Елена Образцова родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде, в семье Василия Алексеевича Образцова и Натальи Ивановны Образцовой. Жила в блокадном Ленинграде. В 1943 году вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в г. Устюжну Вологодской области.
В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова.
Летом 1954 года отец Елены, Василий Алексеевич Образцов, был назначен главным конструктором на таганрогский завод «Красный котельщик». Руководство города выделило семье Образцовых квартиру в центре города, в доме Фрунзе 43, напротив Главпочтамта, в двух шагах от школы № 10, в которую определили Елену. Окончив в 1956 году среднюю школу, Елена сразу поступила в Музыкальную школу имени П. И. Чайковского. На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по её рекомендации году Елена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.
В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. В 1963 году, будучи студенткой консерватории, Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов».
В 1964 году окончила ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу профессора А. А. Григорьевой. С того же года — солистка Большого театра. В том же году во время первых гастролей Большого театра на сцене Миланского театра Ла Скала выступила в роли Гувернантки в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Несмотря на скромность этой партии, обратила на себя внимание итальянской публики и прессы. В дальнейшем выступила на сцене Ла Скала в главных партиях.
В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил её в статусе звезды мировой оперы.
Через несколько месяцев Образцова выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди. В 1977 году Образцова выступила в роли Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».
В 1973—1994 годах Образцова преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.
Образцова выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска», имела обширный концертный репертуар — камерно-вокальные произведения.
В 2000 году Образцова дебютировала на драматической сцене, сыграв главную роль в спектакле театра Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Мейнарда. В 2003—2004 годах состоялись её выступления с программой классического джаза (Д. Эллингтон, В. Дюк, Дж. Гершвин) с квартетом И. М. Бутмана и оркестром под управлением Д. Бергера.
В 2007—2008 гг. возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
В Петербурге Елена Образцова руководила культурным центром, названным её именем, где работала с молодыми исполнителями. В Москве функционирует Фонд Елены Образцовой — благотворительный фонд поддержки музыкального искусства.
Преподавала в Токийской музыкальной академии, читала лекции на японском языке. Образцова владела также итальянским и французским языками.
Масштабная творческая деятельность певицы и её заслуги перед российской и мировой музыкальной культурой нашли отражение в многочисленных публикациях музыковедов и искусствоведов.
Елена Образцова. Концерт в Большом зале Московской консерватории
Г. Гендель. Ария из кантаты "Te Deum"
Г. Гендель. Ария Флавия из оперы "Флавий"
В. Моцарт. Канцонетта "Покой мне, всю душу, как прежде наполнил"
Л. Бетховен, Р. Геллерт. "Хвала природе"
М. де Фалья. "Семь испанских народных песен"
П. Чайковский, Н. Щербина. "Примирение"
П. Чайковский, К. Р. "Уж гасли в комнатах огни"
П. Чайковский, А. Толстой. "Средь шумного бала"
П. Чайковский, А. Толстой. "То было раннею весной"
П. Чайковский, И. Суриков. "Я ли в поле да не травушка была"
С. Рахманинов, А. Фет. "В молчаньи ночи тайной"
С. Рахманинов, А. Апухтин. "О, не грусти"
С. Рахманинов, Г. Галина. "У моего окна"
С. Рахманинов, перевод А. Апухтина. Отрывок из Мюссе
С. Рахманинов, Е. Бекетова. "Сирень"
С. Рахманинов, А. Фет. "Какое счастье"
Елена Васильевна Образцова ушла из жизни 12 января 2015 года на 76-м году жизни от рака крови в Лейпциге, где проводила зиму и проходила лечение по настоянию врачей. Церемония прощания проходила 14 января 2015 года в Большом театре. Отпевание, прошедшее 15 января 2015 года в Храме Христа Спасителя, возглавил председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов). В этот же день Елена Васильевна Образцова была похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.
Кончина Образцовой вызвала широкий отклик как среди поклонников творчества певицы, так и среди её великих партнёров по оперной сцене. «Прощай, моя любимая Кармен!», написал Пласидо Доминго. «Елена была фантастической артисткой и великолепным партнёром по сцене, каждая встреча с ней была большой радостью для меня. Мы с ней очень часто пели вместе: в „Дон Карлосе“, „Аиде“, „Кармен“, и всегда это было незабываемо», сказал Хосе Каррерас.
Википедия.