. Действие книги происходит в период жестоких гонений на Католическую церковь в послереволюционной Мексике 1920-х годов. Меня поразило как Грин в романе все строит на нравственных антитезах - с одной стороны главный герой "пьющий падре", человек жалкий, неблагочестивый, опустившийся, но... продолжающий служить людям, причащать и исповедовать их. Из жалкого и грязного, немощного человека он превращается настоящего мученика, героя. Описание его мытарств поражают своей реалистичностью и натуралистичностью. Его смерть восходит к крестной смерти Христа. Но... главное в этом романе концовка. Она полна света и надежды до того, что я всякий раз не могу сдержать слез, когда ее перечитываю.

 

[219x350]7. В. Орлов "Альтист Данилов"

Лучший роман Владимира Орлова. Его часто сравнивают с "Мастером и Маргаритой" Булгакова и очень зря. Скорее я бы сравнил его с "Осенним марафоном". Роман написан в жанре «фантастического реализма» — действие, в основном, происходит в Москве в 1970-х годах, но главный герой Данилов при этом обладает сверхъестественными («демоническими») способностями, которые иногда применяет в повседневной жизни. В частности, он может перемещаться в любую точку пространства со скоростью мысли, парить в облаках, любит «купаться в молниях». Вообще меня как раз эти эпизоды и поражают в романе. Настолько ярко описано как герой купается в молниях и летает, что закрадываются мысли о том, как же автор смог это описать. А если серьезно, то роман о постоянном нравственном выборе. Это метафора жизни интеллигента в душное брежневское время. Роман, полный метафор и скрытых смыслов и символов. Особенно меня поразило описание сатанинского царства - очень яркая сатира на советскую действительность того времени, и "Колодец ожидания" - почти болезненное чувство безвременья, физически даже тяжело было читать этот эпизод.  Очень музыкальный роман с реальными прототипами - в образе альтиста Данилова автор изобразил Юрия Башмета, а композитор Переслегин - это, конечно же, Шнитке.

 

[216x350]8. С. Лем "Солярис"

Роман Лема, который меня в свое время просто поразил. Лем не просто написал самый загадочный научно-фантастический роман. Поражает не просто количество поднятых научных и нравственных тем в романе, но и сам мир романа. Ты погружаешься в его галактику и словно присутствуешь в тексте. Все баталии героев, их размышления о науке, этике, жизни, разуме происходят на фоне почти идеалистического описания человеческого одиночества. То есть одиночества, избранного самим человеком, посвященность его совершенно разным сторонам жизни. И тут три героя как нельзя лучше представляют собой самые разные психотипы. Я люблю просто погрузиться текст романа, как в прохладную реку жарким летом, и позволить плыть по течению текста Лема, наслаждаясь каждым мгновением, проведенным  за чтением этого текста.

 

 

 

 

[211x350]9. Ю. Казаков "Во сне ты горько плакал"

Юрий Павлович Казаков - гениальный писатель-новеллист. Мастер короткой формы, в которой он достигает ювелирной точности и филигранной музыкальности. Музыкальность прозы Казакова необыкновенна, она чувствуется в каждой точной метафоре, каждом слове, каждом предложении. Он описывает жизнь, и ты поражаешься как через обычные ее детали и мелочи ты начинаешь видеть самую ее суть. Когда читаешь прозу Юрия Казакова, поражаешься насколько важно быть честным. Применив неуклюжий термин "литературная честность", я бы хотел написать именно о честности писателя, как автора текста. Там, где нет приторности, излишнего морализаторства и чрезмерной манипуляции эмоциями читателей, но при  этом текст наполнен своими собственными чувствами, жизненным опытом, ты ассоциируешь себя с рассказчиком, будто наблюдаешь эту историю в реальной жизни. Я могу долго перечислять любимые рассказы Казакова, но советую просто взять сборник его рассказов и погрузиться в музыкальную вселенную его новеллистики.

 

 

[224x350]10. Герман Гессе "Степной волк"

Один из самых культовых текстов моей юности. Одиночество, чуждость и метания Гарри Галлера очень близки были моему поколению, находившемуся в разломе между двумя эпохами.  На самом деле роман, конечно же, сложнее "романа в романе", там столько культурных и философских смыслов, что сложно выделить какую-то одну линию. Самой сложной для понимания частью, безусловно,  является "Магический театр", куда попадает Гарри Галлер. Роман ли это о личностном кризисе и поисках себя? И да, и нет. Потому что там много идейных пластов. Очень сильное влияние ницшеанства и поиска сверхчеловека, сильное влияние юнгианства и школы психоанализа. Это видно по метаниям героя между своей человеческой и волчьей сущностью. Конечно, волк Галлера вырастает из теории Юнга о Тени. У Юнга Тень - это архетип, представляющий собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок,  которые личность не может принять из-за его  представлении о себе. А вот "Магический театр" - это, по-моему, классическое путешествие Гарри Галлера по своей душе. А еще это чистейшей воды фаустиана, где проводником является Мефистофель - саксофонист Пабло, который потом превращается в Моцарта. Но даже там очень много аллюзий, в том числе и евангельских. Особенно в сцене казни. 

[213x350]11. Кен Кизи "Над кукушкиным гнездом"

И эта книга попала ко мне в бурные времена моей юности и оказала на меня колосальное воздействие. Сейчас я ее воспринимаю иначе, нежели в 16, а тогда бундарство Макмерфи было очень близко мне, именно потому, что я сам не решался быть таким бунтарем как он. В романе Кизи и правда много библейских аллюзий и смыслов, что позволило усложнить текст, сделать его интереснее, глубже прорисовать психологию персонажей и основной конфликт. На самом деле главный герой романа не Макмерфи, он лишь детонатор, сработавший в жизни главного героя - Вождя Бромдена. Образ тоталитаризма, системы, ломающей и подчиняющей людей был также близок моему поколению. Сейчас я в романе вижу уже иные смыслы и аллюзии, позволяющие мне взглянуть на этот мир иначе, под другим углом зрения. В этом, на мой взгляд, и задача настоящей литературы - вступать в диалог с читателем, помогать ему самому писать свою книгу.

 

 

 

 

[263x350]12. Эрнест Хэмингуэй "Старик и море"

Повесть-притча, которая в свое время очень сильно повлияла на меня и на мое понимание, что такое художественная проза. Это удивительная история борьбы человека за свое достоинство, за право жить и называться человеком. Вся борьба Старика с Рыбой является удивительной притчей о несгибаемости человеческого характера и уважении к окружающему миру, который кормит рыбака. Хемингуэй умеет рассказывать простые и честные истории, которые покоряют читателя именно тем, что правдивы. И слезы появляются не от мелодраматичности сюжета, а от сопереживанию герою, от тех параллелей, которые мы проводим со своим собственным жизненным опытом. Мы сами населяем мир повести теми "акулами" и "рыбами", теми обстоятельствами, которые помогли нам осознать себя людьми, которые помогли нам научиться ценить то, что есть у нас сейчас.

 

 

 

 

Список очень неполный, его я могу продолжать и продолжать.

А вот пусть тогда члены нашего литклуба поделяться своими списками. Будет интересно.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
2,6,8,11 - люблю 7 стоит на полке в очереди прочие - ровно
obozrenie 02-08-2015-21:42 удалить
Ответ на комментарий Irena_Dominique13 # Irena_Dominique13, "Альтист Данилов" великолепный роман!
Ответ на комментарий obozrenie # прочитаю - выскажусь)
1. Да, и не только "Град", по-мне у Стругацких всё шедеврально. 2. Тоже да, но лично мне больше всего понравились "Бедные люди", зря ему платили по старнично, малые формы Достоевскому удовались лучше всего. 4. Не читала Гроссмана, просто боюсь, потому что 5. Солженицын на меня слишком сильное впечатление производит, а Гроссман обешает быть ещё мрачне. 5. Солженицын, таки да, "Матрёнин двор" и "Один день" великолепны, НО плакала, блин как я плакала. 8. Очень похоже описали впечатление от "Соляриса", одиночество как данность, герои и мучаются им, и отказаться не хотят, мрачное впечатление произвёл, но заставил задуматься и больше ценить окружающих, а это много значит. 10. Гессе не нравится, видимо не моё. 11. Кизи нравится, не всё принимаю в его книгах, но многое находит отклик и сопереживание. Почему-то ассоциируется с русской литературой, логическому объяснению ассоциация не поддаётся. 12. Хэмингуэй - весь и всё!!! Из личного, добавила бы обязательно Экзюпери.
obozrenie 03-08-2015-14:11 удалить
Ответ на комментарий Леля_с_книгой # Леля_с_книгой, "Солярис" на меня абсолютно не мрачное впечатление произвел, а как раз наоборот, самый мистичный роман у Лема. Стругацкие, конечно, все, но ГО для меня вершина. У Кизи очень много евангельских аллюзий и образов, он же родился в семье конвервативных баптистов, Хэм очень избирательно, но для меня "Старик и море" шедевр, к нему, собственно, нужно приходить уже в более зрелом возрасте. А вот Достоевский весь!


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мои любимые книги. Собственный список | obozrenie - Дневник Редактора | Лента друзей obozrenie / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»