• Авторизация


от Томаовсянка 01-02-2015 01:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Томаовсянка Оригинальное сообщение

Франц Шуберт (1797-1828). Песни

[582x733]

В наследии Франца Шуберта  насчитывается более шестисот сольных песен.
В историю вокальной лирики Шуберт вошел с песнями Гёте, закончил свою короткую жизнь песнями на слова Гейне.
   Самое совершенное, что создал Франц Шуберт в период ранней зрелости, вдохновлено поэзией Гёте. По словам Шпауна, обращенным к поэту, гётевским «прекрасным творениям он (Шуберт) обязан не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен».
Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, ещё 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Песни «Розочка», «Гретхен за прялкой», «Лесной царь» озарены немеркнущим пламенем гениальности.




 
"Гретхен за прялкой"(нем.вар. Маргарита) — монодрама, исповедь души. Один из Шубертовских шедевров, уже его зрелое произведение, не смотря на то что Шуберт его написал когда ему было всего 17 лет, а самое главное что он находит круг образов и приёмов развития, которые будут характерны для всего его последующего творчества. Сам образ безысходной тоски, отчаиния, невозможность отвлечься от мысли - один из главных шубертовских приёмов.
«Лесной царь» — драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.
Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения. «Однажды, — вспоминает Шпаун, друг композитора, — мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали его в величайшем возбуждении. С книгой в руке Франц, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух „Лесного царя“. Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова».




 


Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения.


Кроме фортепианного вступления есть еще и вокальное обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие; оно ведется от лица рассказчика-повествователя:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.


[780x522]

Словами рассказчика завершается повествование:
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.

(перевод В. Жуковского)

Остальной текст — прямая речь, распределенная между отцом, его сыном и лесным царем. Реальные лица — повествователь, отец, ребенок — объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждою персонажа.



Franz Schubert - Lieder (Fischer-Dieskau e S.Richter)
00:23 - Am Fester, D.878
04:45 - An der Donau, D.553
07:50 - Liebeslauchen, D.698
12:26 - Auf der Bruck, D.853
16:00 - Fischerweise, D.881b
19:12 - Der Wanderer, D.649
22:38 - Die Sterne, D.939
26:00 - Im Frühling, D.882




Nachtgesang im Walde

  Последний сборник шубертовских песен был составлен и издан друзьями композитора после его смерти. Полагая, что найденные в наследии Шуберта песни были написаны им незадолго до смерти, друзья назвали этот сборник «Лебединной песней». Туда вошли семь песен на слова Рельштаба, из которых самую широкую популярность приобрели «Вечерняя серенада» и «Приют»; шесть песен на слова Гейне: «Атлас», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря», «Двойник» и одна песня на слова Зейдля — «Голубиная почта».
Каждая из шести гейновских песен — несравненное художественное произведение, ярко индивидуальное и интересное многими подробностями. Но «Двойник» — одно из последних вокальных сочинений Шуберта — обобщает его искания в области новых вокальных жанров.


Двойник /Г.Гейне /Ф. Шуберт/ перевод М. Свободина/
Песни на слова Генриха Гейне — вершина эволюции шубертовской вокальной лирики и во многом отправной момент последующего развития песенно-романсного жанра.

belcanto.ruschubert_songs.html





Horowitz Schubert Moment musical in F minor n°3 op. 94 D780

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник от Томаовсянка | MultiMazurka - Дневник MultiMazurka | Лента друзей MultiMazurka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»