Моя новая статья для российского географического журнала "Живописная Россия" (№3-2015)
В самом сердце Евразии расположился один из самых крупных регионов Российской Федерации — республика Татарстан. Здесь пересекаются религии, цивилизации и культуры, пересекаются и мирно сосуществуют, что само по себе уникально в нашем раздираемом различными конфликтами мире. В Татарстане проживает 115 национальностей. Памятники истории, рассказывающие о бурных событиях прошлого разных периодов, богатая природа и комфортный умернно-континетальный климат словно созданы для того, чтобы привлекать к себе путешественников и туристов.
[700x466]
Знаменитая "тюбетейка" в Набережных Челнах
Татарстан находится на Восточно-Европейской равнине, в точке впадения Камы в Волгу. Общая площадь республики равна 67836 км2. Она протянулась с запада на восток на 460 км, и с севера на юг — на 290. Татарстан располагается в лесной и лесостепной зонах.
Первые поселения на территории современного Татарстана появились еще в VIII в. до н. э. Позднее здесь существовало средневековое государство волжских булгар, которое впоследствии было завоевано монголами. Только в начале XV в. Казанское ханство освободилось от гнета Орды. Новое государство сразу попало под влияние набирающего силу Московского царства. В составе России Казань именовалась сначала Казанским царством, позднее ее стали называть Казанской губернией, Татарской АССР.. В феврале 1992 г. Татарстан стал республикой в составе Российской Федерации. Так регион получил свою собственную конституцию и возможность самостоятельно распоряжаться собственными налогами.
Чтобы лучше понять Татарстан лучше всего совершить путешествия по его городам, узнать их историю и увидеть чем дышит республика сегодня.
Бульвар Энтузиастов в Набережных Челнах
На левом берегу красавицы Камы и Нижнекамского водохранилища расположился второй по величине город республики после столицы Казани — Набережные Челны. Население насчитывает более 524 000 чел., а площадь города 171 км2. Его история уходить в глубину веков. Записи русских летописей рассказывают о городе еще в 1626 г. Именно тогда община из крестьян из села Елабуга перешла через реку Каму и начала обустраиваться на новом месте. Хотя, как показывают археологические раскопки, первые поселения в районе современных Набережных Челнов были основаны племенами срубной культуры еще в середине III тысячелетия до н. э., в эпоху бронзового века.
Название города идет как раз с тех самых времен - на тот момент этот поселок носил название Чалнинский починок. Затем поселение переименовывалось в Бережные, Береговые, а затем уже в Набережные Челны. Летопись более позднего времени говорит о том, что в 1650 г. здесь был построен Чалнинский городок, который представлял собой укрепленное поселение, задача которого было оберегать от набегов ногайских и калмыцких кочевников. Местность вокруг поселения необыкновенно была богата лугами, полями, лесами и озерами. Здесь было очень много дичи, рыбы. Одним из богатств были могучие и мощные сосновые леса, которые позволяли заниматься торговлей для строительства судов в Астрахани, Казани и других городах. Неудивительно, что она стала лакомым кусочком для окружающих народов.
В начале XX в. Бережные Челны представлял собой очень богатый торговый город. Именно к этому времени относится строителтство в городе самой большой пристани на реке Кама. Основными национальностями, которые проживали в городе, считались русские и татары. Наибольшее развитие город получил после того, как здесь были построены длинные ряды хлебных амбаров. Это позволяло активно заниматься торговлей хлеба и отправлять его в другие города России. Во времена СССР город прославился на всю страну тем, что здесь был построен легендарный завод КАМАЗ.
К сожалению после развала СССР в 1990-х гг. город испытал упадок в связи с общим для страны сложным экономическим положением, а также крупным пожаром и полным разрушением завода двигателей КамАЗа в 1993 г. Но в 2000-х гг. началось возрождение производства и новое развитие города.
Сегодня Набережные Челны динамично разивающийся город Татарстана. Здесь встречаются интересные образцы архитектуры и скульптуры XX в. Гостям города будет весьма интересно пройтись по улицам Набережных Челнов, которые в Советском Союзе были самыми широкими. Улицы и проспекты города по-прежнему ухожены, украшены клумбами и цветочными композициями. А самое большое разнообразие цветов можно наблюдать в Набережных Челнах в конце августа, когда проводятся мероприятия, посвященные Дню Республики Татарстан. Это событие сопровождается Праздником цветов – и город превращается в сказочную страну, населенную цветочными фигурами и постройками.
В музее истории города можно подробнее познакомиться с этапами становления Набережных Челнов, полюбоваться на экспонаты, отражающие разные периоды развития края. Стоит провести пару часов в городской картинной галерее, где представлены работы местных авторов, насладиться величественной музыкой Баха в Органном зале, посмотреть постановки Татарского и русского драматических театров.
В Набережных Челнах переплетается восточная и европейская культуры. Наряду с православными храмами (церковь Косьмы и Дамиана, Храм святого Тихона, патриарха Московского, Храм преподобного Серафима Саровского, более того, в городе до сих пор сохранилась самая древняя церковь города - Боровецкая) здесь действует также несколько современных мечетей (Абузар, Ак мечет, Билал, Джамиг, Рамазан, Туфан махалля). Особое внимание привлекает мечеть Тауба (что в переводе - «Покаяние»). Она была построена в начале 90-х гг. прошлого столетия с использованием современных материалов по новейшим для того времени технологиям и до сих пор остается одной из лучших в современной мусульманской архитектуре России.
Летом Набережные Челны и его окрестности утопают в зелени. Ощутить себя среди первозданной природы можно в парке-заповеднике «Нижняя Кама». Он начинается недалеко от города и представляет собой более 37 тыс. га лесных массивов, лугов и водоемов. Располагаясь на стыке двух природных зон – лесной и степной – парк предлагает туристам несколько интересных сухопутных и водных маршрутов по акваториям водохранилища Нижнекамской ГЭС, рекам Камы и Криуше.
[700x524]
Панорама Нижнекамска
Третий по численности населения в республике город Нижнекамск — население более 235 тыс. чел. Он является крупнейшим промышленным центром региона, центр нефтехимической промышленности. Город расположен в излучине реки Кама на левом ее берегу, вблизи от места впадения в нее реки Зай.
Название города произошло от географического расположения. Земля в нижнем течении реки Камы много столетий назад была тайгой, на территории которой проживали редкие племена. Постепенно тайга стала заселяться. В XIII в. земли захватывают монголы, а в XVII в. нижнекамские области, освобожденные от ига Золотой Орды, становятся местом поселения вотчинских крестьян. Возникают первые села – Бетьки, Прости, Соболеково, Танах, Подгорная Слобода. Нижнекамье в XIX в. связано с знаменитой династией русских купцов-хлеботорговцев Стахеевых. Приобретенный ими земельный участок Святой Ключ становится не только красивейшим местом камского левобережья, но и важнейшим пунктом приемки и отправки хлеба.
Непосредственная история города Нижнекамска началась в 1960 г., когда было принято решение строить в этих местах Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод. Осуществляющий полную переработку сырой нефти до резинотехнических изделий, завод впечатляет своими масштабами: его постройки видны за десятки километров. 22 сентября 1966 г. поселок Нижнекамский получил статус города - этот день и является днем рождения города. На сегодняшний день город Нижнекамск - это крупный промышленный и культурный центр.
Нижнекамск город молодой и поэтому не богат историческими достопримечательностями. Но это не значит, что в городе не на что посмотреть. Инфраструктура города весьма развита, здесь все для досуга и развелений: от кафе до современных культурно-развлекательных комплексов. Но и для знактоков природы город будет так же интересен.
Город расположен на живописном берегу Камы. Проектировщики, а затем и строители хотели создать город-сад, красивый и удобный, которым могли бы гордиться его жители. Город богат образовательными и культурными учреждениями. Старейшими из них являются Нижнекамский химико-технологический институт, Нижнекамский филиал МГЭИ, институт управления, экономики и права, КГТУ имени А. Туполева, нефтехимический и политехнический колледжи, музыкальное училище имени С. Сайдашева, медицинский и педагогические колледжи.
Неоднократно Нижнекаск занимал самые высокие места в конкурсах на звание самого благоустроенного города России и Республики Татарстан. Эти звания получены в результате динамично развивающейся городской инфраструктуры. В ноябре 2005 г. был открыт спортивно-культурный комплекс Ледовый дворец ОАО «Нижнекамскнефтехим», рассчитанный на 4800 сидячих и 800 стоячих мест.
Есть в городе и архитектурные «драгоценности», такие, как Соборная мечеть и храм Воскресения Христова, храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Построенная в кратчайшие сроки Соборная мечеть до появления мечети Кул-Шариф в Казани являлась крупнейшей мечетью России. Она представляет собой целый культовый комплекс, включающий медресе, библиотеку, гостиницу. Интересно архитектурное решение, выбранное при постройке: бескупольная, с двухскатной крышей и четырьмя минаретами высотой 66 метров, она, безусловно, являет собой памятник современной религиозной постройки.
Особой достопримечательностью считается родник Святой ключ, расположенный на берегу Камы, в районе речного порта, к северу от центра города. Святой ключ известен с 1666 г. С древних времен бытует сказ о том, как мусульманин Магомет обнаружил здесь икону Святителя Николая Чудотворца. С этого времени родник, названный Святым, стал местом поклонения для мусульман и православных. Мусульмане считают, что где-то здесь находится забытая могила святого булгарского имама. По преданию, на склоне горы он вырыл пещеру, а рядом – бассейн для принятия целебных ванн, в который пустил воды источника. Над пещерой взметнулась часовня, видимая с реки. Об этом упоминает и писатель А.Н. Радищев в своем дневнике «Путешествие из Сибири». Называя Святой Ключ исключительно красивым местом, он замечает, что путники из Персии приходили сюда за святой водой еще в XVI в. и очищались купанием в том самом бассейне булгарского имама. Пропал, а может, рассыпался в пыль камень с арабской вязью, указывавший на место погребения имама, а вот древний родник, обладающий целебными свойствами, силами местной власти, с участием членов Союза художников России и Республики Татарстан, был восстановлен и благоустроен. Была реконструирована и часовня, сегодня в ней можно наблюдать мемориальные доски с цитатами из Корана и Библии.
Город нефтяников, как это ни удивительно, слывет одним из самых «зеленых» в Татарии. Весной и летом он буквально утопает в зелени деревьев и поражает чистотой улиц. В городе действует несколько театров, как профессиональных (Татарский драматический театр, Театр юного зрителя), так и два самодеятельных (Детский театр и Чувашский народный театр «Тамаша»). Являясь вторым по экономической значимости городом Татарстана, Нижнекамск становится и культурным центром, здесь ежегодно проводятся музыкальные и театральные конкурсы и фестивали.
[700x466]
Альметьевск
Нефтяной столицей Республики Татарстан не без оснований считается город Альметьевск. Именно здесь располагается крупнейшая в России нефтяная компания «Татнефть». Альметьевск – молодой город, в 2015 г. ему исполнилось 62 года. Город расположен в Закамье, на склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на левом берегу реки Зай (приток Камы). Население насчитывает более 150 тыс. чел.
Считается, что своим названием город Альметьевск обязан основавшему здесь Булгарское поселение в середине XVIII в. мулле Аль-Мухаммеду, потомку булгарского правителя хана Бикчуры. В 1795 г в деревне проживало 700 тептярей и башкир, а в 1834 г. 123 башкира, 544 тептяря. По материалам ревизии 1859 г., при 214 дворах деревни учтены 1518 казенных крестьян и башкир, а также мечеть, почтовая станция, ярмарка, базары и 2 завода. С 1920 г. в составе Бугульминского кантона Татарской АССР, с 10 августа 1930 г. является районным центром.
Освоение открытого здесь Ромашкинского месторождения потребовало большое количество рабочих рук. Приехавшие нефтяники обосновались в рабочем поселке Альметьевск, которому 3 ноября 1953 г. был официально присвоен статус города. Сегодня он превратился в крупный индустриальный центр республики. В Альметьевске берет начало магистральный нефтепровод «Дружба», а также нефтепроводы в Нижний Новгород, Пермь, Самару и др.
В архитектурном облике Альметьевска настоящим украшением являются два величественных ооружения: Соборная мечеть и храм Казанской иконы Божией Матери. Оба сооружения стоят на площади Нефтяников, словно воплощают в себе идею они выступают мирного сосуществования разных религий в республике.
Соборная мечеть, названная в честь бывшего председателя совета директоров компании «Татнефть» Р.Г. Галеева, внесшего немалый вклад в строительство этого религиозного сооружения, достигает в высоту 65 м. Храм Казанской иконы Божией Матери начал свою жизнь в 2007 г., он входит в число самых больших в Поволжье. Высота этого величественного двупрестольного собора составляет 57 м.
Город нефтяников выглядит очень уютно: чистое городское озеро, каскад прудов – любимые места отдыха горожан. Часть водохранилища на реке Зай превратилась в танцплощадку и замечательный уголок для романтических свиданий. Есть здесь и свой местный Арбат – часть улицы Гагарина, реконструированная к 50-летию Альметьевска, превращена в пешеходную зону с цветниками, фонтанами, скульптурами. Гости города сразу могут отметить насколько ухожены и благоустроены его улицы: на центральной улице Ленина деревья укаршены гирляндами, площади и пешеходные зоны выложены брусчаткой, аккуратные клумбы и газоны, уютные дворики.
В Альметьевске работает профессиональный татарский театр, спектакли которого пользуются огромной популярностью у горожан и гостей. Развивается спортивная жизнь города, стадионы, бассейны, оздоровительные центры всегда полны посетителей.
Гордость Альметьевска – картинная галерея, которую местные жители называют «малая Третьяковка». Галеря была основана благодаря инициативе художника и учителя по рисованию Геннадия Стефановского в стенах художественной школы, выставка школьных работ очень быстро превратилась в настоящую галерею произведений искусства. Сегодня это два этажа выставочных залов площадью более 800 м2 в самом центре города, в ДК «Нефтяник».
В Краеведческом музее Альметьевска собраны экспонаты, которые отражают татарский уклад жизни. Прежде всего, это предметы быта, а также элементы, использовавшиеся для украшения татарской избы.
[700x465]
Панорама Зеленодольска
Зеленодольск — пятый по численности населения город в Татарстане. Его население насчитывает более 98 тыс. чел. Город, раскинувшийся на левобережье Волги, в 38 км от Казани, называют западными воротами Республики Татарстан. И это не случайно: он довольно удобно расположен на стыке трех республик: Татарстана, Марий Эл и Чувашии.
Красивое название города Зеленодольск вполне оправдано: с севера и с запада он окружен лесами, с юга омывается Волгой. Возникший около двухсот лет на берегу великой реки, из небольшого села Зеленый Дол (в просторечье – Гари) Зеленодольск превратился в промышленный город, известный за пределами республики Татарстан производством военно-морских кораблей, пассажирских судов, холодильников, предметов мебели.
Изначально на этой территории селились марийские племена. Годом основания города считается 1865, когда он впервые упоминается под названием «село Кабачищи». Такое странное название происходит от топонима «Кабачищенские поляны» - так назывались земли, обрабатываемые крестьянами марийского поселка Парата. В 1897 г. поселок сменил название на более благозвучное – Паратский затон, или Паратск. Именно в этом затоне зимовали и ремонтировались корабли, ходившие по Волге. Местные жители настолько овладели мастерством плотников-ремонтников, что власти решили организовать особое предприятие, ставшее впоследствии Зеленодольским судостроительным заводом. В 1928 г. рабочий поселок при этом заводе получил название Зеленодольск. Сейчас Зеленодольский завод им. Горького работает в сфере как военного, так и гражданского судостроения. В частности, метеоры, на которых многие совершали незабываемые поездки по Волге, до 1991 г. выпускались именно этим заводом. Его деятельность имеет такое большое значение для города, что даже существует музей боевой и трудовой славы судостроительного завода. С 1978 г. действует музей народного творчества и этнографии. Третьим музеем города является мемориальный музей художника К.А. Васильева (1942-1976), который именно в этих краях создавал свои картины на сюжеты былин и мифов.
В результате поднятия уровня воды Куйбышевского водохранилища и подтопления прибрежной зоны, при строительстве Куйбышевской ГЭС, береговая линия сильно изменилась.
В Зеленодольском районе в поселке Раифа находится знаменитая Раифская Богородицкая пустынь – самый крупный монастырь в Казанской епархии. Основателем его считается отшельник Филарет, обосновавшийся в XVII в. на Сумском (Раифском) озере. Узнав о святой жизни отшельника, на это место стали стекаться желающие спасения. При жизни Филарета успели построить только часовню, но уже через два года после его смерти монастырь получил официальное признание. В это же время в нем появилась его главная святыня – список с иконы Грузинской Божией Матери, привезенный из Холмогор. Каменный ансамбль монастыря, включающий стены, башни, соборы и надвратную колокольню, складывался на протяжении нескольких веков: с конца XVII до начала XX в. Сразу после революции, в 1918 г., монастырь был расформирован, но до 1930 г. там продолжали совершаться службы. Последние насельники монастыря были расстреляны в 1930 г. (ныне они причислены к лику святых). Восстановление монастыря началось с 1991 г.
Архитектурный облик самого города определяют не только православные храмы, но и мечети, одна из которых в советские годы была единственной мечетью на территории Татарстана, построить которую правительство разрешило официально.
Главными достопримечательностями зеленодольской земли являются историко-архитектурные памятники Свияжска и Раифы и уникальный Волжско-камский природный заповедник – самый большой в Татарстане (3854 га) и один из крупнейших в Европе. Гости города могут совершить конную прогулку по заповеднику, соединившем в себе южную тайгу, смешанные и широколистные леса, а также посетить дендросад, где собрано свыше 400 видов растений Западной Европы, Азии и Северной Америки.
[700x386]
Остров-град Свяжиск - прототип острова Буяна
Остров-град Свияжск расположен в живописном устье реки Свияги на высоком холме, всего в 30 км от столицы Татарстана. Свияжск – это город, о котором можно сказать, что время здесь практически остановилось, застыло: без промышленности, автомобилей и современных домов.
Когда-то в Свияжске было много церквей и обилие куполов и колоколен оказывало яркое впечатление на путешествующих по Волге людей. Местные монахи полагают, что именно Свияжск послужил прототипом «острова Буяна» для Пушкина, который увидел город во время весеннего разлива, окруженный водой. Теперь Свияжск постоянно отрезан от «большой земли» водами Куйбышевского водохранилища. За свою более чем 450-летнюю историю, Свияжск успел побывать и местом свершения языческих обрядов, и крепостью русских войск Ивана Грозного, и захолустным поселением, и шумным купеческим городом, и и духовным центром. Строительство монастырей в XVI в. сделали Свияжск общероссийской православной святыней. Сюда приезжали поклониться иконам Святой Троицы, Сергия Радонежского, Николы Можайского, чудотворному образу первосвятителя земли свияжской – архиепископа Гермогена.
1917 г. нарушил мирное течение жизни свияжцев, как и всей России в целом. С конца 20-х гг. город стал филиалом ГУЛАГа, местом ссылки заключенных. Естественно, что церковные святыни, исторические и культурные памятники уничтожались. В монастыре разместилась психиатрическая лечебница. Город приходит в запустение. Так продолжалось до 1960 г., когда Свияжск был объявлен историко-культурным памятником России. Сегодня остров-град Свияжск – кандидат в список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Среди памятников Свияжска особого внимания заслуживает Успенский собор, построенный в 1560 г. Постником Яковлевым, одним из создателей храма Василия Блаженного в Москве. Собор уникален тем, что в нем сохранилось более тысячи квадратных метров древних фресок, а в росписи алтарной части – один из немногих прижизненных портретов Ивана Грозного. Интересны также белокаменная Никольская церковь, возведенная во времена Бориса Годунова, и Троицкая церковь – памятник деревянного зодчества, единственная постройка, оставшаяся от первого деревянного города.
Панорама Бугульмы
На юго-востоке Республики Татарстан, в истоках реки Зай на склонах Бугульминско-Шугуровского двухярусного возвышенного плато расположился город Бугульма. Он является крупным многоотраслевым промышленным, культурным и научным центром республики. Население города насчитывает более 86 тыс. чел.
Первое упоминание о Бугульме, как о башкирской деревне, датировано 1736 г. Небольшая деревушка располагалась в лесу в месте впадения речки Бугульма в реку Зай. Рядом пролегала наезженная купеческая дорога, ставшая впоследствии большим Московским трактом. Вскоре деревня превратилась в Бугульминскую слободу, которую заселили ссыльные солдаты и ясачные крестьяне. В 1781 г. указом Екатерины II слобода была преобразована в уездный город. В XIX в. Бугульма была важным торговым центром. Она занимала выгодное географическое положение, так как через нее проходили дороги из Оренбурга и Уфы в Казань. В городе действовали ежегодные ярмарки, на которых продавали лошадей, скот, изделия из кожи. В 1890 г. в городе насчитывалось около сорока заводов, в том числе гончарный, кирпичный и маслобойный, а также пять церквей, три учебных заведения и две больницы. В 1911 г. через город провели железную дорогу.
Бугульминский краеведческий музей был открыт в 1929 г. Музей размещается в двух особняках, соединенных переходом, они были построены в конце XIX в. Один из особняков раньше принадлежал надворному советнику Елачину, а другой - купцу Климову. В экспозиции музея отражена история города со времени его возникновения. Основные интерьерные комплексы музея представляют материалы пугачевского бунта, бугульминских ярмарок XIX в., периода гражданской и Великой Отечественной войны, документы по истории города, предметы быта русских, татар, мордвы и чуваш. Наиболее ценными и уникальными музейными коллекциями являются: нумизматическая, этнографическая и энтомологическая.
В связи с открытием в 1948 г. Ромашкинского месторождений нефти, город переживает второе рождение. В начале 50-х гг. в Бугульме были сконцентрированы управления по разведке и добыче татарстанской нефти (ПО «Татнефть»), создан научный центр (ТатНИИ) и центр по транспортировке «черного золота» (УСЗМН). За короткое время население города увеличилось в десять раз. Долгое время, вплоть до конца 60-х, город был вторым по населению и значению в республике после Казани.
Одной из самых интерсных достопримечательностей Бугульмы является музей Ярослава Гашека. Знаменитый чешский писатель был помощником военного коменданта города в октябре-декабре 1918 г. Экспозиция музея включает мемориальную комнату и три зала: один выставочный и два экспозиционных. Мемориальная комната организована на базе предметов, которые находились в здании военной комендатуры во время пребывания Ярослава Гашека в Бугульме. В экспозиционных залах музея представлены фотографии, документы, сборники рассказов, собрания сочинений писателя, переведенные на разные языки, а также сувениры, непосредственно связанные с именем чешского писателя и его литературным героем - бравым солдатом Швейком. Часть экспозиции знакомит с историей возникновения замысла сборника «Бугульминские рассказы».
Достопримечательностями Бугульмы и ее окрестностей также являются: здание русского драматического театра, сооруженное в 1896 г.; здание почты, построенное в 1868 г.; церковь в селе Спасское, возведенная в 1761 г.; памятник природы «Петровские сосны», где возраст сосен составляет свыше 100 лет.
Сегодня город характеризиуется разнообразием отраслевой экономики, именно это является главным граообразующим фактором. Ведущую роль в нем играют наукоемкие производства, связанные с добычей и переработкой нефти. Основными городскими магистралями являются улицы Ленина, Гафиатуллина, Мусы Далиля, Советская и Тухачевского. В городе развивается рекрационная зона с парками, скверами и бульварами. Много делается для озелениния города и создания дополнительных парковых зон.
Улица Казанская хранит дух старой Елабуги
Елабуга — одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей. Тысячелетие города было отпраздновано в 2007 г. Это седьмой по населению город Татарстана с численностью населения более 72 тыс. чел.
Археологические находки вблизи города датируют VIII-V вв. до н.э. Ананьинский могильник дал название целой эпохи в археологии. В самом начале XI в. Елабуга (Алабуга) сформировалась как постоянное поселение Булгарского царства и занимала выгодное торгово-транзитное положение в регионе. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре — Болгаре (IX—XX вв.) и Болгаре (XIII—XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи. Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в еще домонгольский период нашей истории. В IX—X вв. н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е гг., является местом паломничества верующих, гостей города, туристов.
Монгольское нашествие, период Казанского царства не оставил практически никаких сведений об Алабуге. После падения Казанского царства, здесь недолго просуществовал Троицкий монастырь (1614-1764 гг.). В то же время относят основание села Трёхсвятское (по другой версии – это и есть древняя Алабуга).
В 1780 г. Елабуга становится городов в составе Вятской губернии. Во второй половине XIX в. город достигает вершины расцвета благодаря купечеству. В начале XX в. в городе Елабуга уже 10 000 жителей, из них более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров. Наиболее известная династия купцов Стахеевых, крупнейшие торговые дома «И. Г. Стахеев и сыновья», «Г. И. Стахеев и наследники» имели ежегодный оборот до 150 миллионов рублей, поставляла хлеб в различные регионы России, а также в Англию, Германию, Францию, Голландию, Бельгию. Весь хлебный рынок Прикамья был в их руках. Их могущественный род опирался на огромные капиталы. Они имели золотые прииски в Западной Сибири, нефтяные промыслы, собственные пароходства, заводы и фабрики. Хорошо была поставлена торгово-закупочная деятельность и у купцов Гирбасовых. Торговый дом «Ф. П. Гирбасов с сыновьями» ежегодно закупал 510 тыс. пудов хлеба. Были у Гирбасовых и свои биржи. Хлеб продавали в Рыбинске, Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге. Местные купцы занимались благотворительностью и меценатством, строили храмы, церкви.
После Октябрьской революции в Петрограде в стране началась смена власти. В Елабуге этот процесс происходил в сложных условиях. Захват власти осуществляли рабочие Бондюжского химического завода, а возглавлял их большевик С. Н. Гассар. Елабужские купцы, и прежде всего Стахеевы, оказывали упорное сопротивление восставшим. Постоянную помощь они получали со стороны монархически настроенного офицерского состава 230-го пехотного запасного полка, расположенного в Елабуге. После ожесточенного сопротивления, Елабуга была занята большевиками в конце мая 1919 г.
С 1921 по 1928 г. Елабуга — центр Елабужского кантона, с 10 августа 1930 г. — центр Елабужского района Татарской АССР. В годы Великой Отечественной войны в эвакуации (с 1941 по 1944 г.) находился филиал Ленинградского государственного университета под руководством академика В. А. Амбарцумяна. Среди сотрудников филиала были В. И. Смирнов, В. А. Фок, В. В. Соболев (впоследствии академики). Тогда же в Елабуге была размещена часть эвакуированной из города Вышний Волочек хлопчатобумажной фабрики. Здесь же жила и 31 августа 1941 покончила с собой поэтесса Марина Цветаева.
В послевоенное время возле города были открыты крупные месторождения нефти. Были открыты новые месторождения — Первомайское, Елабужское, Красноборское и др. С 1961 г. Елабуга – центр нефтедобывающей промышленности.
[700x525]
Башя Чертова городища
Настоящим символом Елабуги является башня Чёртова городища на месте старого булгарского поселения. Это единственное сооружение, оставшееся от домонгольского периода. В 1844 г. она рухнула, но по инициативе купца Шишкина ее в 1867 г. восстановили.
Сегодня Елабуга - это современный город европейского уровня. С приходом «нефтянников» спокойная жизнь городка изменилась, была возведена современная часть Елабуги («восточка»), 4-й микрорайон, различные спортивные и социальные объекты. Кроме того, сейчас Елабуга всем известна как родина особой экономической зоны «Алабуга». В городе действует Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, который расположен в здании, в котором ранее располагалось Епархиальное училище. Перед зданием установлен памятник Стахееву, самому известному благотворителю Елабуги.
И все же до сих пор городостью Елабуги является старый город с архитектурой времен расцвета купечества. Утопающий в зелени город с панорамой церквей, со старинными каменными особняками является образцом купеческой архитектуры XIX в., сохранившим свой неповторимый облик и ландшафт. Особенно выделяются Кафедральный собор (1821 г.), улица Набережная с Никольской церковью и Спасским собором, построеннояе в стиле «вятского барокко» Епархиальное женское училище (1903 г.). С Елабугой связано много известных людей, здесь родился и часто бывал И. И. Шишкин (многие его картины, в том числе самые известные, написаны по мотивам окрестностей Елабуги), здесь же в его доме-музее хранится часть его картин, на ул. Набережной установлен памятник, в Елабуге находится музей-усадьба Н. А. Дуровой, музей поэта М. И. Цветаевой. В Елабужском уезде родился и вырос В. М. Бехтерев (1857—1927) — учёный-психоневролог, в честь него открыт музей.
Панорама Лининогорска
Лениногорск – маленький уютный городок, расположенный на юго-востоке Татарстана, в верховьях реки Степной Зай на склонах Бугульминско-Шугуровского двухъярусного возвышенного плато. Население — более 63 тыс. чел.
До 1630-х гг. территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была заселена тюркскими кочевниками. Археологические раскопки свидетельствуют, что люди в окрестностях этих мест жили с эпохи палеолита. Город был основан в XIII в. Тогда это было село Новая Письмянка. В связи с этим на месте старого села образовался рабочий поселок. Новая Письмянка разрасталась довольно быстро. В связи с этим, в 1859 г. была построена церковь, после чего Новая Письмянка получила статус села. В 1883 г. село превратилось в волостной центр. Накануне Первой мировой войны Новая Письмянка считалась одним из крупнейших населенных пунктов региона. В 1948 г. было открыто и разработано Ромашкинское месторождение нефти. В связи с появлением новых рабочих мест, поселок начал быстро разрастаться. Началось масштабное строительство жилья, школ и других социально-значимых объектов. За семь лет поселок настолько разросся. В 1955 г. он получил статус города и был переименован в Лениногорск.
В быстроразвивающемся городе появляется институт нефтяной и газовой промышленности, телецентр, кинотеатры, стадионы музеи и другие социально-культурные объекты. В конце шестидесятых годов начинается строительство новых заводов и фабрик. В семидесятые годы город преображается. Начинается реконструкция улиц, создается искусственное озеро, по всему городу появляются новые монументы и скульптурные композиции. Происходит открытие новых спортивных объектов.
Современный Лениногорск — крупный многоотраслевой промышленный, культурный и научный центр республики. Город окружен лесами и холмами, а по территории города протекают реки Камышла и Кислинка. Красивейшая природа – вот главная особенность города: здесь есть и лес, и горы, и озеро, и родник. Город можно посмотреть с высоты птичьего полета, поднявшись на ротонду.
Гости могут посетить краеведческий музей, который является одной из главных достопримечательностей города. В 2006 г. была открыта мечеть «Ихлас» на берегу весьма живописного озера. При мечети работает музей татарской мусульманской культуры. Множество скульптурных памятников и обелисков, монументов и барельефов, скверов и парков - еще одна особенность города.
Каждый город Татарстана уникален, словно страница истории народа. И в географических ландшафтах можно увидеть чем живет сегодня республика, оценить ее наследие и отдохнуть среди красот природы.
(c) Игорь Попов
журнал "Живописная Россия"