• Авторизация


от Дмитрий Шварц 10-12-2016 10:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК И ЕГО ИВЕТТ ГИЛЬБЕР

[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша «Диван Жапоне» («Японский диван»). 1892-1893.



Жан Сарразен, этот популяризатор «оливок среди северных племен», как он себя именовал, в

течение долгого времени бродил по Монмартру из одного кабаре в другое с тазом в руках,

предлагая любителям за пять су двенадцать оливок в кульке из листка бумаги с его

стихотворением. Затем, так и не расставшись со своим тазиком, он оборудовал «Японский

диван» - узкий зал с низким потолком, украшенный и обставленный в японском стиле. Тогда

Япония была в моде как в живописи, так в театре и в литературе (*«Госпожа Хризантема» - 

нашумевшее произведение Пьера Лоти, было издано в 1887 г.).  


В «Японском диване» официантки были одеты в кимоно, бильярдные столы выкрашены в синий и

красный цвета, потолок позолочен, а стулья покрыты черным лаком. «Поэт с оливками» проявил

проницательность в выборе развлечений. Год назад он сделал крайне удачный шаг, пригласив

певицу Иветт Гильбер, которая во многом способствовала успеху кабаре.



[показать] 


Певица Иветт Гильбер.



Начинала Иветт Гильбер трудно, но все-таки добилась признания публики. Она стала знаменитостью.

Иветт была высокая, худая, плоскогрудая женщина с шеей, которой «не было конца», с невероятно

длинными руками в черных перчатках чуть ли не до плеч, с округленными тушью глазами, длинным

утиным носом, большим ярко-красным, словно окровавленным ртом, который выделялся на 

мертвенно-бледном лице, и с высоким пучком рыжих волос на голове.



[показать]

Анри де Тулуз-Лотрек. Певица Иветт Гильбер. 1894.

 

Она выступала в «Японском диване» ежедневно от десяти до одиннадцати часов вечера. Среди

посетителей было много художников и писателей. Иветт пела своим пронзительным голосом 

уличные песенки, такую, как «Девственницы», ее заставляли повторять по три-четыре раза:

Они что абрикос зеленый,

И жестки, как орех каленый,

Без прелести их лица -

Девицы!



[показать]

Анри де Тулуз-Лотрек. Иветт Гильбер на поклонах. 1894.

 


Своеобразие Иветт Гильбер, казалось, должно было бы привлечь Лотрека, однако в своем плакате,

посвященном «Дивану», он изображает лишь ее силуэт в углу композиции, уделив большее место

Джейн Авриль, которая фигурирует у него в качестве зрительницы, и Эдуару Дюжардену.

Эта великолепно уравновешенная композиция является поистине шедевром.



[показать]

Анри де Тулуз-Лотрек. Иветт Гильбер. 1894.



Иветт Гильбер совершенно покорила Лотрека, и он ходил за ней по пятам. Как всякий раз, когда

он увлекался своей моделью, он не уставал наблюдать лицо, позы, поведение этой женщины с 

«профилем озорного лебедя-шутника», «которая исполняла свадебные песни на похоронные мотивы».

Все модели Лотрека, которые он рисовал, писал или изображал на литографиях, были чем-то 

сродни друг другу, всех их он заставлял войти в свой мир. С Иветт Гильбер это было сделать 

легко, она была его «типажем».



[показать]

Анри де Тулуз-Лотрек. Иллюстрация к альбому «Иветт Гильбер». 1894

.

Чем бы ни работал Лотрек - углем, кистью, литографским карандашом, - он проникал в душу

своей модели, вживался в ее образ, изучал ее тело, лицо, ее выпирающие кости, подключичные

и подмышечные впадины, ее длинные руки, шею, ее взбегающие брови, рыжий шиньон, остренький

подбородок, ее вздернутый, словно он ловит капельки дождя, нос.

Глаз художника был жесток. В процессе творчества художник зачастую проявляет насилие,

выступает как узурпатор.



[показать]


Анри де Тулуз-Лотрек. Серия «Кафешантан», Иветт Гильбер. 1893.

Для Лотрека Иветт Гильбер заняла в кафешантане такое же место, какое Ла Гулю занимала в 

кабаре на Монмартре. Она была воплощением кафешантана, как Ла Гулю - кадрили. Лотреку 

хотелось сделать афишу для Иветт Гильбер, он набросал углем на желтоватой писчей бумаге 

эскиз этой афиши, подкрасил его и послал актрисе.



[показать]

Анри де Тулуз-Лотрек. Серия «Кафешантан», Иветт Гильбер. 1893.



Иветт Гильбер не очень страдала из-за своей неблагодарной внешности. Она была кокетлива на 

свой манер. Своеобразный талант Лотрека несколько обескураживал ее, но в глубине души она 

была им покорена. Ее поражала таившаяся в этом гномике сила, которая толкала его на такую 

суровую правду. Да, эскиз, бесспорно, сделан незаурядным человеком, и Иветт Гильбер уже 

была склонна заказать Лотреку афишу, но друзья отговорили ее - она не должна соглашаться, 

чтобы ее изображали такой уродливой. Певица отклонила предложение Лотрека, сославшись на 

то, что афиша для ее выступлений в зимнем сезоне уже заказана и почти закончена. «Итак, - 

писала она ему, - мы еще вернемся к этой теме. Но, ради создателя, не изображайте меня 

такой ужасающе уродливой! Хоть немножко привлекательнее!.. Сколько людей, которые приходили 

ко мне, глядя на ваш эскиз, возмущались и негодовали… Ведь многие - да, да, очень многие! -

не в силах понять искусство…»



Но Лотрек не сложил оружия. Он задумал выпустить альбом литографий, целиком посвященный 

певице, с предисловием Гюстава Жеффруа. В одно прекрасное утро в сопровождении Мориса Донне

Лотрек явился к ней на квартиру на авеню Виллье. Там Иветт Гильбер впервые встретилась с 

художником (*Иветт Гильбер в своих мемуарах («Песня моей жизни») пишет, что познакомилась

с Лотреком в 1895 г., но она, безусловно, ошибается.). («Пришел гиньоль!» - воскликнул

ошеломленный лакей, вбежав доложить о неожиданном визите.) Она была поражена внешностью

Лотрека.



[показать]


Анри де Тулуз-Лотрек

 

Увидев эту «огромную голову с темными волосами, красным лицом, черной бородой, лоснящейся

кожей, с толстым носом и уродливым ртом», она лишилась дара речи. Но потом «я посмотрела

Лотреку в глаза. О, до чего же они были прекрасны! Большие, открытые, лучезарные, 

излучающие тепло и сияние. Я не могла оторвать от них взгляда, и вдруг Лотрек, заметив это,

снял пенсне. Он знал о своем единственном богатстве и щедро и великодушно поделился им со

мной. Когда он снимал пенсне, я увидела его руки - коротенькие, с огромной квадратной 

кистью. Морис Донне сказал мне:

- Вот… Я привел к тебе на обед Лотрека, он хочет сделать с тебя наброски…»



[показать]

Анри де Тулуз-Лотрек "Автопортрет", 1896.



Иветт навсегда запомнился этот обед. Подбородок Лотрека едва возвышался над столом. Еда 

проваливалась в щель его рта. «Когда он жевал, его толстые вывороченные губы двигались в 

такт челюстям… Подали рыбу с соусом, и Лотрек громко зачавкал». Но, как обычно, очарование

Лотрека, его простота сразу же покорили певицу. Недаром Таде Натансон совершенно справедливо

заметил как-то, что тем, кто любил Лотрека, «надо было сделать усилие, чтобы увидеть его

таким, каким он выглядел в глазах остальных».



[показать]

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Иветт Гильбер. 1894.



За этой встречей последовали другие. Иветт часто позировала Лотреку, он приносил на авеню

Виллье все, что нужно для работы, и без конца рисовал актрису. Однажды, проглядывая его

наброски, Иветт обиделась и возмущенно заметила: «Да, вы действительно гений уродства!»

Художник, задетый за живое, отрезал: «Да, бесспорно».

Их встречи проходили бурно, в беспрерывных стычках. Казалось, Лотреку доставляло удовольствие

злить и шокировать певицу. «Ах, любовь, любовь! - заявлял он. - Иветт, вы можете воспевать

ее сколько угодно, но при этом затыкайте свой нос, дорогая моя… Да, да, затыкайте нос, она 

дурно пахнет… Если бы вы воспевали вожделение и как при этом кипит кровь, о, тогда я с вами

согласился бы… Но любовь, бедная моя Иветт… Любви не существует!» - говорил он скрипучим

голосом. «А сердце, Лотрек? Как быть с сердцем?» - «Сердце? А сердце не имеет с любовью 

ничего общего». Лотрек хохочет, вспомнив, наверное, как его далекий предок сказал графине 

де ла Тремуай: «Сердце! Разве умная женщина станет говорить о сердце, когда речь идет о

постели…» «Да что вы, дорогая Иветт, у мужчин, которых любят красотки, порочны и глаза,

и рот, и руки, и все остальное…» 


[показать]

1894 Музей Тулуз-Лотрека, Альби



Лотрек приходит в неистовство, его лицо трясется от злорадного и скорбного смеха. «А женщины!

На их лицах это тоже отражается!» Лотрек раскрыл альбом и показал свои наброски: «Вот,

смотрите, любящие женщины и любимые мужчины…» Лотрек захихикал: «Полюбуйтесь этими Ромео 

и Джульеттами!» И снова залился смехом. Да, он смеялся. «Ах, какой это был смех!» Он смеялся

и тогда, когда Иветт высказала предположение, что в домах терпимости он прячется от своих

кредиторов. Да нет же, он живет там потому, что ему это нравится, и нечего искать другие

объяснения. Ему нравится наблюдать проституцию. Ведь никому и в голову не приходит, что в

любом уродстве есть своя красота. А Лотрек видел эту красоту, он выискивал ее. Он друг и

доверенное лицо «несчастных женщин, служащих любви». Он знал их душу. Они прекрасны. Они

достойны кисти Беноццо Гоццоли. Да, они прекрасны.

В смехе Лотрека чувствовалось искреннее волнение, и он, схватив лист бумаги, давал выход

ему, нервными линиями набрасывая чей-нибудь портрет.

Альбом «Иветт Гильбер» был выпущен Андре Марти в конце августа. В него вошло шестнадцать

литографий.

Вначале певица отнеслась к альбому одобрительно. «Я довольна и весьма благодарна вам, 

поверьте мне». Но, как это уже произошло с эскизом афиши, близкие Иветт Гильбер умерили 

ее восторг. Мать даже посоветовала подать на Лотрека в суд за «диффамацию». Писатель Жан

Лоррен, надушенный и напудренный сибарит с перстнями на руках, который помог Иветт сделать

карьеру и который ненавидел Лотрека, грозился порвать с ней за то, что «она согласилась,

чтобы этот человек вымазал ее гусиным пометом» (оттиски литографий были выполнены зеленым 

цветом). Но Иветт Гильбер все же подписала все сто экземпляров.




[показать]

Yvette Guilbert by Henri de Toulouse-Lautrec



Вскоре в печати появились хвалебные статьи об этом альбоме (одна из них, в «Жюстис», была

написана Клемансо), и певица полностью примирилась со своим жестоким портретистом. Она

пригласила его вместе с Жеффруа в свое поместье Во, около Мелана. Втроем они сели в лодку

и поплыли по Сене. Мужчины, в цилиндрах, гребли, а Иветт сидела у руля. 

«Мне посчастливилось, - вспоминал потом Лотрек об этой прогулке, - я плыл дорогой,

которую мне указывала звезда».



Некоторое время спустя в газете «Рир», основанной Арсеном Александром, появился новый 

портрет Иветт Гильбер. Лотрек изобразил ее поющей. «Певица собиралась на следующий день 

в Лондон, - комментировала газета, - но, узнав, что Тулуз-Лотрек должен был дать ее портрет

в „Рир“, не только согласилась позировать ему, но сама настояла на этом и спела специально

для него очаровательный припев» (*Ж. Адемар приводит такой факт: «Один черно-белый оттиск,

специально изготовленный, был присужден газетой 16 февраля 1895 г. в качестве премии 

победителю конкурса ребусов Гибо. Однако, насколько известно, выигравший не явился за ним».

За 1894 г. помимо литографий, плакатов и рисунков насчитывается примерно сорок пять 

холстов Лотрека (из них около тридцати посвящены домам терпимости).).



[показать]

Из книги Анри Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека".


 



PS. Иветта Гильбер наиболее известна как модель Тулуз-Лотрека, но ее писали и другие художники 

 

[показать]

Yvette Guilbert by Jules Chéret


[показать]

Yvette Guilbert by Ferdinand Bac


[показать]

И еще одна афиша, наверное, Жюля Шере


[показать]

Леонетто КАПЬЕЛЛО 


[показать]

Kaрл ЛЁВЕН 


[показать]

Иветта Гильбер (Yvette Guilbert, 20 января 1865, Париж — 3 февраля 1944, Экс-ан-Прованс) 


*** 

 

___________________________________

источник          

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник от Дмитрий Шварц | MultiMazurka - Дневник MultiMazurka | Лента друзей MultiMazurka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»