Сайко Наталья Петровна (12 января 1948, Таллин, ЭССР, СССР) — советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1989).
Наталья Петровна Сайко родилась 12 января 1948 года, в Таллине. Там же прошли ее детские годы. Кем только не мечтала стать юная Наташа! И учительницей, и балериной, и врачом. Причем о профессии врача девочка задумывалась вполне серьезно. Но все перевернула туристическая поездка в Ленинград. Побывав на одном из спектаклей Большого драматического театра, она приняла твердое решение стать актрисой.
[665x293]
Воплотить мечту в жизнь ей удалось сразу же после окончания 10-го класса. Наталья поступила в Театральное училище им. Б. В. Щукина, и уже на втором курсе дебютировала в кино. Это была роль Зинки, дочки участкового милиционера Анискина, в картине Ивана Лукинского «Деревенский детектив», вышедшей на экраны в 1969 году. Как отмечают критики, этой ролью Наталья Сайко буквально «ворвалась» в кинематограф, столь порывиста, решительна была её героиня.
[500x417]
В 1970 году Наталья Сайко окончила театральное училище и была принята в труппу Театра на Таганке. Причем попала туда актриса совершенно случайно, благодаря своему однокурснику. Юноша, отправляясь на просмотр в Театр на Таганке, попросил Наталью «подыграть» ему. Она согласилась. На просмотре Наталья чувствовала себя свободно и раскованно, ведь решалась не ее судьба. Именно этой раскованностью она и приглянулась руководителям театра.
[688x576]
Вскоре после дебюта на киноэкране Наталья Сайко порадовала зрителей новыми ролями. В героико-приключенческом фильме «Взрыв замедленного действия» молдавского режиссера Валериу Гажиу она сыграла барышню Лизу, оказавшую помощь подпольщикам, а в телефильме «Моя улица» Леонида Марягина – трогательную, чистую девушку Машу Скворцову. Мелодрама Леонида Марягина, рассказывающая о проблемах первой любви, взаимоотношениях в семье и поисках справедливости, вызвала у зрителей живейший отклик. Долго еще после премьеры телефильма актриса получала письма с выражением признательности за свою работу. Не обошлось и без официального признания. На Международном фестивале телефильмов в Праге Наталья Сайко была удостоена Приза за лучшее исполнение женской роли.
[720x576]
В кино Наталье Сайко посчастливилось сыграть немало центральных ролей. Практически все они пришлись на 1975-1985 годы – самое активное десятилетие в творческой жизни актрисы. Критики отмечают, что большинство героинь Натальи Сайко обладают внутренней схожестью, но при этом в каждой из них видна человеческая суть, что делает их яркими и незабываемыми.
[460x256]
Глаза актрисы, они всегда притягивали кинозрителя. Вспомним Наташу из киноповести Николая Кошелева «Старшина». Актриса создала образ настоящей русской женщины, доброй, надежной, спокойной. И лучше любых слов о ее нелегкой судьбе говорил взгляд огромных выразительных глаз, наполненных нежностью и грустью. Взгляд, в котором таилась горечь потери близких - мужа и сына, а также любовь к немало пережившему старшине Коцюбе.
Наталье Сайко нередко доводилось играть сложные драматические роли. Порой ее героини претерпевали жизненные трудности по ходу фильма, что, в результате, приводило к их внутреннему изменению. Так, как, например, в киноповести режиссеров Николая Кошелева и Валентина Морозова «Лавина» (1975). В начале картины ее Ольга Вышеславцева - счастливая, несколько эгоистичная по отношению к окружающим юная жена. А в финале перед нами вдова, с печально сомкнутыми губами, выбирающая в память о муже опасную профессию лавинщицы.
[542x351]
Особо стоит отметить роль Натальи Сайко в историко-биографическом фильме Виктора Соколова «Я – актриса» (1980). Здесь ей посчастливилось сыграть великую русскую актрису Веру Фёдоровну Комиссаржевскую. Наталья впоследствии признавалась, что эта роль была самой сложной в ее карьере. Действительно, - можно ли вообще сыграть гениальность? К чести актрисы, ей удалось в полной мере передать внутренний мир талантливейшей женщины, безраздельно преданной сцене.
[500x385]
Если роль Комиссаржевской для Натальи Сайко являлась самой сложной, то самым любимым своим персонажем на экране она называет Юлию Мартынову из киноповести Ильи Авербаха «Голос» (1982). Героиня Сайко – тяжелобольная актриса, которая вкладывает свои последние силы, чтобы довести до конца работу над ролью. Эта самоотверженность вызывает у зрителя восхищение и сопереживание.
[550x413]
Яркий след в творческой биографии актрисы оставил фильм Леонида Менакера «Завещание профессора Доуэля», снятый в 1984 году по мотивам знаменитой фантастической повести Александра Беляева. Здесь Наталья Сайко сыграла тройную роль – холеной красавицы актрисы Анжелики Гай, вульгарной певички Моники и страдающей, мечущейся Евы, волей научных экспериментов воссоединившей в себе и тела и души этих двух таких разных женщин.
С развалом СССР закончилась эпоха советского кино. Многие отечественные актеры оказались за бортом профессии. Не избежала этой участи и Наталья Сайко. В начале 90-х она снялась в паре картин на киностудии «Беларусьфильм». Это были ее последние работы в кино. Больше она не снималась. Вскоре актриса ушла и из «Содружества актеров Таганки» - театра под руководством Николая Губенко. Последние годы все свое свободное время Наталья Сайко посвящает мужу, дому, книгам...