molodiakov
Оплакиваемый интеллигенцией Эльдар Рязанов был одним из лучших и талантливейших мастеров советского кино - с акцентом на слове "советского".
Как мастер фиги в кармане и художественного подхихикивания он не уступал Радзинскому, а по широте аудитории и популярности бесконечно превосходил его.
"Каждому интеллигентному человеку" было положено не только смотреть, но и любить его фильмы.
Я принадлежу к тому поколению, которое - до известного момента - смотрело все его фильмы по мере выхода на экран (в моем случае начиная с "Иронии судьбы") и пересматривало при любой возможности.
Рязанов был одним из лучших выразителей "застоя". Причем не только "как было", но и "как нам надлежит это видеть". Именно тогда он стал лауреатом Госпремии и народным артистом СССР.
Его картины финансировало Госкино, а не Госдеп, но их деморализующее воздействие огромно.
В фильмах Рязанова - названия напоминать не надо - нет явных негодяев, но нет и положительных героев, примеров для подражания. Мелкие, слабые, жалкие, порой мерзковатые, но все же симпатичные людишки - "как ты да я да мы с тобой".
В то время в СССР фильмы про положительных героев - кроме лучших "милицейских" и "военных" - снимались такие, что от них сводило скулы и начиналась зевота, если не рвота. Не было реальных и привлекательных положительных героев в мирное время. Единственное исключение, которое сейчас мне приходит на память, - "Две строчки мелким шрифтом" Виталия Мельникова (лучший фильм про историков, который я знаю). "Девять дней одного года" и "Иду на грозу" - это другая эпоха и другое поколение зрителей.
Апофеозом Рязанова однако стал фильм совсем иного жанра - "Жестокий романс" (люди моего возраста помнят полемику в печати вокруг него). Это воплощение мечты советского человека о "красивой жизни". Безвкусное, но клевое. Это, пожалуй, единственный фильм Рязанова, в котором был несомненный позитивный заряд.
С началом "перестройки" Рязанов снял отличную "3абытую мелодию для флейты" и попытался "перестроиться" в "Дорогой Елене Сергеевне". В "Серебряный век советского кино" (термин мой!) он не вписался (например, Владимир Наумов вписался), да, похоже, и не пытался. "Небеса обетованные" и "Предсказание" я не смотрел и, думаю, уже смотреть не буду. "Привет, дуралеи!" произвел очень жалкое впечатление. В постсоветском кино, которое - лично для меня - началось с "Брата", Рязанову места не было. Пример талантливого художника, пережившего себя и выпавшего из времени.
Лет 15 назад я пересмотрел "Гараж". Фильм вызвал у меня... ужас! Когда стерлись все актуальные на тот момент бытовые детали (курицу "достал", а она потекла и т.д.), стало ясно, что перед нами сильнейшая драма! Какое там смеяться... Из-за всего-то места в гаражном кооперативе из людей полезло ТАКОЕ. А если война, террор, арест, плен, угроза расстрела?
Потом я начал пересматривать "Служебный роман" и минуте на пятой меня реально затошнило. Я решил, что "съел что-то не то", и через несколько дней повторил эксперимент - с тем же результатом. Больше я Рязанова не смотрел, не пересматривал и, думаю, не буду. 3ачем?
В советское время любовь к фильмам Рязанова была маркером вялого антисоветского вольнодумства, обязательного для "приличного интеллигента" (как говорил мой научный руководитель проф. Вада). Сейчас это маркер "советизма". А как к этому относиться - дело каждого.