• Авторизация


от Mabchkon 13-04-2015 06:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Оригинальное сообщение

Ламара Чкония - первые творческие успехи

1963 год, 17 сентября, г. Киев

Киевский оперный театр по уровню и по официальной государственной категории уравнен с московским Большим и ленинградскими театрами. Таких театров в Советском Союзе только три. Когда говорю о категории этих театров, то подразумеваю огромные материальные ресурсы, возможности и большие зарплаты. Киевский театр десятилетиями украшала певица мирового уровня, народная артистка СССР, любимица украинского народа Зоя Михайловна Гайдай. Я не имела счастья слушать ее со сцены, так как за два года до моего приезда в Киев она оставила сцену и всю свою энергию отдавала воспитанию молодых певцов в консерватории. И вот через полтора месяца после моего приема в театр был назначен мой дебют в роли Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского.

[300x400]

Зоя Гайдай

Роль Татьяны для дебюта я избрала потому, что она у меня еще в Тбилиси была готова, но тогдашнее тбилисское руководство театра приложило все усилия, чтобы не допустить меня к этой роли. И вообще, после того как в опере «Даиси» роль Маро я спела успешно и в музыкальном мире города, а также в прессе появились положительные отзывы, руководство театра вместо того, чтобы поощрить начинающую артистку, в течение четырех лет, все силы приложило, чтобы я оставила театр.

В киевском театре на первых репетициях я почувствовала, что все вокруг буквально дышит воспоминаниями о Зое Гайдай: «Вот, наша Зоя это место так исполняла!.. Вот наша Зоя эту фразу так пела!.. Вот, наша Зоя эту фразу с таким подтекстом мыслила!». Дирижер, Режиссер и партнеры – все стремились как-то помочь мне достойно спеть спектакль. И я старалась учитывать их советы одновременно не потерять свою индивидуальность. Тем более, что в детстве в Батуми во время занятий в русской школе я всего «Евгения Онегина» знала наизусть. И даже имела свое индивидуальное видение образа Татьяны.

Генеральные оркестровые репетиции уже закончились, и мой дебют в роли Татьяны хорошо прошел. В зале был полный аншлаг. Люди стояли в проходах. Спектакль дирекция театра хорошо разрекламировала – по всему Киеву расклеены были огромные афиши. К этому добавились интервью директора театра по радио, телевидению и прессе.

После спектакля многие поздравляли меня с успехом. В переполненную людьми гримерную заглянул радостный директор Виктор Петрович Гонтарь и с порога громогласно заявил: «Вот, только сейчас можете считать, что вас приняли в театр, а не два месяца назад, когда зарплату назначили!».

[502x700]

Ламара Чкония - работа художника А. Отрешко

После того, как моя гримерная комната опустела и мы с Морисом собирались уходить домой, дверь отворилась и на пороге появилась хорошо одетая, голубоглазая, красивая, импозантная женщина. У меня почему-то мгновенно промелькнула мысль, что стою перед легендарной Зоей Михайловной Гайдай, хотя я никогда ее ранее не видела. Я с радостью кинулась ей на встречу, и как-то само собой получилось, что обняла и поцеловала ее. Она поздравила меня с дебютом и сказала: «Дитя мое, твой голос, благодаря твоим родителям и педагогу, хорошо звучит. В вашем пении есть что-то такое, что заставляет зрителя слушать и нравиться ему. Но, не обижайтесь, прямо скажу, что есть места, где вы холодны, холодны как собачий нос! Представляю себе, если это все исправить, как может быть великолепно!». Эти слова мгновенно опустили меня с облаков на землю. После небольшой паузы осмелилась и попросила помочь мне. Так мы и познакомились!..

И действительно, несмотря на то, что Зоя Михайловна была тяжело больна, она часто приходила на мои спектакли и репетиции, а после спектаклей подолгу сидела у меня в гримерной и указывала где, что и как улучшить. Я знала, что лучше нее никто не смог бы научить, так как она сама являлась несравненной Татьяной, Маргаритой, Чио-Чио-сан и Дездемоной.

Ее речь отличалась чрезвычайно богатой лексикой. Была красноречивой и впечатляющей, эмоциональной и убедительной! После беседы с ней я долго оставалась под впечатлением, что очень помогало мне в моей творческой работе. Встречи с ней стали для меня просто необходимостью.

Помню, прежде чем отправиться на всемирный конкурс молодых певцов в Болгарии в город Софию, мы с Зоей Михайловной в основном работали над образом Чио-Чио-сан, так как по условиям конкурса прошедшие на третий тур певцы обязаны были выступать в оперной роли на сцене софийского театра оперы и балета. За несколько дней перед отъездом в Болгарию Зоя Михайловна, прослушав всю мою конкурсную программу первого и второго туров, сказала: «Моя дорогая, ты поешь арию Пажа из оперы «Гугеноты» Мейербера и совершенно не понимаешь, кто такой Паж. Вы увлечены исполнением только фиоритур и пассажей своим красивым голосом и хорошей интонацией. Полагаешь, больше ни о чем не надо думать? Кто такой Паж? Он же мальчик лет 15, которому все вокруг интересно. Он является сыном вельможи или какого-то высокопоставленного лица при королевском дворе. Он будущий граф или герцог. Он знает все ходы и выходы во дворце. И, представь себе, он знает больше, чем даже министр внутренних дел. Он одновременно является любовником нескольких статских дам. Входит в их апартаменты, следит за жителями королевского дворца, за их интимной жизнью, интригами и сам в них принимает участие. Он хитрый, изворотливый, везде и всюду шныряет постоянно. Вот каков Паж. А вы не желаете утруждать себя и ограничиваетесь красивым голосом и хорошей техникой. Или вот еще что: Вы в Болгарии, если пройдете в третий тур, должны спеть всю оперу «Мадам Баттерфляй». Вы готовы, или нет?! Всего три раза спели спектакль и, естественно, этого очень мало для такой сложной роли, как Чио-Чио-сан. Думаю, хорошо было бы доработать некоторые места».

Ламара Чкония - Мейербер - "Гугеноты" - Каватина Пажа




Справедливости ради надо сказать, что я часто ходила в библиотеку, читала о Японии, женщинах-гейшах. Просматривала иллюстрации, гравюры. Даже при том, что режиссером-постановщиком театра Юрием Лековым этот образ сценически уже был сделан со мной, требованиям Зои Михайловны по его доработке не было конца.

В 1963 году в городе Софии на всемирном конкурсе оперных певцов я завоевала звание лауреата. Вокруг все отмечали, что Чио-Чио-сан Л. Чкония похожа была на японскую форфоровую статуэтку. И в этом огромная заслуга Зои Михайловны Гайдай!

Когда директор театра Виктор Петрович Гонтарь узнал, что Зоя Михайловна приходит в театр на мои репетиции, не мог скрыть своего удивления. Ведь он, как никто другой, хорошо знал о том, что Зоя Михайловна последнее время из-за тяжелой болезни отказалась ходить на уроки своих учеников в консерваторию. По возвращении с конкурса меня многие горячо поздравляли. Зоя Михайловна сказала: «Третье место, звание лауреата на всемирном конкурсе – большая победа. Жаль только, что в это время у вас не была готова опера Верди «Травиата» - спели бы, и первое место было бы гарантировано. «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини немного рановатый груз, как для вашего возраста, так и для голоса. И не смотря на это, молодец, что приехали с победой и привезли нам звание лауреата».

Очень скоро на киевской сцене я впервые спела «Травиату». Но, к сожалению, для конкурса в Болгарии, где в третьем туре надо было выступить в ведущей партии, у меня тогда еще роль Виолетты не была готова.


1964 год, 29 мая, г. Бухарест

Вчера в Румынии на знаменитой сцене г. Бухарест спела оперу «Мадам Баттерфляй». До этого в городах Клуж и Яссы по два раза спела «Травиату» и «Мадам Баттерфляй». Несмотря на то, что голос был немного переутомлен, спектакль прошел очень хорошо. Я прошу у читателя снисхождения ко мне, если покажется, что я перехваливаю себя. Этот спектакль, можно сказать, был одним из лучших в моей творческой жизни. Публика не отпускала меня со сцены. Директор театра после каждого акта прибегал ко мне, не скрывая восторга. Просил дважды в год приезжать на гастроли и петь по три спектакля. Солисты театра один за другим приходили меня поздравить. Говорили, что никогда не могли представить себе, что оперная певица может быть такой великолепной драматической актрисой. Дирижер спектакля говорил, что за всю свою жизнь никогда не слышал лучшую Чио-Чио-сан, в которой так гармонично были бы совмещены блистательный голос, вокальная школа, большой артистизм и логические подтексты.

Но и здесь репетиция, которая предшествовала спектаклю, частично напомнила мне тбилисский оперный театр. Я попросила переводчицу, чтобы репетиция была полноценной, со всеми партнерами и мизансценами. В режиссерской меня обрадовали тем, что моим партнером в роли Пинкертона будет всемирно известный тенор с великолепным голосом Ион Бузя. Как всегда, на репетицию я явилась намного раньше, поскольку знала, что к советским певцам, приехавшим в Румынию, часто относились недружелюбно.

Дирижер пришел на репетицию вовремя, хотя порядком подвыпивший. Тенор Ион Бузя опоздал на полчаса. Остальные партнеры пришли вовремя. Все с огромными амбициями. Видно было нескрываемую надменность в отношении меня. Одни сидели за спиной дирижера, другие – рядом с концертмейстером, но работать с мизансценами никто не желал. Постоянно кто-то входил и выходил из репетиционного зала. Подвыпивший дирижер задал темп вдвое быстрее, постоянно вступал со мной в споры. Но я при помощи переводчицы очень спокойно и настойчиво призвала всех к дисциплине, так как я сама репетировала в полный голос и с мизансценами. В середине репетиции установилась полная тишина и все уже серьезно работали. Дирижер смягчился и внимательно спрашивал меня, где и в каком темпе я желаю петь. Я отвечала: «Точно в том темпе, как написано в клавире». Уже в конце репетиции Ион Бузя кинул реплику: «Я уважаю таких людей, которые умеют настоять на своем и доводят свои дела и мысли до конца!».

[700x500]

Л. Чкония и Д. Шостакович, после совместного концерта, Ташкент, 1974 г.

На сцене Бузя был великолепным партнером. Действительно он обладал блестящим тенором и очень хорошей школой пения. Все вокруг говорили, что такой естественной любви на оперной сцене еще никогда не видели. Успех был огромный! На второй день Галина, переводчица, принесла мне румынские газеты, авторы публикаций которых ставили меня в ряд великих мировых звезд. «Румыния»: «Известная советская певица Ламара Чкония в операх «Травиата» и «Чио-Чио-сан» продемонстрировала свои исключительные вокально-сценические возможности!»; «Скинтея»: «Ламара Чкония впечатляет своими вокальными данными. Ее исполнение полно нежности, лиризма, она обладает всеми качествами, чтобы называться актрисой большой силы и таланта».

Ламара Чкония - Пуччини - "Мадам Баттерфляй" - Ария Чио-Чио-Сан




1963 год, 7 сентября, г. Ровно

Вместе с оркестром Всесоюзного радио и телевидения под руководством дирижера народного артиста СССР Юрия Силантьева в течение трех дней происходил гала-концерт в большом спортивном зале г. Ровно. Со мной выступали Юрий Гуляев, Дмитрий Гнатюк, Лев Лещенко и другие великолепные певцы. По три концерта в день и всегда с аншлагом. Зрители приезжали на автобусах из близлежащих районов. Естественно, в большом спортивном зале концерты проходили со звукоизоляционной аппаратурой и микрофонами. Я исполняла два произведения: «Сольвейг» Грига и «Соловей» Алябьева». Здесь же надо сказать, что петь с микрофоном намного легче, поскольку во время пения не заботишься о том, слышен в зале твой голос или нет. Иногда даже можно петь «без голоса», как эстрадники. Микрофон в любом случае увеличит силу голоса. За каждое выступление мне заплатили по 180 рублей. Для сравнения, недавно перед тем в Ленинграде в Большом зале консерватории я выступала с сольным концертом – пела 20 труднейших произведений, в том числе много «на бис». Народу был полон зал, и заплатили всего 70 рублей. Я это пишу к тому, что за самую большую «халтуру» заплатили втрое больше. И эта система, вопреки всем законам, накрепко вживается в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет – постепенно идем к деградации классической музыки.

Lamara Chkonia - Canción Faure



Младшая дочь Ламары Чкония, знаменитая оперная певица – Этери Ламорис считает, что есть произведения, которые ее мать исполняет непревзойденно. Одним из таких произведений является колыбельная из оперы Б. Годар - «Жоселен».

Lamara Chkonia - Cancion de Cuna (B.Godar)



 Публикацию хотим завершить «Кошачим дуэтом» Джоакино Россини в исполнении дочерей Ламары Чкония – Нателы Николи и Этери Ламорис.

    

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник от Mabchkon | MultiMazurka - Дневник MultiMazurka | Лента друзей MultiMazurka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»