[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша «Диван Жапоне» («Японский диван»). 1892-1893.
Жан Сарразен, этот популяризатор «оливок среди северных племен», как он себя именовал, в
течение долгого времени бродил по Монмартру из одного кабаре в другое с тазом в руках,
предлагая любителям за пять су двенадцать оливок в кульке из листка бумаги с его
стихотворением. Затем, так и не расставшись со своим тазиком, он оборудовал «Японский
диван» - узкий зал с низким потолком, украшенный и обставленный в японском стиле. Тогда
Япония была в моде как в живописи, так в театре и в литературе (*«Госпожа Хризантема» -
нашумевшее произведение Пьера Лоти, было издано в 1887 г.).
В «Японском диване» официантки были одеты в кимоно, бильярдные столы выкрашены в синий и
красный цвета, потолок позолочен, а стулья покрыты черным лаком. «Поэт с оливками» проявил
проницательность в выборе развлечений. Год назад он сделал крайне удачный шаг, пригласив
певицу Иветт Гильбер, которая во многом способствовала успеху кабаре.
[показать]
Певица Иветт Гильбер.
Начинала Иветт Гильбер трудно, но все-таки добилась признания публики. Она стала знаменитостью.
Иветт была высокая, худая, плоскогрудая женщина с шеей, которой «не было конца», с невероятно
длинными руками в черных перчатках чуть ли не до плеч, с округленными тушью глазами, длинным
утиным носом, большим ярко-красным, словно окровавленным ртом, который выделялся на
мертвенно-бледном лице, и с высоким пучком рыжих волос на голове.
[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек. Певица Иветт Гильбер. 1894.
Она выступала в «Японском диване» ежедневно от десяти до одиннадцати часов вечера. Среди
посетителей было много художников и писателей. Иветт пела своим пронзительным голосом
уличные песенки, такую, как «Девственницы», ее заставляли повторять по три-четыре раза:
Они что абрикос зеленый,
И жестки, как орех каленый,
Без прелести их лица -
Девицы!
[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек. Иветт Гильбер на поклонах. 1894.
Своеобразие Иветт Гильбер, казалось, должно было бы привлечь Лотрека, однако в своем плакате,
посвященном «Дивану», он изображает лишь ее силуэт в углу композиции, уделив большее место
Джейн Авриль, которая фигурирует у него в качестве зрительницы, и Эдуару Дюжардену.
Эта великолепно уравновешенная композиция является поистине шедевром.
[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек. Иветт Гильбер. 1894.
Иветт Гильбер совершенно покорила Лотрека, и он ходил за ней по пятам. Как всякий раз, когда
он увлекался своей моделью, он не уставал наблюдать лицо, позы, поведение этой женщины с
«профилем озорного лебедя-шутника», «которая исполняла свадебные песни на похоронные мотивы».
Все модели Лотрека, которые он рисовал, писал или изображал на литографиях, были чем-то
сродни друг другу, всех их он заставлял войти в свой мир. С Иветт Гильбер это было сделать
легко, она была его «типажем».
[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек. Иллюстрация к альбому «Иветт Гильбер». 1894
.
Чем бы ни работал Лотрек - углем, кистью, литографским карандашом, - он проникал в душу
своей модели, вживался в ее образ, изучал ее тело, лицо, ее выпирающие кости, подключичные
и подмышечные впадины, ее длинные руки, шею, ее взбегающие брови, рыжий шиньон, остренький
подбородок, ее вздернутый, словно он ловит капельки дождя, нос.
Глаз художника был жесток. В процессе творчества художник зачастую проявляет насилие,
выступает как узурпатор.
Анри де Тулуз-Лотрек. Серия «Кафешантан», Иветт Гильбер. 1893.
Для Лотрека Иветт Гильбер заняла в кафешантане такое же место, какое Ла Гулю занимала в
кабаре на Монмартре. Она была воплощением кафешантана, как Ла Гулю - кадрили. Лотреку
хотелось сделать афишу для Иветт Гильбер, он набросал углем на желтоватой писчей бумаге
эскиз этой афиши, подкрасил его и послал актрисе.
[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек. Серия «Кафешантан», Иветт Гильбер. 1893.
Иветт Гильбер не очень страдала из-за своей неблагодарной внешности. Она была кокетлива на
свой манер. Своеобразный талант Лотрека несколько обескураживал ее, но в глубине души она
была им покорена. Ее поражала таившаяся в этом гномике сила, которая толкала его на такую
суровую правду. Да, эскиз, бесспорно, сделан незаурядным человеком, и Иветт Гильбер уже
была склонна заказать Лотреку афишу, но друзья отговорили ее - она не должна соглашаться,
чтобы ее изображали такой уродливой. Певица отклонила предложение Лотрека, сославшись на
то, что афиша для ее выступлений в зимнем сезоне уже заказана и почти закончена. «Итак, -
писала она ему, - мы еще вернемся к этой теме. Но, ради создателя, не изображайте меня
такой ужасающе уродливой! Хоть немножко привлекательнее!.. Сколько людей, которые приходили
ко мне, глядя на ваш эскиз, возмущались и негодовали… Ведь многие - да, да, очень многие! -
не в силах понять искусство…»
Но Лотрек не сложил оружия. Он задумал выпустить альбом литографий, целиком посвященный
певице, с предисловием Гюстава Жеффруа. В одно прекрасное утро в сопровождении Мориса Донне
Лотрек явился к ней на квартиру на авеню Виллье. Там Иветт Гильбер впервые встретилась с
художником (*Иветт Гильбер в своих мемуарах («Песня моей жизни») пишет, что познакомилась
с Лотреком в 1895 г., но она, безусловно, ошибается.). («Пришел гиньоль!» - воскликнул
ошеломленный лакей, вбежав доложить о неожиданном визите.) Она была поражена внешностью
Лотрека.
Анри де Тулуз-Лотрек
Увидев эту «огромную голову с темными волосами, красным лицом, черной бородой, лоснящейся
кожей, с толстым носом и уродливым ртом», она лишилась дара речи. Но потом «я посмотрела
Лотреку в глаза. О, до чего же они были прекрасны! Большие, открытые, лучезарные,
излучающие тепло и сияние. Я не могла оторвать от них взгляда, и вдруг Лотрек, заметив это,
снял пенсне. Он знал о своем единственном богатстве и щедро и великодушно поделился им со
мной. Когда он снимал пенсне, я увидела его руки - коротенькие, с огромной квадратной
кистью. Морис Донне сказал мне:
- Вот… Я привел к тебе на обед Лотрека, он хочет сделать с тебя наброски…»
[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек "Автопортрет", 1896.
Иветт навсегда запомнился этот обед. Подбородок Лотрека едва возвышался над столом. Еда
проваливалась в щель его рта. «Когда он жевал, его толстые вывороченные губы двигались в
такт челюстям… Подали рыбу с соусом, и Лотрек громко зачавкал». Но, как обычно, очарование
Лотрека, его простота сразу же покорили певицу. Недаром Таде Натансон совершенно справедливо
заметил как-то, что тем, кто любил Лотрека, «надо было сделать усилие, чтобы увидеть его
таким, каким он выглядел в глазах остальных».
[показать]
Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Иветт Гильбер. 1894.
За этой встречей последовали другие. Иветт часто позировала Лотреку, он приносил на авеню
Виллье все, что нужно для работы, и без конца рисовал актрису. Однажды, проглядывая его
наброски, Иветт обиделась и возмущенно заметила: «Да, вы действительно гений уродства!»
Художник, задетый за живое, отрезал: «Да, бесспорно».
Их встречи проходили бурно, в беспрерывных стычках. Казалось, Лотреку доставляло удовольствие
злить и шокировать певицу. «Ах, любовь, любовь! - заявлял он. - Иветт, вы можете воспевать
ее сколько угодно, но при этом затыкайте свой нос, дорогая моя… Да, да, затыкайте нос, она
дурно пахнет… Если бы вы воспевали вожделение и как при этом кипит кровь, о, тогда я с вами
согласился бы… Но любовь, бедная моя Иветт… Любви не существует!» - говорил он скрипучим
голосом. «А сердце, Лотрек? Как быть с сердцем?» - «Сердце? А сердце не имеет с любовью
ничего общего». Лотрек хохочет, вспомнив, наверное, как его далекий предок сказал графине
де ла Тремуай: «Сердце! Разве умная женщина станет говорить о сердце, когда речь идет о
постели…» «Да что вы, дорогая Иветт, у мужчин, которых любят красотки, порочны и глаза,
и рот, и руки, и все остальное…»
[показать]
1894 Музей Тулуз-Лотрека, Альби
Лотрек приходит в неистовство, его лицо трясется от злорадного и скорбного смеха. «А женщины!
На их лицах это тоже отражается!» Лотрек раскрыл альбом и показал свои наброски: «Вот,
смотрите, любящие женщины и любимые мужчины…» Лотрек захихикал: «Полюбуйтесь этими Ромео
и Джульеттами!» И снова залился смехом. Да, он смеялся. «Ах, какой это был смех!» Он смеялся
и тогда, когда Иветт высказала предположение, что в домах терпимости он прячется от своих
кредиторов. Да нет же, он живет там потому, что ему это нравится, и нечего искать другие
объяснения. Ему нравится наблюдать проституцию. Ведь никому и в голову не приходит, что в
любом уродстве есть своя красота. А Лотрек видел эту красоту, он выискивал ее. Он друг и
доверенное лицо «несчастных женщин, служащих любви». Он знал их душу. Они прекрасны. Они
достойны кисти Беноццо Гоццоли. Да, они прекрасны.
В смехе Лотрека чувствовалось искреннее волнение, и он, схватив лист бумаги, давал выход
ему, нервными линиями набрасывая чей-нибудь портрет.
Альбом «Иветт Гильбер» был выпущен Андре Марти в конце августа. В него вошло шестнадцать
литографий.
Вначале певица отнеслась к альбому одобрительно. «Я довольна и весьма благодарна вам,
поверьте мне». Но, как это уже произошло с эскизом афиши, близкие Иветт Гильбер умерили
ее восторг. Мать даже посоветовала подать на Лотрека в суд за «диффамацию». Писатель Жан
Лоррен, надушенный и напудренный сибарит с перстнями на руках, который помог Иветт сделать
карьеру и который ненавидел Лотрека, грозился порвать с ней за то, что «она согласилась,
чтобы этот человек вымазал ее гусиным пометом» (оттиски литографий были выполнены зеленым
цветом). Но Иветт Гильбер все же подписала все сто экземпляров.
[показать]
Yvette Guilbert by Henri de Toulouse-Lautrec
Вскоре в печати появились хвалебные статьи об этом альбоме (одна из них, в «Жюстис», была
написана Клемансо), и певица полностью примирилась со своим жестоким портретистом. Она
пригласила его вместе с Жеффруа в свое поместье Во, около Мелана. Втроем они сели в лодку
и поплыли по Сене. Мужчины, в цилиндрах, гребли, а Иветт сидела у руля.
«Мне посчастливилось, - вспоминал потом Лотрек об этой прогулке, - я плыл дорогой,
которую мне указывала звезда».
Некоторое время спустя в газете «Рир», основанной Арсеном Александром, появился новый
портрет Иветт Гильбер. Лотрек изобразил ее поющей. «Певица собиралась на следующий день
в Лондон, - комментировала газета, - но, узнав, что Тулуз-Лотрек должен был дать ее портрет
в „Рир“, не только согласилась позировать ему, но сама настояла на этом и спела специально
для него очаровательный припев» (*Ж. Адемар приводит такой факт: «Один черно-белый оттиск,
специально изготовленный, был присужден газетой 16 февраля 1895 г. в качестве премии
победителю конкурса ребусов Гибо. Однако, насколько известно, выигравший не явился за ним».
За 1894 г. помимо литографий, плакатов и рисунков насчитывается примерно сорок пять
холстов Лотрека (из них около тридцати посвящены домам терпимости).).
[показать]
Из книги Анри Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека".
PS. Иветта Гильбер наиболее известна как модель Тулуз-Лотрека, но ее писали и другие художники
[показать]
Yvette Guilbert by Jules Chéret
[показать]
Yvette Guilbert by Ferdinand Bac
[показать]
И еще одна афиша, наверное, Жюля Шере
[показать]
Леонетто КАПЬЕЛЛО
[показать]
Kaрл ЛЁВЕН
[показать]
Иветта Гильбер (Yvette Guilbert, 20 января 1865, Париж — 3 февраля 1944, Экс-ан-Прованс)
***
___________________________________